СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Основы алгоритмизации и программирования

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Основы алгоритмизации и программирования

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Основы алгоритмизации и программирования»

Конспект урока по предмету

«Основы алгоритмизации и программирования»

Тема урока: «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

Цели урока:

образовательные:

  • повторение понятий и использования операторов присваивания, ввода/вывода данных в Паскале;

  • введение формы записи условного оператора;

  • формирование первичных навыков решения задач с использованием блок-схем и составление программ на языке Паскаль АВС

развивающие:

  • развитие логического и алгоритмического мышления;

  • формирование умения анализировать, обобщать, сравнивать, формализовывать задачи;

воспитательные:

  • воспитание добросовестного отношения к учению;

  • повышение интереса к учебному предмету «информатика»;

  • популяризация программирования у школьников.

Тип урока: комбинированный.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры с установленной средой программирования Pascal ABC, опорные конспекты.

План урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Актуализация знаний. Про­верка домашнего задания. Фрон­тальный опрос - 5 мин.

  3. Изучение нового материа­ла - 5 мин.

  4. Закрепление нового мате­риала - 5 мин.

  5. Формирование умений по конструированию разветвляю­щихся алгоритмов - 15 мин.

  6. Самостоятельная работа - 10 мин.

  7. Подведение итогов заня­тия - 2 мин.

  8. Домашнее задание - 2 мин.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (Приветствие).

- Вы уже знаете некоторые основы языка Паскаль для создания линейных программ. Но для написания более сложных программ предназначены так называемые составные команды: команды ветвления и цикла. Сегодня на уроке мы рассмотрим одну из этих составных команд – ветвления. Запишите тему нашего урока «Программирование разветвляющихся алгоритмов».

2. Актуализация знаний. Про­верка домашнего задания. Фрон­тальный опрос.

Проверим выполненное вами домашнее задание. Нужно было написать текст программы следующей задачи на языке Паскаль.

Задача.

Для украшения новогодней елки используют разноцветные шары. Каждый год на елку вешают разное количество красных шаров. Сколько шаров будет украшать елку в этом году, если известно, что синих шаров всегда на 25 больше, чем красных?

Решение:

Program dz;

Var a, k: integer;

Begin

Writeln (‘введите количество красных шаров’);

Readln (a);

k:= a+(a+25)

Write(‘в этом году елку будет украшать’, k, ‘шаров’);

End.


Один человек решает задачу на доске, остальные отвечают на вопросы.


Вопросы и задания (фронтальный опрос).

На доске изображена пустая блок-схема линейного алгоритма, которая заполняется по ходу ответов учащихся на вопросы:

  1. Дайте определение линейных алгоритмов.

(Ответ: Алгоритмы, в которых используется только структура «следование», называются линейными алгоритмами).

  1. Перечислите основные структуры линейного алгоритма и в виде чего они обозначаются в блок-схеме.

(Ответ: ввод / вывод данных - в виде параллелограмма, последовательность команд – в виде прямоугольника).

  1. Расскажите порядок выполнения алгоритма для вычисления среднего арифметического и среднего геометрического двух чисел А и В.

(Ответ: Ввести два числа А и В; вычислить среднее арифметическое, вычислить среднее геометрическое; вывести результаты.

Программа:

Program sr;

Var a, b, c, d: integer;

Begin

Writeln (‘введите два числа’);

Readln (a,b);

c:=(a+b)/2;

d:=sqrt(a*b);

Write(‘c=’, c:5:2, ‘d=’,d:5:2);

End. )

  1. Переведите на язык программирования следующие команды:

Ввести А, В

Увеличить А в 20 раз

Уменьшить В в 34 раза

Напечатать А, В

КОНЕЦ

(Ответ: Writeln (‘введите два числа’);

Readln (a,b);

a:=20*a;

b:=b / 34;

Writeln (‘a=’, a, ‘b=’, b);



3. Изучение нового материа­ла.

(Просмотр презентации.)

В отличие от линейных алгоритмов, в которых команды выполняются одна за другой, конструкция ветвления включает в себя проверку условия.

Графически ветвление можно представить схемой:

да

нет

Условие




Действие 2

Действие 1






По этой схеме, если условие истинно, выполняется серия действий 1, иначе выполняется серия действий 2.

При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор. Его общий вид:

if then else ;

Пример: if ab then x:= a else x:=b;

для записи неполных ветвлений используется неполная форма условного оператора:

if then

Графическая схема простой (неполной) конструкции ветвления:

нет

да

Условие




Действие





Здесь при справедливости условия выполняется действие, а если условие нарушено, то сразу переходим к оператору, который следует за условным оператором.

Слова if - then - else переводятся с английского на русский язык как если – то – иначе, что полностью соответствует записи ветвления на алгоритмическом языке.

Перед else знак «;» не ставится.

В качестве условий такого оператора используется значение логического выражения:

  • простые – записанные с помощью операций отношения;

  • сложные – записанные с помощью логических операций: OR (или) и AND (и).

Чтобы после ключевых слов then или else могла выполняться последовательность операторов, они должны быть заключены в операторные скобки – ключевые слова Begin и End. Операторные скобки охватывают фрагмент исходного текста программы, который необходимо считать одним оператором. В качестве операторов, используемых в составном операторе, могут использоваться любые операторы, допустимые в Паскале, в том числе условные операторы, а также составные операторы.

Составной оператор:

Begin

оператор 1;

оператор 2;

…….

оператор n;

End;

В качестве оператора после then и else можно использовать условный оператор. Например, возможна следующая конструкция:

if then

if then

else ;

при использовании таких сложных конструкций (их ещё называют вложенными ветвлениями) следует иметь в виду, что else всегда относится к ближайшему оператору if.

4. Закрепление нового мате­риала.

Работа с опорным конспектом. Каждое задание выполняется на доске, остальные учащиеся записывают результаты в своих опорных конспектах.

(Ответы на задания опорного конспекта.

Задание №1. Ответ: 3.

Задание 2.

Решение:

Program z_2;

Var a, b, min: integer;

Begin

Writeln (‘введите два числа a и b’);

Readln (a,b);

If a b then min:=b else min:=a;

Write(‘наименьшее число’, min);

End.

  1. Формирование умений по конструированию разветвляю­щихся алгоритмов.

Задание 3.

Решение:

Program z_3;

Var a, x: integer;

Begin

Writeln (‘введите число a’);

Readln (a);

If a 9 then x:= a + 8 else x:= a - 8;

Writeln(‘x=’, x:5:2);

End.

Задание 4.

Решение:

Program z_4;

Var x, e: real;

Begin

Writeln (‘введите два числа x и y’);

Readln (x,y);

If abs(x) abs(y) then x:= x / 5;

Writeln(‘x=’, x:5:2, ‘y=’, y:5:2);

End.

начало

х y

x = x/5



ввод х, у



да

нет







вывод х, у



конец





Задание 5.

Решение:

Program z_5;

Var a, b: real;

Begin

Writeln (‘введите два числа a и b’);

Readln (a,b);

If abs(a)

Writeln(‘a=’, (a+b) / 2 , ‘b=’, sqrt(a*b));

End.

6. Самостоятельная работа.

  1. Написать программу, которая проверяет, делится ли на 3 целое число, введенное с клавиатуры.

  2. Написать программу, которая вычисляет оптимальный вес пользователя, сравнивает его с реальным и выдает рекомендации о необходимости поправиться или похудеть. Оптимальный вес вычисляется по формуле: рост (в сантиметрах) – 100.

( Решение задачи 1:

Program zadacha_1;

Var a: integer;

Begin

Writeln (‘введите целое число a’);

Readln (a);

If a mod 3 = 0 then write (‘число’,a,’ делится на 3’) else write (‘число’,a,’не делится на 3’);

End.


Решение задачи 2:

Program zadacha_2;

Var ves, rost, norma: real;

Begin

Writeln (‘введите свой вес’);

Readln (ves);

Writeln (‘введите свой рост (в см.)’);

Readln (rost);

norma:= rost – 100;

If ves = norma then write (‘ваш вес оптимальный’) ;

If ves norma then write (‘вам необходимо похудеть’)

else write (‘вам необходимо поправиться’);

End.


7. Подведение итогов заня­тия.

8. Домашнее задание.

  1. Выучить конспект

  2. Выучить §4.5.

  3. Стр. 202 № 5, 11.



Опорный конспект урока.

Тема: «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

Задание №1.

Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы?

begin

a:= 1; b:= 2;

If (a = 1) and (b = 2) then n:= a + b else n:= a - b;

writeln(n);

end.

  1. 3; б) -1; в) 1; г) 2. Ответ: _______


Задание 2. Составить алгоритм нахождения меньшего из двух значений.


Решение:











Задание №3.

Составить программу по заданной блок-схеме

начало

конец

Вывод Х

Ввод А

А9?

X=A+8

X=A-8





нет

да













Решение:













Задание №4.

Пусть даны два числа. Если первое больше второго по абсолютной величине, то необходимо уменьшить первое в пять раз. Иначе оставить числа без изменения. Написать программу и вписать пропущенные команды в шаблоне блок-схемы для данной задачи.



















нет

да














Решение:











Задание №5.


Составьте программу, заменяющую меньшее из двух данных чисел на среднее арифметическое этих чисел, а большее из двух данных чисел – на среднее геометрическое этих чисел.

Решение:
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!