СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Относительность движения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Относительность движения"»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Карабудахкентская средняя общеобразовательная школа№ 5»




Конспект урока





Класс: 9

Предмет: физика




Тема урока: «Относительность движения»




Образовательная технология: технология развития критического мышления, развивающие технологии.




Учитель: Кискагаджиева Бурлият Ахмедовна






Тема урока: «Относительность движения»


Тип занятия: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-беседа

Дидактическая цель продолжить формирование понятия «относительность движения»

Познавательная цель: усвоить, что такое относительность движения, где проявляется и где используется

Задачи

Образовательные:

Научить ребят выбирать тело отсчета и систему отсчета.

Выявить с ребятами основные относительные характеристики движения (скорость, траектория, путь).

Показать значимость понятия «относительность движения» в быту и технике.


Развивающие

Для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа, сравнения, выделения главного.


Воспитательные: 

В целях интернационального воспитания обратить внимание на то, что физика развивается благодаря работам ученых всех стран и все времен (Птолемей, Коперник)

Для обеспечения политехнического воспитания на конкретных примерах убедить учащихся в практической значимости учета относительности движения в быту и технике.


Оборудование: компьютер; проектор; экран




Ход урока:


Учитель: На прошлых уроках мы изучали раздел физики «кинематика». Мы говорили о движении, о его характеристиках (скорость, перемещение, ускорение и т.д.), но не задумывались о причинах этого движения.

Сегодня у нас с вами будет урок-мостик, соединяющий два раздела физики кинематику и динамику.Думаю, что вы сможете справиться со такой задачей:

Две машины едут друг за другом равномерно прямолинейно. Вторая машина движется со скоростью 6 м/с. Первая машина проходит 100 м за 10 с. Определить скорость первой машины?

Ученик: Скорость первой машины 10 м/c.

Учитель: А в задаче дан ответ 4 м/c. Что же мы не учли при решении этой задачи?

Ученик: затрудняется ответить

Учитель: Относительно чего первая машина движется со скоростью 10 м/c?

Ученик: относительно земли, а относительно второй машины скорость будет 4 м/c.

Учитель: Здесь было сказано ключевое слово, какое?

Ученик: Относительность

Учитель: Совершенно верно. А где вы уже встречались с этим понятием?

Ученик: Мы встречались с этим понятием, когда говорили об относительности механического состояния (покой или движение)

Учитель: Совершенно верно.

Тема нашего урока «Относительность движения»

Учитель: Я предлагаю вам проделать следующий опыт: на учебник положим пенал и начнем двигать учебник вдоль стола. Что мы можем сказать о движении пенала (движется или покоится)?

Ученик: пенал движется относительно стола и покоится относительно учебника.

Учитель: Рассмотрим следующие примеры:

Лодка плывет по течению реки. Что можно сказать о движении лодки?

Ученик: лодка движется относительно берега и покоится относительно воды

Учитель: мальчик сидит в движущемся поезде. Мальчик движется или покоится?

Ученик: мальчик движется относительно деревьев и рельс, а покоится относительно поезда.

Все эти примеры показывают, что какая физическая величина является относительной?

Ученик: Скорость

Учитель: совершенно верно.

Делаем запить в тетради:

«I относительность скорости».

Учитель: Сейчас я предлагаю вам представить, что мы стоит на земле и смотрим на спускающийся строго вертикально вниз самолет. Скажите, по какой линии относительно центра винта движутся точки находящиеся на лопастях?

Ученик: по окружности

Учитель: А относительно нас, стоящих на земли, по какой линии (траектория) движутся эти же точки?

Ученик: по спирали

Учитель: Траектория движения точек в этом случае одинаковая или разная?

Ученик: разная

Учитель: т.е. траектория движения это характеристика какая?

Ученик: относительная

Учитель: записываем «II относительность траектории»

Давайте рассмотрим еще один пример – движение колеса

по какой траектории движутся точки колеса относительно центра колеса?

Ученик: по окружности

Учитель: а относительно земли по какой траектории движутся точки обода?

Ученик: (ученики показывают руками вид линии)

Учитель: это линия называется циклоида.

Учитель: Если траектория относительна, то какая физическая величина, связанная с ней тоже является относительной?

Ученик: путь

Учитель: Правильно! Записываем «III относительность пути»

Давайте подведем итог: что нового сегодня на уроке вы узнали про относительность

Ученик: Мы узнали, что скорость, траектория и путь – относительны.

Учитель: правильно, другими словами относительность означает, что механическое состояние тела (его покой или движение), характеристики механического движения (скорость, путь, траектория) являются различными относительно разных систем отсчета.

Учитель: Относительность сыграла огромную роль в развитии истории.

С давних пор люди замечали, что звёзды в течение ночи, так же как и Солнце днём, перемещаются по небу с востока на запад, двигаясь по дугам и делая за сутки полный оборот вокруг Земли. Поэтому в течение многих столетий считалось, что в центре мира находится неподвижная Земля, а вокруг неё обращаются все небесные тела. Такая система мира была названа геоцентрической (греческое слово «гео» означает «земля»).

Во II в. александрийский учёный Клавдий Птолемей обобщил имеющиеся сведения о движении светил и планет в геоцентрической системе и сумел составить довольно точные таблицы, позволяющие определять положение небесных тел в прошлом и будущем, предсказывать наступление затмений и т. д.

Однако со временем, когда точность астрономических наблюдений возросла, стали обнаруживаться расхождения между вычисленными и наблюдаемыми положениями планет. Вносимые при этом исправления делали теорию Птолемея очень сложной и запутанной. Появилась необходимость замены геоцентрической системы мира.

Новые взгляды на строение Вселенной были подробно изложены в XVI в. польским учёным Николаем Коперником. Он считал, что Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца, одновременно вращаясь вокруг своих осей. Такая система мира называется гелиоцентрической, поскольку в ней за центр Вселенной принимается Солнце (по-гречески «гелиос»).

Учитель: Галилео Галилей поддержал идею Коперника о Гелиоцентрическая система. Но Галилео Галилей услышал, в числе множества возражений, и такое: если бы Земля двигалась, то птицы, летающие в воздухе, не могли бы поспеть за мчащимися вместе с Землей башнями и деревьями!

Галилео посоветовал спорщикам отправиться в трюм какого-нибудь корабля, запасясь мухами, бабочками, аквариумом с рыбками, а также кусочком ладана и кувшинами с водой. Пока корабль неподвижен, спорщикам предлагалось поэкспериментировать - попрыгать, покидать всевозможные предметы, внимательно понаблюдать за поведением летающих мух, плавающих рыбок, водяных капель, отвесно падающих вниз, дыма от ладана, поднимающегося прямо вверх. Далее Галилео заявил: заставьте теперь корабль двигаться с любой скоростью, и тогда (если только движение будет равномерным и без качки) во всех названных явлениях вы не обнаружите ни малейшего изменения. Прыжки и броски не станут труднее или легче, мухи и бабочки будут по-прежнему летать во все стороны, капли будут все так же отвесно падать, а дым отвесно же подниматься. Галилео заключил:

- Ни по одному из этих явлений вы не сможете установить, движется ли корабль или стоит неподвижно. Другими словами и чуть шире: никаким механическим опытом невозможно обнаружить собственное прямолинейное и равномерное движение.

Это утверждение было названо принципом относительности Галилея.

Учитель: А теперь я предлагаю нам разобраться, как же применить принцип относительности при решении задач

Задача. Человек идет по вагону по движению поезда. Скорость поезда относительно поверхности земли равна 50 м/с, а скорость человека относительно вагона равна 3 м/с. Определите, с какой скоростью и в каком направлении движется человек относительно земли.

Разбор задачи.

Теперь изменим задачу

Задача. Человек идет по вагону против движения поезда. Скорость поезда относительно поверхности земли равна 50 м/с, а скорость человека относительно вагона равна 3 м/с. Определите, с какой скоростью и в каком направлении движется человек относительно земли.

Разбор задачи

Итоги урока.


Применение знаний об относительности движения позволило по-новому взглянуть на строение Вселенной, помогло открыть новые физические законы и выяснить причины движения тел.


Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось на уроке?

На сколько процентов из 100 я сегодня работал на уроке

На сколько процентов из 100 я бы хотел работать на уроке

Домашнее задание. § 9, стр.35-40, задание 5






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!