Разработка урока учителя математики Красулиной Ольги Николаевны.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Сортавальского муниципального района Республики Карелия
Средняя общеобразовательная школа № 7
Конспект урока по теме «Арифметическая прогрессия»
Класс: 9
Предмет: алгебра
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цели урока:
предметные: формирование понятия арифметической прогрессии как одного из видов последовательностей, вывод формулы n-го члена.
метапредметные: формирование умения видеть в окружающей жизни модель математической задачи и использовать знаково-символичекие средства для создания процесса её решения.
личностные: развивать мыслительные процессы через решение математических задач, устанавливать причинно-следственные связи при изучении нового вопроса с ранее изученным математическими фактами.
Задачи урока:
образовательные: ввести понятия арифметической прогрессии; формулы n-го члена; характеристическое свойство, которым обладают члены арифметических прогрессий; рассмотреть применение формулы при решении задач.
развивающие: вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить математическую модель некоторой реальной ситуации.
воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике и понимания использования математических законов для решения практических задач.
Учебные пособие: Алгебра-9, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, 7-е изд, - М.:Просвещение. 2019
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация
Ход урока. (Урок сопровождается презентацией)
Организационный момент, приветствие.
Повторение.
В целях подготовки к ОГЭ, ребятам предлагаются задачи из открытого банка заданий для самостоятельного решения по теории вероятности. Обучающимся выдаётся бланк ответов в виде таблицы, куда они должны вписать ответы на четыре задачи:
Задача 1 | Задача 2 | Задача 3 | Задача 4 |
| | | |
Слайд 2. На экзамене 25 билетов. Костя не выучил 10 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет. (Ответ: 0,6)
Слайд 3. В фирме такси в данный момент свободно 15 машин: 4 чёрных, 3 жёлтых и 8 зелёных. По вызову выехала одна из машин. Случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет жёлтое такси. (Ответ: 0,2)
Слайд 4. У бабушки 25 чашек: 5 с красными цветами, остальные с синими. Бабушка наливает чай в случайно выбранную чашку. Найдите вероятность того, что это будет чашка с синими цветами. (Ответ: 0,8)
Слайд 5. На тарелке лежат одинаковые на вид пирожки: 3 с мясом, 3 с капустой и 4 с вишней. Саша наугад берёт один пирожок. Найдите вероятность того, что пирожок окажется с вишней. (Ответ: 0,4)
Проверка. Слайд 6. Дети называют по порядку ответы и на экране открывается портрет учёного.
Вопрос: кто изображён на экране? (Леонардо Пизанский - первый крупный математик средневековой Европы. Наиболее известен под прозвищем Фибоначчи).
Подготовка к изучению нового материала.
Задание: из полученных ответов составить последовательность.
Получили: (an): 0,6; 0,2; 0,8; 0,4 (Один из учеников записывает последовательность на доске).
Вопрос: каким способом задана данная последовательность? (Рекуррентным).
Вопрос: какие способы вы ещё знаете? (Аналитический, описательный).
Слайд 7. На слайде краткое описание способов задания последовательностей.
Устная работа. Слайд 8. Последовательность (хn) задана формулой: х =n2.
Какой номер имеет член этой последовательности, если он равен 144? 225? 100?
(Ответы: 12; 15; 10)
Являются ли членами этой последовательности числа: 48? 49? 168?
(Ответы: 49 является, 48 и 168 не являются).
Слайд 9. О последовательности (un) известно, что u1=2, un+1=3un+1
Как называется такой способ задания последовательности? (Рекуррентный)
Найдите первые четыре члена этой последовательности. (Ответы: u1=2; u2=7; u3=22; u4=67)
Слайд 10. О последовательности (an) известно, что an=(n-1)(n+4)
Как называется такой способ задания последовательности? (Аналитический)
Найдите n, если an=150? (Ответ: 11)
Вопрос: скажите, если каждый член последовательности больше предыдущего, то последовательность…? (возрастающая);
если каждый член последовательности меньше предыдущего, то последовательность…? (убывающая)
Изучение нового материала.
А теперь вернёмся к нашей последовательности (an): 0,6; 0,2; 0,8; 0,4 и попробуем преобразовать её в возрастающую. Получили: (an): 0,2; 0,4; 0,6; 0,8 (записываем на доске).
Теперь в убывающую. Получили: (an): 0,8; 0,6; 0,4; 0,2 (записываем на доске).
Проанализируем полученные последовательности. (Каждый член больше или меньше на одно и то же число).
Для данных последовательностей характерно то, что у них каждый член больше или меньше на одно и то же число. Последовательности с такой особенностью называются арифметическими прогрессиями.
Цели урока: сегодня мы рассмотрим такие последовательности, посмотрим какой общий вид она имеет, выясним, как отличить арифметическую прогрессию от других последовательностей и решим задачи, где используются свойства арифметических прогрессий.
Таким образом, тема нашего урока…? (Арифметическая прогрессия).
Попробуйте сформулировать определение арифметической прогрессии. (Дети формулируют определение).
Теперь прочитаем определение в учебнике на стр.229.
Слайд 11. Определение арифметической прогрессии.
Для начала надо понимать сам термин «прогрессия». Слайд 12. Термин «прогрессия» имеет латинское происхождение (progression), что означает «движение вперёд» и был введён автором Боэцием в VI веке. Этим термином в математике именовали всякую последовательность чисел, построенному по такому закону, который позволяет неограниченно продолжать эту последовательность в одном направлении. В настоящее время термин «прогрессия» в первоначальном широком смысле не употребляется. Два важных частных вида прогрессий – арифметическая и геометрическая – сохранили своё названия. С геометрической прогрессией мы так же познакомимся на следующих уроках.
Немного о Боэции. Слайд 13. На слайде Боэций на фреске Рафаэля и историческая справка: Ани́ций Ма́нлий Торква́т Севери́н Боэ́ций, в исторических документах Ани́ций Ма́нлий Севери́н (ок.480 — 524 (526)), один из наиболее авторитетных государственных деятелей своего времени, знаток и ценитель греческой и римской античности, философ-неоплатоник, теоретик музыки, христианский теолог. Помимо богословских трудов в трактатах по дисциплинам квадривия — арифметике («De institutione arithmetica») и музыке («De institutione musica») — передал европейской цивилизации метод и базовые знания лучших греческих авторов (преимущественно пифагорейцев) в области «математических» наук.
Слайд 14. Что общего в последовательностях?
1, 5, 9, 13, … (Ответ: каждый последующий член больше предыдущего на 4)
17, 15, 13, 11, … (Ответ: каждый последующий член меньше предыдущего на 2)
8, 8, 8, 8, … (Ответ: все члены равны)
Для каждой последовательности найдите следующие два члена. (Ответы: 17 и 21;
9 и 7; 8 и 8)
Число, на которое изменяются члены прогрессии имеет своё название – разность арифметической прогрессии и обозначение d. Попробуем записать формулу для вычисления разности: d=an+1-an
Таким образом: d=4; d=-2; d=0
Слайд 15. Число d, показывающее, на сколько следующий член последовательности отличается от предыдущего, называется разностью прогрессии d=an+1-an.
Вопрос: - разность в наших прогрессиях, в первом случае положительна, то, как вы думаете, какая будет эта прогрессия? (Возрастающая)
- если разность отрицательная? (Убывающая)
- если равна 0? (Постоянная или стационарная)
Сейчас мы с вами рассмотрели свойства арифметической прогрессии. Вывод. Слайд 16.
Задача. Слайд 17.
В арифметической прогрессии четные члены оказались затёрты: 3, …, 7, …, 13…
Можно ли восстановить утраченные числа?
Решение. Заметим, d=(an+2-an):2, то есть d=2.
Искомая последовательность: 3, 5, 7, 9, 13, 15, …
Можно ли найти пропущенные члены последовательности, не вычисляя разности? (Ответы обучающихся)
Слайд 18. Пусть an – искомый член последовательности. Воспользуемся тем, что разность между соседними членами последовательности постоянна:
an-an-1=an+1-an
2an=an-1+an+1
ann=(an-1+an+1):2
Числовая последовательность является арифметической прогрессией тогда и только тогда, когда любой член этой последовательности, начиная со второго, есть среднее арифметическое соседних с ним членов – это характеристическое свойство арифметической прогрессии.
Задача. Слайд 19.
Семья решила купить новую машину и решили откладывать каждый месяц по 30000 рублей. Сколько будет денег через 5 месяцев, если уже имели 250000 рублей?
Решение задачи на доске.
Задачу можно решить просто: 250000+30000+30000+30000+30000+30000=400000 руб.
или 25000+5*30000=400000 руб.
Но, если выписать ежемесячное наличие накоплений: 250000; 280000; 310000; 340000; 370000; 400000, то получим арифметическую прогрессию (an), где первый член = 250000 (a1), разность =30000(d), сумма, которую мы хотим знать находится на 6-ом (n) месте.
Таким образом, заменяя в 25000+5*30000=400000 данные математическими обозначениями. Получим: a1+(n-1)*d= an мы получили с вами формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Запишем её в «красивом» виде an = a1+d(n-1)
Формулу можно получить и другим способом. Слайд 20.
Возникает вопрос, так ли необходима формула n-го члена для решения задач или можно решать способом, который мы рассмотрели первым? (Ответы учеников)
Задача. Сколько месяцев понадобится, чтобы накопить на покупку машины стоимостью 1000000? (Данные предыдущей задачи).
Решение: используем формулу n-го члена арифметической прогрессии.
an = a1+d(n-1)
1000000= 250000+30000(n-1)
Получили... (уравнение). Решает обучающийся на доске:
1000000=250000+30000n-30000
30000n=1000000-250000+30000
30000n=780000
n=26
Ответ: 26 месяцев.
Примеры задач с использованием формулы n-го члена арифметической прогрессии.
Пример 1. Слайд 21. Последовательность (cn)-арифметическая прогрессия. Найдите с81, если c1=20 и d=3.
Решение. Воспользуемся формулой n-ого члена
с81=с1+d(81-1),
c81=20+3·80,
c81=260.
Ответ: 260.
Пример 2. Слайд 22. Последовательность (cn)- арифметическая прогрессия. Найдите c21, если c1=5,8 и d=-1,5.
Решение. Воспользуемся формулой n-ого члена
с21=с1+d(21-1),
c21=5,8+(-1,5)·20,
c21=-24,2.
Ответ: -24,2.
Задача. Слайд 23.
Числовая последовательность задана формулой an=3+5n, n=1,2,3,…
Является ли эта последовательность арифметической прогрессией? Если да, то какова ее разность?
Решение.
Поскольку an+1=3+5(n+1)
an+1+3+5n+5
an+1=an+5, при всех значениях n, то последовательность является арифметической прогрессией по определению.
Из полученной формулы an+1=an+5 разность этой прогрессии равна 5.
Ответ: да, d=5
Интересный факт. an=a1+d(n-1)
Выполним некоторую замену an=у; a1=b; n-1=k; d=x
Какой вид приобрела формула? Ответ: y=kx+b
На что это похоже? Ответ: формула линейного уравнения.
Если формула линейного уравнения, то… (Можно построить график)
На интерактивной доске обучающийся строит график арифметической последовательности:2;4;6; 8; 10;12.
Вывод. Графиком арифметической последовательности является прямая.
Слайд24. Любая арифметическая прогрессия может быть задана формулой an=kn+b, где k и b – некоторые числа.
Итоги урока. Выводы. Слайд 25.
А сейчас подумайте, вспомните наш урок и попытайтесь ответить, достигли ли мы с вами целей урока, было ли интересно и понятно, пригодится ли нам это в жизни?
При выходе из кабинета оставьте на доске «рожицу» (своё восприятие урока)
Домашнее задание. п.4.2. №596 (из учебника) Задание 12 № 137303 (из открытого банка заданий для подготовки к ОГЭ)
Задание 12 № 137303. В первом ряду кинозала 30 мест, а в каждом следующем на 2 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в ряду с номером n?
28+2n 2) 30+2n 3) 32+2n 4)2n
Решение.
Количество мест в рядах кинозала образуют арифметическую прогрессию. По формуле для нахождения n-го члена арифметической прогрессии имеем:
an = a1+d(n-1)
an = 30+2(n-1)
an = 30+2n-2
an = 28-2n
Таким образом, правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1.
Спасибо за урок. Вы хорошо потрудились.