СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Относительные местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Относительные местоимения"»

Технологическая карта зачетного урока по русскому языку( 6 класс)


Тема урока: Относительные местоимения.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями относительных местоимений, их синтаксической ролью, научить различать вопросительные и относительные местоимения, местоимение что и союз что, употреблять относительные местоимения как средство связи простых предложений в составе сложных.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Поиск путей решения проблемы, высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности действий.

Познавательные: Анализ, сравнение, группировка, создание алгоритмов. Выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий. Группировать понятия по выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД: Планировать сотрудничество, соблюдать правила речевого поведения. Уметь обосновывать свою точку зрения, слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал( таблица по местоимениям), учебник «Русский язык .6 класс» под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Ч.2.




Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Примечание

  1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать разряды местоимений, и сегодня познакомимся с еще одним понятием.

Учитель приветствует учащихся,  проверяет их готовность к уроку.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, присаживаются на свои места.


Коммуникативные:

Планировать сотрудничество, соблюдать правила речевого поведения, слышать других


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Ребята, обратите внимание на доску(записаны предложения) Чем вызваны ошибки, которые допущены в предложениях?

- А сейчас мы напишем выборочный диктант на основе тех предложений, которые вы составили дома.

- Ребята, еще раз посмотрите на доску и найдите местоимения. Как вы думаете к какому разряду они относится? Почему? Определите его синтаксическую роль.

- Сформулируйте тему и цели урока.

Учитель проверяет усвоение пройденного материала, проводит проверку домашнего задания с помощью выборочного диктанта, мотивирует учащихся к дальнейшему изучению местоимения, подводит учащихся к формулированию темы и целей урока.

Учащиеся проводят работу с предложениями на доске, отвечают на вопросы учителя, пишут выборочный диктант, формулируют тему и цели урока, записывают в тетрадь.

Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока.

Коммуникативные: Уметь обосновывать свою точку зрения,

Познавательные: сравнение объектов, анализ

Предложения:1) Бабушка уехала, когда ей было десять лет. 2) Дали сигнал на обед, и мы побежали его есть.3) Богатырь сидит на своем коне, его грива развевается по ветру. 4) Сережа попросил друга купить себе новую удочку

Предложения для сравнения:

Чем вызваны ошибки, которые допущены в предложениях?

Ошибки, которые допущены в предложениях являются грубыми.

  1. Актуализация знаний

- Ребята, обратите внимание на местоимения, которые записаны в рамке, сопоставьте их, чем они различаются?

Иногда ученые относят их к одному разряду – вопросительно- относительные.

- Для чего употребляются относительные местоимения? Чем являются в предложении?

Запишите эти местоимения в словарь-справочник.

Учитель помогает учащимся усвоить новые знания, побуждает к дальнейшей работе, проводит работу с материалами для наблюдения, сообщает учащимся о мнении ученых

Ученики проводят работу с материалами для наблюдения на странице 74, читают теоретический материал и сопоставляют местоимения, помещенные в рамках на странице 72-14 учебника, в тетрадях – справочниках заполняют соответствующие графы.

Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений, Определять степень успешности действий, определение целей заданий

Познавательные: Выделять главное, вычитывание информации из таблиц.

Коммуникативные: Соблюдать правила речевого поведения, Уметь обосновывать свою точку зрения, слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.



  1. Первичное усвоение новых знаний

- А теперь посмотрим упражнение 454 и запишем предложения в три столбика

- А теперь выполним упражнение 455 вместе и составим схемы сложных предложений.

- Ребята, обратите внимание на таблицы, которые я вам раздала. Посмотрите образец рассуждения. По этому образцу мы будем с вами работать с предложениями.

Учитель предлагает выполнить упражнения с дополнительными заданиями, а также выполнение упражнений под его контролем, проводит работу с местоимениями кто и что по модели рассуждения.

Учащиеся записывают предложения, подчеркивают как члены предложения местоимения, делают вывод о синтаксической роли вопросительных и относительных местоимениях.

Выполнение 455 упражнения, под контролем учителя, определяют синтаксическую роль местоимения который, опираясь на полученный раннее опыт, работа заканчивается составлением алгоритма « Определение синтаксической роли относительного местоимения». Используя модель рассуждения, учащиеся работают с предложениями.

Регулятивные: Поиск путей решения проблемы, высказывать предположения на основе наблюдений, Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности действий.

Познавательные: Анализ, сравнение, группировка, создание алгоритмов.

Коммуникативные:

Совместная деятельность.

Модель рассуждения:

  1. Если второе предложение можно превратить в вопросительное с сохранением структуры, то что – это относительное местоимение( член предложения)6 Что надо взять с собой в поход? ( Надо взять теплую одежду)

  2. Если что можно опустить, превратив сложное союзное предложение в бессоюзное, то перед нами союз ( при его пропуске ставится двоеточие): Было понятно: мы проехали нужную станцию. Если второе предложение присоединено относительным местоимением , сделать это невозможно: Ребята узнали, что надо взять с собой в поход. В этом случае нужно заменить местоимение существительным, на которое оно указывает: Ребята узнали: в поход надо взять рюкзаки , палатки, теплую одежду.

Предложения:1) Припомни, что сказал старик!2) Мы не заметили, что степь сменилась мелколесьем3) Дождь лил как из ведра, что нарушило все наши планы на выходные. 4) Это даже хорошо, что пока нам плохо!

  1. Первичная проверка понимания

Выполним упражнение 456, составьте аналогичные пары с местоимением какой, сделайте вывод о функции этих местоимений

Учитель предлагает выполнить упражнение с дополнительным заданием на закрепление знаний

Ученики выполняют упражнение 456, анализируют роль местоимения сколько в последнем предложении, делают вывод о функции местоимений.

Регулятивные: Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности действий, определение цели упражнения

Познавательные: Группировать понятия по выбранным основаниям, Анализ и синтез явлений.

Коммуникативные: Планировать сотрудничество, Уметь обосновывать свою точку зрения, слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


Словосочетания:

Какие новости?

Какие новости!

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

- Запишем домашнее задание: параграф 79, подготовиться к самостоятельной работе упражнение 453

Учитель дает задание на дом, проводит инструктаж о его выполнении

Ученики записывают домашнее задание , задают вопросы.

Регулятивные: : планируют свою деятельность, выделяют цель работы.

Познавательные: анализируют работу

Коммуникативные: слушают учителя и задают ему вопросы



  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Ребята, скажите, сколько слов входит в разряд вопросительных и относительных местоимений- семь или четырнадцать?

Учитель задает вопросы учащимся , проверяет степень усвоения материала

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Познавательные: умение выделять главную информацию, свертывать информацию до ключевых понятий. Группировать понятия по выбранным основаниям.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!