Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Плоские черви".»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Землянская средняя общеобразовательная школа
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО БИОЛОГИИ
ТЕМА: «Эти удивительные животные. Тип: Плоские черви»
7 КЛАСС
Разработала:
учитель биологии
МКОУ Землянской СОШ
Ермолова Е.М.
2021год
Тема урока: «Эти удивительные животные. Тип: Плоские черви».
Проблема: 1. Какие признаки характерны для плоских червей?
2.В чём сходство и различие кишечнополостных и плоских червей?
Планируемые результаты:
Предметные:
- в познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических объектов.
- в эстетической сфере: выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Метапредметные:
- давать определения понятиям;
- умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, структурировать материал.
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в разных источниках.
3. Личностные: сформировать интеллектуальные умения (сравнивать, анализировать, делать выводы).
Универсальные учебные действия:
1. Познавательные:
- находить в учебниках и других источниках, используя ИКТ, достоверную информацию для решения учебных и жизненных задач;
- владеть смысловым чтением;
- сравнивать объекты.
2. Регулятивные:
- определять цель, проблему.
3. Коммуникативные:
- организовывать работу в группе;
- понимать позицию другого.
4. Личностные:
- осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать свое поведение, справляться с агрессивностью.
Ресурсное обеспечение урока: ИКТ (презентация), дидактические карточки с заданиями для групп, индивидуальные дидактические карточки для домашних заданий, электронные микроскопы, микропрепараты, ноутбуки.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный этап Учащиеся рассаживаются по группам, используя цветовые карточки. Работа в экспериментальных группах. Актуализация знаний. - На прошлом занятии мы вместе решали проблему: «Почему кишечнополостные получили такое название?» А как мы ее решили, сейчас проверим, решая групповые задания, которые указаны на дидактических карточках. Каждая группа получает свою карточку, все учащиеся группы вместе выполняют задания. I группа. Задание. Ответьте на вопрос: Почему кишечнополостные получили такое название? II группа. Задание с развёрнутым ответом. Одиночные и колониальные коралловые полипы ведут прикреплённый образ жизни. Какие особенности строения определяются их образом жизни? Приведите не менее трёх особенностей. Ответ поясните. III группа. Задание. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Кишечнополостные - это трёхслойные многоклеточные животные. 2.Они имеют гастральную или кишечную полость. Кишечная полость включает стрекательные клетки. | Практическая деятельность учащихся. Взаимопроверка. |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
4. Кишечнополостные имеют диффузную (сетчатую) нервную систему. 5. Все кишечнополостные - свободноплавающие организмы. | |
IV группа. Задание. Ответьте на вопрос: Каковы географические и климатические условия распространения кишечнополостных? Постановка проблемы. Мотивация учебной деятельности учащихся Наша лаборатория получила новое задание. Презентация- слайд №1(яркое пятно) -Какова тема нашего урока?(о ком сегодня пойдёт речь)? -Черви (о червях). - К какому типу относятся черви? - А поможет нам ответить на этот вопрос помогут листы бумаги на столах. Посмотрите на листы и составьте характеристику. Каков же лист? Самый главный критерий - плоский. Значит, тип: Плоские черви. Выполнение заданий будет проходить с использованием маршрутов исследования. Рекомендации учителя: Ах ты, славный червячок! Необычный ты, дружок! Что-то есть, а может нет? Есть ли рот, а может глотка? Кожно - мускульный мешок, выделительная трубка, нервы, мышцы… А семья: червячиха, червячата Ждут ли дома, как всегда? -Нам сегодня предстоит это выяснить. Начинаем мы работу с постановки проблемы. Какова проблема урока? - Проблема урока обозначена. Разбирая проблему, мы определяем? (ответы детей: ресурсы, события, находим промежуточный | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
и окончательный результаты). Работаем, используя текст учебника с.112-113, энциклопедии, электронные микроскопы и микропрепараты. | Дети выдвигают версии проблем. Вместе выбираем лучшую. |
Первичное усвоение новых знаний - Итак, наша работа начинается. Плоские черви – многоклеточные беспозвоночные животные. Встречаются в морских и пресных водоемах, влажной почве, многие ведут паразитический образ жизни. 1. Определим: какие признаки появились у плоских червей ?(исследования I и II группы) Ресурсы: эктодерма, энтодерма, мезодерма, паренхима, полость тела. События: к типу Плоских червей относят трехслойных двусторонне-симметричных животных. Тело их построено из 3 слоев: эктодермы, энтодермы, мезодермы. Из мезодермы в дальнейшем развиваются системы органов. Полости тела у плоских червей нет и все пространство заполнено паренхимой – рыхлой соединительной тканью. Тело их вытянуто в длину и уплощено в спинно-брюшном направлении. 2. Отличается ли движение плоских червей от кишечнополостных? Рассмотрим способы передвижения плоских червей. Ресурсы: кожно-мускульный мешок, кольцевые, продольные мышцы. События: У плоских червей появляется кожно-мускульный мешок – совокупность покровного эпителия и мышечных волокон (кольцевых, продольных); благодаря сокращению этих волокон, они перемещаются. 3. Какие системы органов развиты у плоских червей? Какие появляются впервые? Ресурсы: нервные узлы, мозговые ганглии, мускулистая глотка, анальное отверстие, кожные реснички, светочувствительные пигментные глазки, протонефридии. Деятельность учителя | Работа в группах. Деятельность учеников |
События: Нервная система представлена нервными узлами, расположенными на переднем конце тела,- мозговыми ганглиями и отходящими от них нервными стволами, соединенными перемычками. Пищеварительная система состоит из мускулистой глотки и слепо замкнутого кишечника (анального отверстия нет). У паразитических форм может редуцироваться. Органы чувств представлены кожными ресничками – отростками чувствительных нервных клеток; некоторые приобрели светочувствительные пигментные глазки и органы равновесия. Впервые появляются органы выделения – протонефридии (первичные почки). Они представляют собой систему канальцев, которые отходят от крупных звездчатых клеток, снабженных пучком ресничек. Дыхательной и кровеносной систем нет; газообмен и транспорт веществ по организму осуществляется посредством диффузий. 4. Как размножаются плоские черви? Ресурсы: гермафродиты. События: Плоские черви – гермафродиты; половая система состоит из половых желез и системы протоков; оплодотворение внутреннее. Развитие у свободноживущих червей прямое, а у паразитических с несколькими личиночными формами. Первичная проверка понимания - Ресурсы и события найдены. Каков же промежуточный и окончательный результат проблемы? ( III группа) Промежуточный результат: Плоские черви – многоклеточные беспозвоночные животные. Встречаются в морских и пресных водоемах, влажной почве, многие ведут паразитический образ жизни. (слайд № 11). Окончательный результат: Тело плоских червей трехслойное. Оно представляет собой кожно-мускульный мешок, | Работа в группах. |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
покрытый эпителием (у свободноживущих – ресничным эпителием), под которым располагается мышечный слой; полости тела нет; имеется двусторонняя (билатеральная) симметрия; пищеварительная система ресничных червей открывается наружу одним отверстием – ротовым. Свободноживущие черви имеют примитивные органы чувств. В настоящее время известно более 12,5 тыс. видов плоских червей. Они объединены в несколько классов, из которых наиболее известны 3: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. (слайд № 12) IV группа: решить проблему: Почему тип: Плоские черви – это удивительные животные? (используя дополнительные источники информации; работа с интернет-ссылками). Физкультминутка: «Движение». Первичное закрепление. Подготовка к научно-практической конференции. Выполнение задания в группах: создание и защита минипроектов. I группа: используя ватман, клей, фотоиллюстрации, признаки, составить характеристику типа: Плоские черви. II группа: используя разные источники информации, составить презентацию: «Признаки плоских червей». III группа: используя ватман, клей, фотоиллюстрации, указать признаки-ресурсы, показывающие сходство и различие плоских червей и кишечнополостных. IV группа: решить проблему: Почему тип: Плоские черви – это удивительные животные? (используя ватман можно зарисовать, составить схему). В чём практическое значение плоских червей? | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Домашнее задание: -Учебник стр.112-113. - Работа с вопросами и заданиями учебника стр.118-119 1,4,8. -Работа с интернет-ссылками 1-2. -Индивидуальные задания: 1) Составить таблиц « Сравнительная характеристика органов и систем органов ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей», (работа в малых группах). | Самостоятельное выполнение, поиск ответов в энциклопедиях, интернет-ресурсах. |
2) Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. Плоские черви - трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печёночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощённое тело. 4. У плоских паразитических червей хорошо развита нервная система. 5. Плоские черви - раздельнополые животные, откладывают яйца. Рефлексия Выберите предложение и продолжите его: - Сегодня на уроке я повторил… - Сегодня на уроке я поставил себе оценку… - Сегодня на уроке мне понравилось… - У меня вызвали затруднения и требуют повторения… - Мне ещё следовало бы поработать… Ваши пожелания и предложения. | |