СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОРКСЭ на тему "Совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ на тему "Совесть"»

Тема: Совесть


Цель урока: развить представление о ценности осознанного нравственного поведения человека, воспитывать чувство чуткости, ответственности к своим поступкам.


Задачи урока:

-показать роль совести человека в обществе

-объективно оценивать свои поступки

-объективно оценивать чужие поступки


Слайд№1


  1. Оргмомент. Мотивация.

Сегодня на уроке мы поговорим о совести.

Вы узнаете:

1.Что такое совесть

2.Как работает совесть

3.Взаимодействие совести с другими силами человека

4.Вопросы ученикам и подведение итогов.

5.Пословицы и поговорки


  1. Актуализация знаний

Объясните слова:

Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.


  1. Формирование темы, цели и задач урока

-Назовите тему урока (Совесть)


Давайте разберемся, что такое совесть.

  1. Открытие новых знаний

1.СО-ВЕСТЬ - Приставка «со» означает соединение с чем-либо, корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Это способность оценивать, судить и оправдывать дела или мысли, которые вы имеете.


Совесть - это нравственность, справедливость, добро, честность, порядочность, мораль. От нее зависит развитие человека и его совершенствование.

Совесть часто сравнивают с компасом, который так необходим путешественникам, чтобы не попасть в беду. Если компас правильно работает и если им пользоваться вместе с подробной картой, можно избежать беды. Это очень похоже на совесть. Если она правильно обучена, она нас будет защищать, но только если мы будем быстро реагировать на ее предупреждения.

Слайд №2





Пример:


В Шотландии на задней площадке трамваев и автобусов есть небольшой ящик. Этот специальный ящик там для того, чтобы положить туда свою плату, если кондуктор занят на другом конце трамвая или автобуса и не может подойти к вам. Он называется "ящик совести". Я с интересом наблюдал за людьми, когда они выходили из трамвая. Если кондуктор не дошел до них, они клали свой трех-пенсовик или шестипенсовик в тот ящик. Когда я заговорил с кондуктором о ящике, он сказал: "Ящик совести полный каждый день". Те люди спали ночью хорошо.

Когда человек осознает, что он в беде, его совесть начинает помогать ему. Ваша совесть может одобрять ваши поступки или разоблачать их.


Совесть - полицейский. Она страж вашей души.

Слайд №3


2.Работа совести

Совести в человеке поручено два дела:

- Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

- После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

Совесть как заноза.

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Нечистая совесть подобна занозе, которая постоянно напоминает о себе, ноет и зудит, лишая человека радости и покоя. Если занозу не вытащить сразу, она будет нарывать и если не умело её загнать глубже будет только хуже.

Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде.

Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.

Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

Слайд№4

3.Взаимодействие совести с другими силами человека


Совесть взаимодействует с другими силами человека. С его умом, чувством и волей.

И в этом союзе совесть не только говорит человеку о том, что хорошо или плохо, но и обязывает его непременно делать добро и избегать делать дурное.


Добрые действия сопровождаются чувством радости и удовлетворения, а действия дурные – чувством стыда, страха, душевной муки.

В этих проявлениях совести обнаруживаются познавательная, чувственная и волевая стороны.


  1. Применение знаний.


1.Работа с учебником

Страницы 48-49




2.Вопросы ученикам:


-Как вы теперь понимаете, что означает совесть? (зачитать)


-Какие два важнейших дела у совести?


-Как вы понимаете выражение: «Совесть как заноза»?


Запомните, бессовестных людей нет! Просто совесть таких людей очерствела, как кожа после мозоли или ожога, где зарубцевавшиеся ткани становятся нечувствительными.

Не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем!

Слайд№5

  1. Рефлексия

1.Пословицы и поговорки (прочитай и раздели на две группы)


Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука.


Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.


Нечистая совесть спать не даёт.


От человека утаишь, а от совести не утаишь.


Совесть без зубов, а грызет.


Чистая совесть - самая лучшая подушка.


Как ни мудри, а совести не перемудришь.


В ком есть стыд, в том и совесть.


Знает кошка, чье мясо съела.


Слайд№6




















2.Кроссворд


Для кроссворда у нас один вопрос:

1.Какими качествами обладает совесть?





1

с

п

р

а

в

е

д

л

и

в

о

с

т

ь


2

д

о

б

р

о



3

н

р

а

в

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь



4

ч

е

с

т

н

о

с

т

ь


п

о

р

я

д

о

ч

н

о

с

т

ь



6

д

о

с

т

о

и

н

с

т

в

о



7

м

о

р

а

л

ь









Слайд№7



  1. Итог урока

Ответы на вопросы учебника стр.49


  1. Домашнее задание


Ответьте на вопрос:

Приходилось ли вам испытывать муки совести?