Дата____________________________________________________
Класс 6
Тема: «Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства»
Цели и задачи урока:
-расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве;
-учить выбирать формат бумаги для картины, высоту линии горизонта, уметь пользоваться схемами организации пространства пейзажа, находить правильное композиционное решение при заполнении пространства, совершенствовать технику работы с красками для достижения «плановости» рисунка;
развивать творческое воображение.
Оборудование:
репродукции картин с пейзажами по схемам; образец педагогического рисунка, наглядное пособие «Схемы организации пространства пейзажа» и динамическая таблица «Воздушная перспектива и «плановость» пейзажа".
Словарь:
пейзаж, воздушная перспектива, «плановость»
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока. «Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства». (На доске)
III. Постановка задач урока и повторение правил, изученных ранее.
Учитель.
Сегодня необходимо завершить пейзажи, начатые на прошлом уроке. Обращаю ваше внимание на тему урока: «Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства».
Учитель.
Какие средства, приёмы вы уже знаете для того, чтобы правильно организовать пространство пейзажа? (Приложение №1)
Ученики.
1) выбор формата (горизонтально или вертикально, это зависит от замысла композиции);
2) положение линии горизонта (высоко, низко – зависит от положения зрителя, наблюдателя, художника);
3) использование схемы построения пейзажа – выбор композиции;
4) знание законов линейной перспективы;
5) знание законов воздушной перспективы.
Учитель.
Вот как раз о правилах воздушной перспективы мы и будем вести разговор сегодня.
Формат мы выбрали, линию горизонта наметили. Давай ещё раз поговорим о схемах построения пейзажа – о выборе композиции. (Приложение №2, №3)
На доске даны 11 схем построения пейзажа и 11 репродукций картин художников и иллюстрации из книг. Внимательно посмотрите и найдите правильные соответствия.
(Вызвать к доске 2-3 ученика по очереди, для того чтобы они нашли соответствие схем и картин, и прокомментировали свой выбор. Учитель называет авторов и название картин художников).
Учитель. Теперь давайте вспомним правила линейной перспективы. Сформулируйте их пожалуйста.
Ученики.
- все параллельные прямые имеют на линии горизонта точки схода;
- чем ближе предмет к наблюдателю, художнику, тем ниже он изображается к нижнему краю листа и крупнее;
- чем дальше предмет от наблюдателя, художника, тем выше он изображается от нижнего края листа и мельче, меньше;
(Закон «ближе - дальше»; закон «параллельных прямых и точки схода»)
IV. Изучение нового материала.
Учитель. А сегодня мы поговорим о правилах «воздушной перспективы».
Рассмотрим репродукции картин Т. Абрамовой «Иван-чай» и А. Крутинина «Кавказ». (Приложение 4)
Воздух – это прозрачная среда, но в воздухе всегда содержаться частички воды, пыли. Обволакивая предметы в пространстве, воздух меняет облик предметов. Что происходит?
Давайте это рассмотрим на динамической таблице. (Приложение №5)
Дальний план – 3 план
Средний план – 2 план
Ближний план – 1 план
Делаем вывод. Какие правила воздушной перспективы вы запомнили? (Беседа с учащимися, корректировка ответов, формулирование основных законов воздушной перспективы). (Приложение №6)
V. Практическая работа.
Задание. Дописать (дорисовать в цвете) пейзаж, проработать средний (2 план), и особенно выделить ближний (передний, 1 план), выделяя предметы, находящиеся на переднем плане.
Как?
-объёмом;
-резко, чётко;
-детально;
-различным цветом.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы.
VI. Итог урока.
1. Экспресс-выставка работ учащихся. Лучшие 7 -10 работ отобрать, вложить в паспарту и сделать выставку на школьной доске. (Приложение №7)
2.Заключительное слово учителя.
Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Какое многообразие композиционных, колористических решений мы находим в ваших пейзажах. В лучших картинах вы сумели решить широкий круг вопросов - от выбора формата и размера рисунка до выбора перспективы, изображения пространства. И поэтому результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.
Приложение №1
Средства, приёмы
для правильной организации
пространства пейзажа
1. выбор формата
(горизонтально, вертикально);
2. положение линии горизонта
(высоко, низко);
3. схема построения пейзажа;
4. законы линейной перспективы;
5. законы воздушной перспективы.
Приложение № 6
ЗАКОНЫ ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства.
Первый закон воздушной перспективы
Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удалённые – обобщённо; для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщённо.
Второй закон воздушной перспективы
Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объёмно, а дальние – плоско.
Третий закон воздушной перспективы
Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удалённых – мягче.
Четвёртый закон воздушной перспективы
Для передачи пространства удалённые светлые предметы надо слегка притемнять, а тёмные осветлять.
Пятый закон воздушной перспективы
Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые – одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удалённые – одинаковыми.
Шестой закон воздушной перспективы
Все удалённые предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или беловатый, для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удалённые – бледными.