Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Примечание |
Организационный этап |
Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать разряды местоимений, и сегодня познакомимся с еще одним понятием. | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, присаживаются на свои места. | Коммуникативные: Планировать сотрудничество, соблюдать правила речевого поведения, слышать других | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
- Ребята, обратите внимание на доску(записаны предложения) Чем вызваны ошибки, которые допущены в предложениях? - А сейчас мы напишем выборочный диктант на основе тех предложений, которые вы составили дома. - Ребята, еще раз посмотрите на доску и найдите местоимения. Как вы думаете к какому разряду они относится? Почему? Определите его синтаксическую роль. - Сформулируйте тему и цели урока. | Учитель проверяет усвоение пройденного материала, проводит проверку домашнего задания с помощью выборочного диктанта, мотивирует учащихся к дальнейшему изучению местоимения, подводит учащихся к формулированию темы и целей урока. | Учащиеся проводят работу с предложениями на доске, отвечают на вопросы учителя, пишут выборочный диктант, формулируют тему и цели урока, записывают в тетрадь. | Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Коммуникативные: Уметь обосновывать свою точку зрения, Познавательные: сравнение объектов, анализ | Предложения:1) Бабушка уехала, когда ей было десять лет. 2) Дали сигнал на обед, и мы побежали его есть.3) Богатырь сидит на своем коне, его грива развевается по ветру. 4) Сережа попросил друга купить себе новую удочку Предложения для сравнения: Чем вызваны ошибки, которые допущены в предложениях? Ошибки, которые допущены в предложениях являются грубыми. |
Актуализация знаний |
- Ребята, обратите внимание на местоимения, которые записаны в рамке, сопоставьте их, чем они различаются? Иногда ученые относят их к одному разряду – вопросительно- относительные. - Для чего употребляются относительные местоимения? Чем являются в предложении? Запишите эти местоимения в словарь-справочник. | Учитель помогает учащимся усвоить новые знания, побуждает к дальнейшей работе, проводит работу с материалами для наблюдения, сообщает учащимся о мнении ученых | Ученики проводят работу с материалами для наблюдения на странице 74, читают теоретический материал и сопоставляют местоимения, помещенные в рамках на странице 72-14 учебника, в тетрадях – справочниках заполняют соответствующие графы. | Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений, Определять степень успешности действий, определение целей заданий Познавательные: Выделять главное, вычитывание информации из таблиц. Коммуникативные: Соблюдать правила речевого поведения, Уметь обосновывать свою точку зрения, слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. | |
Первичное усвоение новых знаний |
- А теперь посмотрим упражнение 454 и запишем предложения в три столбика - А теперь выполним упражнение 455 вместе и составим схемы сложных предложений. - Ребята, обратите внимание на таблицы, которые я вам раздала. Посмотрите образец рассуждения. По этому образцу мы будем с вами работать с предложениями. | Учитель предлагает выполнить упражнения с дополнительными заданиями, а также выполнение упражнений под его контролем, проводит работу с местоимениями кто и что по модели рассуждения. | Учащиеся записывают предложения, подчеркивают как члены предложения местоимения, делают вывод о синтаксической роли вопросительных и относительных местоимениях. Выполнение 455 упражнения, под контролем учителя, определяют синтаксическую роль местоимения который, опираясь на полученный раннее опыт, работа заканчивается составлением алгоритма « Определение синтаксической роли относительного местоимения». Используя модель рассуждения, учащиеся работают с предложениями. | Регулятивные: Поиск путей решения проблемы, высказывать предположения на основе наблюдений, Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности действий. Познавательные: Анализ, сравнение, группировка, создание алгоритмов. Коммуникативные: Совместная деятельность. | Модель рассуждения: Если второе предложение можно превратить в вопросительное с сохранением структуры, то что – это относительное местоимение( член предложения)6 Что надо взять с собой в поход? ( Надо взять теплую одежду) Если что можно опустить, превратив сложное союзное предложение в бессоюзное, то перед нами союз ( при его пропуске ставится двоеточие): Было понятно: мы проехали нужную станцию. Если второе предложение присоединено относительным местоимением , сделать это невозможно: Ребята узнали, что надо взять с собой в поход. В этом случае нужно заменить местоимение существительным, на которое оно указывает: Ребята узнали: в поход надо взять рюкзаки , палатки, теплую одежду. Предложения:1) Припомни, что сказал старик!2) Мы не заметили, что степь сменилась мелколесьем3) Дождь лил как из ведра, что нарушило все наши планы на выходные. 4) Это даже хорошо, что пока нам плохо! |
Первичная проверка понимания |
Выполним упражнение 456, составьте аналогичные пары с местоимением какой, сделайте вывод о функции этих местоимений | Учитель предлагает выполнить упражнение с дополнительным заданием на закрепление знаний | Ученики выполняют упражнение 456, анализируют роль местоимения сколько в последнем предложении, делают вывод о функции местоимений. | Регулятивные: Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности действий, определение цели упражнения Познавательные: Группировать понятия по выбранным основаниям, Анализ и синтез явлений. Коммуникативные: Планировать сотрудничество, Уметь обосновывать свою точку зрения, слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Словосочетания: Какие новости? Какие новости! |
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении |
- Запишем домашнее задание: параграф 79, подготовиться к самостоятельной работе упражнение 453 | Учитель дает задание на дом, проводит инструктаж о его выполнении | Ученики записывают домашнее задание , задают вопросы. | Регулятивные: : планируют свою деятельность, выделяют цель работы. Познавательные: анализируют работу Коммуникативные: слушают учителя и задают ему вопросы | |
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
- Ребята, скажите, сколько слов входит в разряд вопросительных и относительных местоимений- семь или четырнадцать? | Учитель задает вопросы учащимся , проверяет степень усвоения материала | Учащиеся отвечают на вопросы учителя | Познавательные: умение выделять главную информацию, свертывать информацию до ключевых понятий. Группировать понятия по выбранным основаниям. Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. | |