СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Плоские черви"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Плоские черви"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Плоские черви"»

Тема урока Плоские черви

Цели: организация деятельности обучающихся по изучению внутреннего и внешнего строения плоских червей и образа жизни.

Задачи:

Образовательные

Дать представление о внутреннем и внешнем строении плоских червей, их образе жизни.

Развивающие

Развивать метапредметные умения работы с информацией.

Воспитательные

Формировать здоровый образ жизни, ценностное отношение к своему здоровью и окружающей природной среде

Предметные результаты: обучающиеся должны знать особенности строения плоских червей, их образа жизни; уметь работать с влажными препаратами.

Метапредметные:

Познавательные УУД

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные результаты: Понимать важность изучения данной темы для здоровья человека и животных. Воспитание чувство гордости за российскую биологическую науку. Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Межпредметные связи: история, география, экология

Ресурсы урока: учебник, презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал

Образовательная технология: технология работы в группах, проектная деятельность.



















Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

Настрой учеников на работу. Организационный момент, вступительное слово учителя.

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку Обобщение ранее изученной информации. Включаются в урок во взаимодействии с учителем. Сотрудничество с учителем

Актуализация знаний

Проводит индивидуальную проверочную работу по теме «Кишечнополостные».




Вчера на электронную почту мне пришло письмо.

Читает письмо «Уважаемый учитель биологии! Пишет вам Дядя Фёдор из Простоквашино! У нас случилась беда. Все мои друзья и я заболели. У Шарика хвост лезет клочьями, Матроскин всё худеет – диагноз - описторхоз, Бурёнка уменьшила в удоях, у неё - цистецероз, а у меня часто болит живот. Врачи сказали, что во всё виноваты какие то черви. Помогите нам разобраться в этих причинах?»

- А вы, ребята слышали о таких болезнях и кто является виновником?

Поможем мы героям любимого мультфильма?

Показ( слайда2) «Плоские черви».

- Вот эти животные стали причиной болезни героев.

- Какую форму тела они имеют черви?

- Как вы считаете, какова тема нашего дальнейшего разговора на уроке?

- Сформулируйте цели и задачи вашей работы.

- Что поможет вам в достижении ваших целей?

Проводят взаимоконтроль и самооценку.

В ходе проверки домашнего задания у учащихся проявляется умение оценивать правильность выполнения заданий, формируются навыки самооценивания.


С помощью вопросов определяются мотивы дальнейшей познавательной деятельности. Учащиеся самостоятельно определяют тему урока, цели и задачи. Определяют источники информации.



Открытие новых знаний

Организует работу в группах с использованием рабочих листов и дополнительной информации.

1группа (биологи). Общая характеристика плоских червей ( приложение 1) Слайды(3,4,5,6)

2 группа (ветеринары) приложение1(слайд 7)

3 группа (ветеринары) приложение1(слайд 8)

4 группа (инфекционисты) приложение1(слайд 9)

Формируют группу, получают рабочие листы и консультации по выполнению заданий, направленных на изучение темы. Работают с раздаточным материалом. Осуществление совместной познавательной деятельности в группе и в сотрудничестве с учителем

Познавательные УУД

1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Формирование умения владеть смысловым чтением.

3. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

2. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Регулятивные УУД

1. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности.

Первичная проверка знаний

Консультирует работу учащихся. Демонстрирует презентацию.

Обсуждение методов защиты от паразитических червей.


 Мыть руки, овощи и фрукты перед едой.


 Всегда кипятить воду из открытых водоёмов перед употреблением.




 Не брать в природе растения в рот.


 Тщательно проваривать и прожаривать мясо.


 Уничтожать мух и тараканов.


Профилактическая работа в городе и в школе.


Гельминтология – наука о паразитических червях.

Каждая группа представляет результаты своей работы

Сравнивают результаты своей работы

Работа и консультация в группах

Сотрудничество с учителем

Проводят самооценку своим действиям, Учатся представлять информацию о работе группы

Первичное закрепление знаний

Предлагает выполнить индивидуальную работу

Приложение 2

Индивидуальная работа. Осуществление совместной познавательной деятельности. Проводят самооценку своим действиям

Рефлексия

Подводит учащихся к выводам по итогам работы на уроке:

- Помогли ли мы выяснить причины болезней друзей из Простоквашино? Достигли ли вы целей, поставленных перед собой?

- Какие выводы вы сделали для себя?


Выскажите, пожалуйста, ваше отношение к ним.

«Хороший повар стоит доктора». О чем они предупреждают нас?

«Наше здоровье – в наших руках» - действительно ли это так?


Способность к рефлексии.

Умение отобрать необходимый материал для выступления, убедительно выступить, аргументируя выступление. Владение основами самоконтроля и самооценки

Д/з

Создать буклет или памятку по профилактике заражения паразитическими червями.










Приложение 1

Рабочий лист группы 1. Биологи

Пользуясь учебником и дополнительной информацией, допишите текст.

1.Плоские черви имеют-----------------симметрию тела. 2.Длина достигает от -----------до----------. 3. Тело-----------------, состоит из---------- слоёв. 4. Под покровной тканью находится----------------------------------. Мускулатура и мышцы образую кожно - мускульный мешок.5. У этих червей развиты-----------------------, -------------------------, -------------------и -------------------------системы органов. 6. Обитают ------------------------------. 7. Среди плоских червей много---------------------, которые развиваются------------------------------------------. 8. Промежуточный хозяин – это-------------------------------------------------, окончательный – это---------------------------------------------.9. В организме плоского червя имеются и мужские и -------------------------органы размножения. 10 Такие животные

называются…………………….. 11.Приспособления к паразитическому образу жизни………………………





Приспособления к паразитизму.

Плоская форма тела для удобного расположения в теле хозяина.

Наличие присосок, шипов, крючьев для укрепления.

Развитие со сменой хозяев (промежуточный и основной).

Отсутствие дыхательной системы.

Отсутствие нервной системы и органов чувств.

Хорошо развитая половая система, откладывают огромное количество яиц.















Рабочий лист группы 2. Ветеринары

Пользуясь дополнительной информацией, выясните причину болезни Матроскина и Шарика, опишите её по плану, заполните таблицу.

Характеристика

Описторхоз

Возбудитель болезни, размеры


Промежуточный хозяин


Окончательный хозяин


Поражаемый орган


Пути заражения


Меры профилактики




Описторхоз – это заболевание, вызываемое плоскими червями класса сосальщиков (описторхис). Чаще всего возбудителями являются печеночные сосальщики, кошачья и сибирская двуустка. Это совсем мелкие паразиты ланцетовидной формы длиной от 8 до 18 мм. Развиваются они при помощи двух промежуточных хозяев, после чего попадают к человеку или любому плотоядному животному, тем самым заражая его и вызывая заболевание. Похоже на фантастику, не правда ли? К сожалению, это грубая реальность.

Первыми промежуточными хозяевами являют пресноводные моллюски. Заражаются они при помощи попадания яйца описторхиса в водоем с фекалиями больного конечного хозяина. В теле моллюска паразит растет, развивается и проходит стадию метаморфоза, длящуюся 2 месяца. Затем паразит в форме церкарии (результат метаморфоза) попадает ко второму промежуточному хозяину – рыбе семейства карповых.В рыбе сосальщик обитает в подкожной клетчатке и мышцах, где и проходит свою вторую стадию развития, становясь личинкой. Сама личинка находится в цисте округлой формы серого цвета размером от 0,17 до 0,21 мм, внутри которой она очень подвижна и терпеливо ожидает своего конечного хозяина. Личинка становится инвазионной (способной заразить конечного носителя) через 6 недель после попадания в тело рыбы. Только в этой стадии сосальщик может заразить человека или животное. Если же личинка попадет в организм конечного хозяина раньше, то она не только не сможет размножаться, но даже и прижиться. В теле человека или животного сосальщик может жить до 20 лет.

Заражение происходит как через рыбу, которую употребляют не всегда достаточно проваренной или прожаренной, а также - в воде, когда личинки, оказавшись на теле, быстро внедряются в кожу. Паразитируют преимущественно в разных отделах пищеварительного тракта (печень, поджелудочная железа), а также - в легких, почках, кровеносной системе и т. д. При засолке мелкой рыбы они погибают лишь через 3-5 суток, более крупной (до 1 кг) - спустя 8-10 суток. При замораживании до минус 30-40°С личинки погибают в течение 5-6 часов, а при более высокой температуре - значительно позже. Продолжительность посола с использованием соли в количестве 14% к весу рыбы должна быть не менее двух недель. Хорошо высушенная рыба безопасна. Мелкие куски рыбы нужно варить или жарить не менее 15-20 минут.

Рабочий лист группы 3. Ветеринары

Пользуясь дополнительной информацией ,выясните причину болезни Бурёнки и опишите её по плану, заполните таблицу.

Характеристика

Цистецероз

Возбудитель болезни, размеры


Промежуточный хозяин


Окончательный хозяин


Поражаемый орган


Пути заражения


Меры профилактики




Бычий, или невооруженный, цепень — возбудитель цистецероза. Заболевание встречается повсеместно в районах, где население употребляет в пищу сырое или недостаточно прожаренное (проваренное) мясо крупного рогатого скота. В половозрелой стадии бычий цепень достигает в длину 4—7 м. На головке имеется только 4 присоски, крючьев нет (отсюда название).В средней части тела имеются гермафродитные членики квадратной формы. Матка не разветвляется, яичник имеет только две доли. В каждом членике до 1000 пузыревидных семенников. Зрелые членики на заднем конце туловища сильно вытянуты, матка в них образует огромное количество боковых ветвей и набита большим количеством яиц (до 175000.). Окончательный хозяин бычьего цепня — только человек, промежуточные хозяева — крупный рогатый скот. Животные заражаются, поедая траву, сено и другой корм с проглоттидами, которые вместе с фекалиями попадают туда от человека. В желудке скота из яиц выходят онкосферы, которые оседают в мышцах животных, формируя финны. Они носят названия цистицерков. Цистицерк представляет собой пузырек, заполненный жидкостью, внутрь которого ввернута головка с присосками. В мышцах скота финны могут сохраняться долгие годы.

Человек заражается при поедании сырого или полусырого мяса зараженного животного. В желудке под влиянием кислой среды желудочного сока оболочка финны растворяется, наружу выходит личинка, которая прикрепляется к стенке кишечника.



Влияние на организм хозяина заключается в:1) эффекте отнятия пищи; 2) интоксикации продуктами жизнедеятельности паразита; 3) нарушении баланса кишечной микрофлоры (дисбактериозе); 4) нарушении всасывания и синтеза витаминов; 5) механическом раздражении кишечника; 6) возможном развитии кишечной непроходимости; 7) воспалении стенки кишки. Больные люди теряют в весе, у них отсутствует аппетит, их беспокоят боли в животе и нарушение деятельности кишечника (чередование запоров и поносов).





Профилактика.



1.Личная. Тщательная термическая обработка говядины и телятины.

2.Общественная. Строгий надзор за обработкой и продажей мяса на мясокомбинатах, бойнях, рынках. Проведение санитарно-просветительской работы с населением.



Рабочий лист группы 4. Инфекционисты

Пользуясь дополнительной информацией, выясните причину болезни Дяди Фёдора и опишите её по плану, заполните таблицу.

Характеристика

Эхинококкоз

Возбудитель болезни, размеры


Промежуточный хозяин


Окончательный хозяин


Поражаемый орган


Пути заражения


Меры профилактики




Эхинококк (Echinococcus granulosus) — возбудитель эхинококкоза. Заболевание встречается по всему земному шару, но чаще всего в тех странах, где развито животноводство.

Половозрелая форма паразита имеет длину 2—6 мм и состоит из 3—4 члеников. Предпоследний гермафродитный (т. е. имеет женские и мужские половые органы). Последний членик является зрелым и содержит матку с яйцами в количестве до 5000, в которых находятся онкосферы. Яйца эхинококка по форме и размерам схожи с яйцами свиного и бычьего цепней. На головке (сколексе) имеются 4 присоски и хоботок с двумя венчиками из крючьев.

Жизненный цикл. Окончательные хозяева — хищные животные семейства Псовые (собаки, шакалы, волки, лисы). Промежуточные хозяева — травоядные животные (коровы, овцы), свиньи, верблюды, кролики и многие другие млекопитающие, а также человек. Окончательный хозяин заражается, поедая ткани зараженного промежуточного хозяина. Фекалии окончательных хозяев содержат яйца паразита. Кроме этого, зрелые членики эхинококка могут активно выползать из заднепроходного отверстия и распространяться по шерсти животных, оставляя на ней яйца. Это увеличивает вероятность загрязнения пастбищ.

Человек и другие промежуточные хозяева заражаются, проглатывая яйца (чаще всего они сначала попадают на руки с шерсти собак, а затем заносятся в рот). В пищеварительном тракте человека из яйца выходит онкосфера, которая проникает в кровеносное русло и с током крови разносится по органам и тканям. Там она превращается в финну. У эхинококка она представляет пузырь, нередко достигающий огромных размеров (до 20—30 см в диаметре). Стенка пузыря имеет наружную слоистую капсулу и внутреннюю паренхиматозную оболочку. На ней могут образовываться дочерние особи, которые отпочковываются от стенки. Внутри пузыря содержится жидкость с продуктами жизнедеятельности паразита.

Эхинококк оказывает весьма большое патогенное воздействие на организм человека. В личиночной стадии он может располагаться в самых разных органах: печени, головном мозге, легких, трубчатых костях. Финна может сдавливать органы, вызывая их атрофию. Ткани разрушаются, орган работает намного хуже. Во внутреннюю среду организма человека постоянно поступают продукты обмена веществ паразита, вызывая тяжелую интоксикацию. Опасен разрыв эхинококкового пузыря

Лечение эхинококкоза только хирургическое.

Профилактика

Соблюдение правил личной гигиены, особенно при общении с животными. Уничтожение бродячих собак, обследование и лечение домашних и служебных животных. Уничтожение трупов больных животных.





Приложение 2

Выберите верный ответ

1. Взрослый печеночный сосальщик паразитирует в организме:


А) малого прудовика;


Б) крупного и мелкого рогатого скота;


В) хищных рыб;


Г) волков и собак.


2. Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых:


А) живут взрослые паразиты;


Б) взрослые паразиты размножаются;


В) сохраняются яйца;


Г) развиваются личинки.


3. Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых:


А) живут взрослые паразиты;


Б) развиваются личинки;


В) личинки питаются;


Г) живут только самки.


4. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика:


А) крупный рогатый скот;


Б) малый прудовик;


В) волк или собака;


Г) овцы и козы.


5. Личинки бычьего цепня живут:


А) в пресных водоемах;


Б) в теле свиней и овец;


В) в кишечнике и мышцах крупного рогатого скота;


Г) в кишечнике собак и кошек.


6. Паразитические плоские черви откладывают яиц:


А) во много раз больше, чем свободноживущие;


Б) столько же, сколько свободноживущие;


В) намного меньше, чем свободноживущие.


Ответ: 1Б, 2Г, 3А, 4Б, 5В, 6А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!