Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Площадь параллелограмма", 8класс»
Предмет: геометрия
Класс: 8
Дата:_________
Учитель: Конивченко Е.В.
Урок № 19
Тема. Площадь параллелограмма
Цель деятельности учителя | Создать условия для выведения формулы площади параллелограмма |
Термины и понятия | Равновеликие многоугольники, равносоставленные многоугольники, площадь квадрата, площадь прямоугольника, площадь параллелограмма |
Планируемые результаты |
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Владеют базовым понятийным аппаратом; умеют работать с геометрическим текстом | Познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Регулятивные: умеют адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи. Коммуникативные: умеют находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений |
Организация пространства |
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); групповая (Г) |
Образовательные ресурсы | • Учебник. • Задания для индивидуальной, фронтальной работы |
I этап. Актуализация опорных знаний |
Цель деятельности | Совместная деятельность |
1 | 2 |
Проверить правильность выполнения домашнего задания, подго- | (И) К доске вызываются три ученика для оформления решения домашних задач. В это время учитель проводит теоретический опрос, 3–6 учащихся работают по индивидуальным карточкам. После теоретического опроса проверяют правильность решения домашнего задания. |
товить учащихся к восприятию новой темы | Теоретический опрос. – Перечислите основные свойства площадей. – Сформулируйте и докажите теорему о площади прямоугольника. Работа по карточке. 1. Периметр квадрата равен 20 см. Прямоугольник имеет такую же площадь, что и квадрат, а одна из его сторон равна 10 см. Найдите периметр прямоугольника. 2. Найдите площадь прямоугольника с периметром 60 см и отношением сторон 1 : 2. (Ф) Решение задач: 1. Дано: ABCD – параллелограмм, ВМ = 4, MN = 6, BM AD, CN AD. Доказать: SАВМ = SDCN. Найти: SАВСD. | Рис. 1 | 2. Дано: ABCD – параллелограмм. Найти: SABCD. | | |
II этап. Изучение нового материала |
Цель деятельности | Совместная деятельность |
1 | 2 |
Доказать формулу для вычисления площади параллелограмма | (Ф) 1. Ввести понятие высоты параллелограмма. На доске и в тетрадях – рисунок. | Рис. 3 | |
1 | 2 |
| ВН – высота, проведенная к стороне AD параллелограмма ABCD. ВK – высота, проведенная к стороне CD параллелограмма ABCD. (Г/Ф) 2. Задача. Дано: ABCD – параллелограмм, AD = а, ВН – высота, BH = h. Найти: SАВСD. (Разбить учащихся на группы по 3–4 человека, дать на обдумывание 3–5 минут, а затем обсудить решение задачи, выслушав все варианты и выбрав среди предложенных наиболее удачный. Решение задачи оформляется в виде теоремы на доске и в тетрадях. У доски работает один из наиболее подготовленных учащихся.) Теорема: S = а · hа, где а – сторона параллелограмма, hа – высота, проведенная к ней. Доказательство: 1) Проведем ВН АD, СЕ AD. 2) ∆АВН = ∆DCE по гипотенузе и острому углу (АВ = CD, как противолежащие стороны параллелограмма; l = 2, так как 2 = 180° – ADC и l + 2 = 180°, как сумма внутренних односторонних углов при параллельных прямых АВ и CD и секущей AD; AHB = CED = 90°) SАВН = SDСЕ, DE = АН. 3) SАВСD = SABH + SHBCD = SDCE + SHBCD = SHDCE. НВСЕ – прямоугольник, SHBCE = НЕ · ВН; НЕ = HD + DE, но так как DE = АН, то HE = AH + HD = AD, то есть SHDCE = AD · BH = а – hа, отсюда SABCD = a – hа |
III этап. Закрепление изученного материала |
Цель деятельности | Совместная деятельность |
1 | 2 |
На простых задачах отработать применение формулы площади параллелограмма | (Ф) Решить задачи: № 459 (а) (устно), 459 (б, в), 464 (в) (устно) |
Самостоятельная работа |
Задания для самостоятельной работы |
Вариант I Стороны параллелограмма 10 см и 6 см, а угол между этими сторонами 150°. Найдите площадь этого параллелограмма. 1. В = 180° – 150° = 30°. 2. Катет АЕ лежит против угла 30°, поэтому АЕ = 0,5АВ = 3 см. 3. SАВСD = ВС · АЕ = 10 · 3 = 30 (см2). | | Вариант II Острый угол параллелограмма равен 30°, а высоты, проведенные из вершины тупого угла, равны 8 см и 3 см. Найти площадь параллелограмма. 1. Катет ВМ лежит против угла в 30°, поэтому АВ = 2ВМ = 6 см. 2. SАВСD = ВK · DС = 8 · 6 = 48 (см2). | | |
| Вариант III Найдите площадь ромба, диагонали которого равны 8 см и 6 см. Использовать задание 3 из домашней работы. ВО = ОD = 4 см, АО = ОС = 3 см. SАЕВО = 3 · 4 = 12 (см2). SАВСD = 12 · 2 = 24 (см2). | | Организовать проверку, открыв доску с правильным решением. Подвести учащихся к выводу, что площадь ромба равна половине произведения его диагоналей |
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
(Ф) – По каким формулам можно вычислить площадь параллелограмма и площадь ромба? – Что нового узнали на уроке? – Оцените свою работу | (И) Домашнее задание: § 2, вопрос 4, с. 133; № 459 (г), 460, 464 (б). По желанию: 1. Найдите углы параллелограмма, если его площадь равна 20 см2, а высота, проведенная из вершины тупого угла, делит одну из сторон на отрезки 2 см и 8 см, считая от вершины острого угла. О т в е т : 45°; 135°. 2. Сравните площади параллелограмма и прямоугольника, если они имеют одинаковые основания и одинаковые периметры. О т в е т : площадь прямоугольника больше площади параллелограмма |
Работа по карточке.
1. Периметр квадрата равен 20 см. Прямоугольник имеет такую же площадь, что и квадрат, а одна из его сторон равна 10 см. Найдите периметр прямоугольника.
2. Найдите площадь прямоугольника с периметром 60 см и отношением сторон 1 : 2.
(Ф) Решение задач:
1. Дано: ABCD – параллелограмм, ВМ = 4, MN = 6, BM AD, CN AD. Доказать: SАВМ = SDCN. Найти: SАВСD. | Рис. 1 |
2. Дано: ABCD – параллелограмм. Найти: SABCD. | |
Задача.
Дано: ABCD – параллелограмм, AD = а, ВН – высота, BH = h.
Найти: SАВСD.
Теорема: S = а · hа, где а – сторона параллелограмма, hа – высота, проведенная к ней.
Доказательство:
1) Проведем ВН АD, СЕ AD.
2) ∆АВН = ∆DCE по гипотенузе и острому углу (АВ = CD, как противолежащие стороны параллелограмма;
l = 2, так как 2 = 180° – ADC и l + 2 = 180°, как сумма внутренних односторонних углов при параллельных прямых АВ и CD и секущей AD; AHB = CED = 90°) SАВН = SDСЕ, DE = АН.
3) SАВСD = SABH + SHBCD = SDCE + SHBCD = SHDCE. НВСЕ – прямоугольник, SHBCE = НЕ · ВН; НЕ = HD + DE, но так как DE = АН, то HE = AH + HD = AD, то есть SHDCE = AD · BH = а – hа, отсюда SABCD = a – hа
Самостоятельная работа
Вариант I
Стороны параллелограмма 10 см и 6 см, а угол между этими сторонами 150°. Найдите площадь этого параллелограмма.
Вариант II
Острый угол параллелограмма равен 30°, а высоты, проведенные из вершины тупого угла, равны 8 см и 3 см. Найти площадь параллелограмма.