Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Карабудахкентская средняя общеобразовательная школа№ 5»
Конспект урока
Класс: 9
Предмет: физика
Тема урока: «Относительность движения»
Образовательная технология: технология развития критического мышления, развивающие технологии.
Учитель: Кискагаджиева Бурлият Ахмедовна
Тема урока: «Относительность движения»
Тип занятия: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-беседа
Дидактическая цель продолжить формирование понятия «относительность движения»
Познавательная цель: усвоить, что такое относительность движения, где проявляется и где используется
Задачи
Образовательные:
Научить ребят выбирать тело отсчета и систему отсчета.
Выявить с ребятами основные относительные характеристики движения (скорость, траектория, путь).
Показать значимость понятия «относительность движения» в быту и технике.
Развивающие:
Для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа, сравнения, выделения главного.
Воспитательные:
В целях интернационального воспитания обратить внимание на то, что физика развивается благодаря работам ученых всех стран и все времен (Птолемей, Коперник)
Для обеспечения политехнического воспитания на конкретных примерах убедить учащихся в практической значимости учета относительности движения в быту и технике.
Оборудование: компьютер; проектор; экран
Ход урока:
Учитель: На прошлых уроках мы изучали раздел физики «кинематика». Мы говорили о движении, о его характеристиках (скорость, перемещение, ускорение и т.д.), но не задумывались о причинах этого движения.
Сегодня у нас с вами будет урок-мостик, соединяющий два раздела физики кинематику и динамику.Думаю, что вы сможете справиться со такой задачей:
Две машины едут друг за другом равномерно прямолинейно. Вторая машина движется со скоростью 6 м/с. Первая машина проходит 100 м за 10 с. Определить скорость первой машины?
Ученик: Скорость первой машины 10 м/c.
Учитель: А в задаче дан ответ 4 м/c. Что же мы не учли при решении этой задачи?
Ученик: затрудняется ответить
Учитель: Относительно чего первая машина движется со скоростью 10 м/c?
Ученик: относительно земли, а относительно второй машины скорость будет 4 м/c.
Учитель: Здесь было сказано ключевое слово, какое?
Ученик: Относительность
Учитель: Совершенно верно. А где вы уже встречались с этим понятием?
Ученик: Мы встречались с этим понятием, когда говорили об относительности механического состояния (покой или движение)
Учитель: Совершенно верно.
Тема нашего урока «Относительность движения»
Учитель: Я предлагаю вам проделать следующий опыт: на учебник положим пенал и начнем двигать учебник вдоль стола. Что мы можем сказать о движении пенала (движется или покоится)?
Ученик: пенал движется относительно стола и покоится относительно учебника.
Учитель: Рассмотрим следующие примеры:
Лодка плывет по течению реки. Что можно сказать о движении лодки?
Ученик: лодка движется относительно берега и покоится относительно воды
Учитель: мальчик сидит в движущемся поезде. Мальчик движется или покоится?
Ученик: мальчик движется относительно деревьев и рельс, а покоится относительно поезда.
Все эти примеры показывают, что какая физическая величина является относительной?
Ученик: Скорость
Учитель: совершенно верно.
Делаем запить в тетради:
«I относительность скорости».
Учитель: Сейчас я предлагаю вам представить, что мы стоит на земле и смотрим на спускающийся строго вертикально вниз самолет. Скажите, по какой линии относительно центра винта движутся точки находящиеся на лопастях?
Ученик: по окружности
Учитель: А относительно нас, стоящих на земли, по какой линии (траектория) движутся эти же точки?
Ученик: по спирали
Учитель: Траектория движения точек в этом случае одинаковая или разная?
Ученик: разная
Учитель: т.е. траектория движения это характеристика какая?
Ученик: относительная
Учитель: записываем «II относительность траектории»
Давайте рассмотрим еще один пример – движение колеса
по какой траектории движутся точки колеса относительно центра колеса?
Ученик: по окружности
Учитель: а относительно земли по какой траектории движутся точки обода?
Ученик: (ученики показывают руками вид линии)
Учитель: это линия называется циклоида.
Учитель: Если траектория относительна, то какая физическая величина, связанная с ней тоже является относительной?
Ученик: путь
Учитель: Правильно! Записываем «III относительность пути»
Давайте подведем итог: что нового сегодня на уроке вы узнали про относительность
Ученик: Мы узнали, что скорость, траектория и путь – относительны.
Учитель: правильно, другими словами относительность означает, что механическое состояние тела (его покой или движение), характеристики механического движения (скорость, путь, траектория) являются различными относительно разных систем отсчета.
Учитель: Относительность сыграла огромную роль в развитии истории.
С давних пор люди замечали, что звёзды в течение ночи, так же как и Солнце днём, перемещаются по небу с востока на запад, двигаясь по дугам и делая за сутки полный оборот вокруг Земли. Поэтому в течение многих столетий считалось, что в центре мира находится неподвижная Земля, а вокруг неё обращаются все небесные тела. Такая система мира была названа геоцентрической (греческое слово «гео» означает «земля»).
Во II в. александрийский учёный Клавдий Птолемей обобщил имеющиеся сведения о движении светил и планет в геоцентрической системе и сумел составить довольно точные таблицы, позволяющие определять положение небесных тел в прошлом и будущем, предсказывать наступление затмений и т. д.
Однако со временем, когда точность астрономических наблюдений возросла, стали обнаруживаться расхождения между вычисленными и наблюдаемыми положениями планет. Вносимые при этом исправления делали теорию Птолемея очень сложной и запутанной. Появилась необходимость замены геоцентрической системы мира.
Новые взгляды на строение Вселенной были подробно изложены в XVI в. польским учёным Николаем Коперником. Он считал, что Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца, одновременно вращаясь вокруг своих осей. Такая система мира называется гелиоцентрической, поскольку в ней за центр Вселенной принимается Солнце (по-гречески «гелиос»).
Учитель: Галилео Галилей поддержал идею Коперника о Гелиоцентрическая система. Но Галилео Галилей услышал, в числе множества возражений, и такое: если бы Земля двигалась, то птицы, летающие в воздухе, не могли бы поспеть за мчащимися вместе с Землей башнями и деревьями!
Галилео посоветовал спорщикам отправиться в трюм какого-нибудь корабля, запасясь мухами, бабочками, аквариумом с рыбками, а также кусочком ладана и кувшинами с водой. Пока корабль неподвижен, спорщикам предлагалось поэкспериментировать - попрыгать, покидать всевозможные предметы, внимательно понаблюдать за поведением летающих мух, плавающих рыбок, водяных капель, отвесно падающих вниз, дыма от ладана, поднимающегося прямо вверх. Далее Галилео заявил: заставьте теперь корабль двигаться с любой скоростью, и тогда (если только движение будет равномерным и без качки) во всех названных явлениях вы не обнаружите ни малейшего изменения. Прыжки и броски не станут труднее или легче, мухи и бабочки будут по-прежнему летать во все стороны, капли будут все так же отвесно падать, а дым отвесно же подниматься. Галилео заключил:
- Ни по одному из этих явлений вы не сможете установить, движется ли корабль или стоит неподвижно. Другими словами и чуть шире: никаким механическим опытом невозможно обнаружить собственное прямолинейное и равномерное движение.
Это утверждение было названо принципом относительности Галилея.
Учитель: А теперь я предлагаю нам разобраться, как же применить принцип относительности при решении задач
Задача. Человек идет по вагону по движению поезда. Скорость поезда относительно поверхности земли равна 50 м/с, а скорость человека относительно вагона равна 3 м/с. Определите, с какой скоростью и в каком направлении движется человек относительно земли.
Разбор задачи.
Теперь изменим задачу
Задача. Человек идет по вагону против движения поезда. Скорость поезда относительно поверхности земли равна 50 м/с, а скорость человека относительно вагона равна 3 м/с. Определите, с какой скоростью и в каком направлении движется человек относительно земли.
Разбор задачи
Итоги урока.
Применение знаний об относительности движения позволило по-новому взглянуть на строение Вселенной, помогло открыть новые физические законы и выяснить причины движения тел.
Рефлексия.
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось на уроке?
На сколько процентов из 100 я сегодня работал на уроке
На сколько процентов из 100 я бы хотел работать на уроке
Домашнее задание. § 9, стр.35-40, задание 5