СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Плоские черви".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Плоские черви".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Плоские черви".»





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Землянская средняя общеобразовательная школа





КОНСПЕКТ


ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО БИОЛОГИИ


ТЕМА: «Эти удивительные животные. Тип: Плоские черви»

7 КЛАСС









Разработала:

учитель биологии

МКОУ Землянской СОШ

Ермолова Е.М.





2021год

Тема урока: «Эти удивительные животные. Тип: Плоские черви».

Проблема: 1. Какие признаки характерны для плоских червей?

2.В чём сходство и различие кишечнополостных и плоских червей?

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

- в познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических объектов.

- в эстетической сфере: выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

  1. Метапредметные:

- давать определения понятиям;

- умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, структурировать материал.

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в разных источниках.

3. Личностные: сформировать интеллектуальные умения (сравнивать, анализировать, делать выводы).

Универсальные учебные действия:

1. Познавательные:

- находить в учебниках и других источниках, используя ИКТ, достоверную информацию для решения учебных и жизненных задач;

- владеть смысловым чтением;

- сравнивать объекты.

2. Регулятивные:

- определять цель, проблему.

3. Коммуникативные:

- организовывать работу в группе;

- понимать позицию другого.

4. Личностные:

- осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать свое поведение, справляться с агрессивностью.

Ресурсное обеспечение урока: ИКТ (презентация), дидактические карточки с заданиями для групп, индивидуальные дидактические карточки для домашних заданий, электронные микроскопы, микропрепараты, ноутбуки.

























Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный этап

Учащиеся рассаживаются по группам, используя цветовые карточки. Работа в экспериментальных группах.

Актуализация знаний.

- На прошлом занятии мы вместе решали проблему: «Почему кишечнополостные получили такое название?» А как мы ее решили, сейчас проверим, решая групповые задания, которые указаны на дидактических карточках. Каждая группа получает свою карточку, все учащиеся группы вместе выполняют задания.

I группа.

Задание. Ответьте на вопрос: Почему кишечнополостные получили такое название?


II группа.

Задание с развёрнутым ответом.


Одиночные и колониальные коралловые полипы ведут прикреплённый образ жизни. Какие особенности строения определяются их образом жизни? Приведите не менее трёх особенностей. Ответ поясните.


III группа.

Задание. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.


  1. Кишечнополостные - это трёхслойные многоклеточные животные.

  2. 2.Они имеют гастральную или кишечную полость.

  3. Кишечная полость включает стрекательные клетки.












Практическая деятельность учащихся.


Взаимопроверка.























Деятельность учителя

Деятельность учеников

4. Кишечнополостные имеют диффузную (сетчатую) нервную систему.

5. Все кишечнополостные - свободноплавающие организмы.


IV группа.

Задание. Ответьте на вопрос: Каковы географические и климатические условия распространения кишечнополостных?


Постановка проблемы. Мотивация учебной деятельности учащихся

Наша лаборатория получила новое задание.

Презентация- слайд №1(яркое пятно)

-Какова тема нашего урока?(о ком сегодня пойдёт речь)?

-Черви (о червях).

- К какому типу относятся черви?

- А поможет нам ответить на этот вопрос помогут листы бумаги на столах. Посмотрите на листы и составьте характеристику.

Каков же лист? Самый главный критерий - плоский.

Значит, тип: Плоские черви.


Выполнение заданий будет проходить с использованием маршрутов исследования.


Рекомендации учителя:

Ах ты, славный червячок!

Необычный ты, дружок!

Что-то есть, а может нет?

Есть ли рот, а может глотка?

Кожно - мускульный мешок, выделительная трубка, нервы, мышцы…

А семья: червячиха, червячата

Ждут ли дома, как всегда?

-Нам сегодня предстоит это выяснить. Начинаем мы работу с постановки проблемы. Какова проблема урока?


- Проблема урока обозначена.

Разбирая проблему, мы определяем? (ответы детей: ресурсы, события, находим промежуточный





































Деятельность учителя

Деятельность учеников

и окончательный результаты). Работаем, используя текст учебника с.112-113, энциклопедии, электронные микроскопы и микропрепараты.


Дети выдвигают версии проблем. Вместе выбираем лучшую.

Первичное усвоение новых знаний


- Итак, наша работа начинается.

Плоские черви – многоклеточные беспозвоночные животные. Встречаются в морских и пресных водоемах, влажной почве, многие ведут паразитический образ жизни.

1. Определим: какие признаки появились у плоских червей ?(исследования I и II группы)

Ресурсы: эктодерма, энтодерма, мезодерма, паренхима, полость тела.

События: к типу Плоских червей относят трехслойных двусторонне-симметричных животных. Тело их построено из 3 слоев: эктодермы, энтодермы, мезодермы. Из мезодермы в дальнейшем развиваются системы органов. Полости тела у плоских червей нет и все пространство заполнено паренхимой – рыхлой соединительной тканью. Тело их вытянуто в длину и уплощено в спинно-брюшном направлении.

2. Отличается ли движение плоских червей от кишечнополостных?

Рассмотрим способы передвижения плоских червей.

Ресурсы: кожно-мускульный мешок, кольцевые, продольные мышцы.

События: У плоских червей появляется кожно-мускульный мешок – совокупность покровного эпителия и мышечных волокон (кольцевых, продольных); благодаря сокращению этих волокон, они перемещаются.

3. Какие системы органов развиты у плоских червей? Какие появляются впервые?

Ресурсы: нервные узлы, мозговые ганглии, мускулистая глотка, анальное отверстие, кожные реснички, светочувствительные пигментные глазки, протонефридии.

Деятельность учителя




Работа в группах.



































Деятельность учеников

События: Нервная система представлена нервными узлами, расположенными на переднем конце тела,- мозговыми ганглиями и отходящими от них нервными стволами, соединенными перемычками. Пищеварительная система состоит

из мускулистой глотки и слепо замкнутого кишечника (анального отверстия нет). У паразитических форм может редуцироваться. Органы чувств представлены кожными ресничками – отростками чувствительных нервных клеток; некоторые приобрели светочувствительные пигментные глазки и органы равновесия. Впервые появляются органы выделения – протонефридии (первичные почки). Они представляют собой систему канальцев, которые отходят от крупных звездчатых клеток, снабженных пучком ресничек. Дыхательной и кровеносной систем нет; газообмен и транспорт веществ по организму осуществляется посредством диффузий.

4. Как размножаются плоские черви?

Ресурсы: гермафродиты.

События: Плоские черви – гермафродиты; половая система состоит из половых желез и системы протоков; оплодотворение внутреннее. Развитие у свободноживущих червей прямое, а у паразитических с несколькими личиночными формами.


Первичная проверка понимания

- Ресурсы и события найдены. Каков же промежуточный и окончательный результат проблемы? ( III группа)


Промежуточный результат:

Плоские черви – многоклеточные беспозвоночные животные. Встречаются в морских и пресных водоемах, влажной почве, многие ведут паразитический образ жизни. (слайд № 11).


Окончательный результат:

Тело плоских червей трехслойное. Оно представляет собой кожно-мускульный мешок,





















Работа в группах.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

покрытый эпителием (у свободноживущих – ресничным эпителием), под которым располагается мышечный слой; полости тела нет;

имеется двусторонняя (билатеральная) симметрия; пищеварительная система ресничных червей открывается наружу одним отверстием – ротовым. Свободноживущие черви имеют примитивные органы чувств.
В настоящее время известно более 12,5 тыс. видов плоских червей. Они объединены в несколько классов, из которых наиболее известны 3: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. (слайд № 12)

IV группа: решить проблему: Почему тип: Плоские черви – это удивительные животные? (используя дополнительные источники информации; работа с интернет-ссылками).


Физкультминутка: «Движение».


Первичное закрепление.


Подготовка к научно-практической конференции.


Выполнение задания в группах: создание и защита минипроектов.

I группа: используя ватман, клей, фотоиллюстрации, признаки, составить характеристику типа: Плоские черви.

II группа: используя разные источники информации, составить презентацию: «Признаки плоских червей».

III группа: используя ватман, клей, фотоиллюстрации, указать признаки-ресурсы, показывающие сходство и различие плоских червей и кишечнополостных.

IV группа: решить проблему: Почему тип: Плоские черви – это удивительные животные? (используя ватман можно зарисовать, составить схему). В чём практическое значение плоских червей?




Деятельность учителя

Деятельность учеников

Домашнее задание:

-Учебник стр.112-113.

- Работа с вопросами и заданиями учебника стр.118-119 1,4,8.

-Работа с интернет-ссылками 1-2.


-Индивидуальные задания:


1) Составить таблиц « Сравнительная характеристика органов и систем органов ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей», (работа в малых группах).

Самостоятельное выполнение, поиск ответов в энциклопедиях, интернет-ресурсах.








2) Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.


1. Плоские черви - трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печёночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощённое тело. 4. У плоских паразитических червей хорошо развита нервная система. 5. Плоские черви - раздельнополые животные, откладывают яйца.


Рефлексия

Выберите предложение и продолжите его:

- Сегодня на уроке я повторил…

- Сегодня на уроке я поставил себе оценку…

- Сегодня на уроке мне понравилось…

- У меня вызвали затруднения и требуют повторения…

- Мне ещё следовало бы поработать…

Ваши пожелания и предложения.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!