СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "тип плоские черви"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип Плоские черви

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "тип плоские черви"»

  Дата проведения____________

биология

8класс

Тема урока:

Тип Плоские черви

цель урока:  изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности свободноживущего плоского червя – белой планарии

Задачи:

  • предметные:

  • знать особенности строения и жизнедеятельности белой планарии.

  • сформировать представление об общих и отличительных чертах плоских червей

  • Продолжить формирование умения работать с микроскопами и живыми объектами

  • развивающие:

  • развивать умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы, сравнивать и анализировать, фиксировать информацию в форме конспекта, таблицы, схемы;

  • личностно-ориентированные (воспитательные, социализирующие):

  • содействовать развитию познавательной активности учащихся.

  тип урока: комбинированный

     Планируемый результат обучения:

  • знать отличительные черты плоских червей

  • понимать смысл биологических терминов.

  • знать особенности строения и жизнедеятельности белой планарии

Основные понятия темы: Мезодерма, Паренхима, Ресничный эпителий, Кожно-мускульный мешок, Нервные узлы и нервные стволы

Методы обучения:

-частично-поисковый; иллюстративный; словесный (беседа, объяснения).

Приемы обучения:

-разъяснение, рассуждения, общая характеристика; работа в тетрадях;

ХОД УРОКА

Организационный момент.

  НА ДОСКЕ:   Число, месяц. Тема: «Тип Плоские черви. Строение и жизнедеятельность плоских червей».

Проверка усвоения материала прошлого урока

   Фронтальный опрос.

   1. С чем связано название типа кишечнополостные? (Двуслойные животные со слепо замкнутой кишечной полостью.)

   2. Какой тип симметрии характерен для данного типа? (Лучевой тип симметрии.)

   3. Какие классы включает тип кишечнополостные? (Гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы.)

   4. Что представляет собой регенерация? (Восстановление утраченных частей тела.)

   5. В чем отличие медузы и полипа? (Медузы – свободноплавающие, полипы – прикрепленные организмы.)

   6. Что представляет собой раздражимость? (Проведение возбуждения по нервной сети.)

   7. Каково значение кишечнополостных в природе? (Средообразующая роль кораллов, основа рифов, атоллов, островов.)

Изучение нового материала

Общая характеристика Плоских червей

Двусторонняя симметрия развилась у плоских червей в связи с их переходом к направленному движению по суб­страту. Такой характер движения определил перемещение к переднему концу тела органов чувств, обеспечивающих ори­ентацию в пространстве. Соответственно, в передней части тела произошла концентрация тел нервных клеток и образо­вался головной ганглий, иннервирующий органы чувств, т. е. сформировался головной отдел тела. Этот процесс получил название цефализации.

Плоские черви относятся к наиболее низкоорганизован­ным трехслойным билатеральным животным. Обитают они в океанах, морях, пресных водоемах, во влажной почве и в организме животных (паразиты). Для них характерны сле­дующие основные особенности организации, которые можно рассмотреть на примере свободноживущих плоских червей, объединяемых в класс Ресничные черви, или Турбеллярии.

1.Тело сплющено в дорзовентральном (спинно-брюшном) направлении и вытянуто в длину. Такая форма тела об­легчает кожное дыхание в связи с отсутствием специальной дыхательной системы.

2. Полость тела (промежутки между внутренними ор­ганами и стенкой тела) отсутствует. Это пространство заполнено рыхлой соединительной тканью — паренхимой(от греч. пара – возле, енхима – что-то разлитое; букв. разлитое рядом).

Поэтому плоских червей называют паренхиматозными чер­вями. Паренхима выполняет несколько функций: опорную, транспортную, защитную.

«Почему кожно-мускульный мешок так называют?» Учащиеся отвечают, что он образован кожей и мышцами, «одевающими» тело червя, как мешок. Для того чтобы лучше запомнить его строение, учащиеся несколько раз вслух проговаривают название мышц, лежащих под кожей. Затем последовательно разбирается строение пищеварительной, выделительной и нервной систем.

З.Для турбеллярии характерно наличие кожно-мускульного мешка — совокупности однослойного ресничного эпи­телия, базальной мембраны и разнообразных по располо­жению мышечных волокон. Эпителий содержит железистые клетки, секрет которых обеспечивает скользящее движение турбеллярии и защиту. Мускулатура разнообразна, включа­ет кольцевые, косые, или диагональные, и продольные слои мышечных волокон, с чем связаны разнообразные движения червей. Есть и дорсовентральные мускульные волокна.

4. Характерной особенностью плоских червей является слепо замкнутый кишечник, включающий лишь два отде­ла: переднюю и среднюю кишку, задней кишки и ануса нет. Степень разветвления средней кишки связана с размерами тела. Неразветвленный кишечник характерен для мелких форм.

5. Впервые у турбеллярии появляется выделительная система, представленная системой разветвленных каналов, заканчивающихся клетками, которые называются по-разно­му— звездчатыми (по форме), концевыми или терминаль­ными (по расположению), пламенными (т. к. в клетке есть пучок ресничек, колеблющихся, словно пламя свечи). Такая система получила название протонефридиальной. Через ор­ганы выделения из организма червей удаляются конечные продукты метаболизма и избыток воды.

6. Усложнение нервной системы в сравнении с таковой у кишечнополостных проявляется в концентрации нервных клеток и образовании головного ганглия и не­рвных стволов, связанных между собой нервными перемыч­ками. Такая система называется стволовой или ортого­нальной.

7. Впервые у турбеллярии, как и у большинства плос­ких червей, развилась сложная половая система, включаю­щая половые железы (гонады), сложные половые протоки и дополнительные структуры, обеспечивающие формирование половых клеток, их внутреннее оплодотворение, обеспече­ние запасом питательного желтка и защитными оболочками. Подавляющее большинство турбеллярии — гермафродиты. Слово «гермафродит» образовано от имен двух греческих богов – Гермеса и Афродиты.

Развитие у большинства турбеллярии преимущественно пря­мое, лишь у некоторых морских — с метаморфозом (мюллеровская личинка поликладид).

Около половины видов плоских червей относятся к па­разитам, а представители трех классов (Трематоды, или Дигенетические сосальщики, Моногенетические сосаль­щики и Ленточные черви) включают исключительно пара­зитические виды, обитающие в организме животных и че­ловека.

Системы органов белой планарии

По тексту учебника заполните таблицу «Системы органов белой планарии»:

Название

систем органов

Строение

системы органов

Функции системы органов




  • Запомните:

  • Плоские черви – двусторонне-симметричные животные

  • Плоские черви – трёхслойные животные, не имеют полости тела

  • У плоских червей клетки образуют ткани, ткани – органы, органы – системы органов.

Характеристика

Тип Плоские Черви

1. Представители

Белая планария, бычий цепень, печеночный сосальщик

2. Симметрия

Двусторонняя

3. Численность

12500 видов

4. Кожно-мускульный мешок

Продольные и кольцевые мышцы

5. Пищеварительная система

Рот-глотка-кишечник

6. Кровеносная система

Отсутствует

7. Нервная система

Нервные стволы и узел

8. Выделительная система

Разветвленные канальца

9. Половая система

Гермафродит

10. Среда обитания

Водная, паразиты

Закрепление

«Белая планария ведет ...(активный) образ жизни, в связи с этим у нее развилась ...(двусторонняя) симметрия тела, передвигается при помощи ...(ресничек), поэтому относится к классу ...(Ресничные черви), имеет хорошо развитый ...(кожно-мускульный мешок) и ...(системы органов): пищеварительную, выделительную, нервную, половую, состоящие из ...(органов), пространство между которыми заполнено рыхлой соединительной тканью ...(паренхимой).»

Рефлексия:

  • Чем мы сегодня занимались?

  • Что мы для этого делали?

  • о чём бы мне сегодня хотелось рассказать дома после этого урока?

Задание на дом

§ , вопросы после параграфа, творческое задание: сообщение о паразитических плоских червях

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!