Шилкина Валентина Викторовна.
2019 г.
Методическая информация |
Тип урока (мероприятия, занятия) | Урок «открытия» нового знания |
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) | Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Умножение одночлена на многочлен» на основе метода рефлексивной самоорганизации. Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме «Многочлены» за счет включения в нее новых элементов: умножение одночленов на многочлен. |
Задачи урока (мероприятия, занятия) | образовательные: - выработать алгоритм умножения одночлена на многочлен, рассмотреть примеры его применения. развивающие: • развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи; • развитие познавательного интереса к предмету; • формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и применением ИКТ; • развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений. воспитательные: • развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения Методы организации работы: - словесные методы (беседа, чтение), - наглядные (демонстрация презентации), - проблемно-поисковый, -метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод). Формы организации работы: - групповая, - коллективная (фронтальная), - индивидуальная. |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | Номер урока в учебном плане 56, третья тема в разделе «Многочлены». |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | Знания, умения, навыки: Учащиеся должны знать и уметь выполнять одночлен на многочлен. Кроме того, учащиеся должны - ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки математики (словесный, символический), свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; - проводить доказательные рассуждения, аргументировать, выдвигать гипотезы и их обосновывать; - осуществлять поиск, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию, использовать информационные источники, включая учебную литературу. Перечень универсальных учебных действий: - личностные (Л), - коммуникативные (К), - познавательные (общеучебные и логические) (П), - регулятивные (Р). |
Необходимое оборудование и материалы | Карточки, магнитная доска. |
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | - карточки с заданиями, - карточки оценки работы на уроке, - карточки с практическими заданиями по новой теме. |
Список учебной и дополнительной литературы | Алгебра: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / Ю. Н, Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; Под ред. С. А. Теляковского. |
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия), деятельность учителя и учеников. |
1. Самоопределение к деятельности (1-2 мин). Цели для учителя: - создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); -установление тематических рамок («могу»). Для учащихся: -включение в учебную деятельность. | (Карточка 1): Ребята, еще за тысячи лет до нашего рождения Аристотель говорил, что «…математика … выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного». И после каждого урока неопределенности в мире математики у нас становится меньше, а овладевать новыми знаниями просто прекрасно. Я надеюсь, что и сегодня мы с вами откроем для себя что-то новое. |
2. Актуализация теоретических знаний (4-5 мин). Цели для учителя: -актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация; -актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; -мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. Для учащихся: -фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. | Учитель: Начнём с тем на повторение (вопросы записаны на доске: 1. Одночлен, многочлен. 2. Умножение одночленов. 3. Возведение одночлена в степень. 4. Приведение подобных членов многочлена. 5. Сложение и вычитание многочленов). Рассмотрим данные вопросы на примерах, которые встречались вам в домашней работе. (Карточки3-7): Являются ли одночленами выражения: б) в) г) д) е) Выполнить умножение степеней: б) Выполнить возведение в степень: б) Приведите подобные члены многочлена: Раскрыть скобки: Учитель: сегодня именно эти знания станут для нас теми кирпичиками, из которых мы сможем создать более сложное. Запишите в тетрадях дату, классная работа. Сейчас вам предлагается выполнить математический диктант по вариантам (в тетрадь записывать только ответ): ( Карточки 8-12): (выполняется диктант) Учитель: выполните самопроверку (Карточка 13): (выполняется самопроверка) Учитель: А сейчас посмотрите на парты. Перед вами лежат оценочный лист работы на уроке и набор карточек с заданиями. Впишите в оценочный лист свою фамилию и оцените своё выполнение диктанта по количеству верно выполненных заданий, т.е. верно выполненное задание – 1 балл. Оцениваются только задания 1-4. |
3.Постановка учебной задачи (4-5 мин). Цели для учителя: -создание условий для постановки учебной задачи. Для учащихся: -выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Учитель: какой из номеров диктанта вызвал у вас наибольшие затруднения? ( предполагаемый ответ учащихся – 5) (Карточка 14): Учитель: давайте попробуем выяснить где именно возникло затруднение и почему? Ученики: при умножении одночлена на многочлен. Мы не знаем правило умножения одночлена на многочлен. Учитель: что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение? Ученики: выработать (сформулировать) правило умножения одночлена на многочлен. Учитель: какая же будет цель нашей деятельности на уроке сегодня? Ученики: вывести правило умножения одночлена на многочлен. (Карточка 15): Цель урока: выработать правило (алгоритм) умножения одночлена на многочлен и рассмотреть его применение на примерах. Учитель: а теперь попробуйте сформулировать тему урока. Ученики: умножение одночлена на многочлен. Учитель: запишем тему урока на доске и в тетрадях. (Карточка 16): Умножение одночлена на многочлен. |
4. «Открытие» учащимися нового знания. (7-8 мин). Цели для учащихся: -выбор способа решения учебной задачи; -выдвижение и обоснование гипотезы. Для учителя: - фиксирование в речи и знаково нового способа действий. | Учитель: предлагаю сейчас разбиться на группы. Возьмите карточку № 1. (Карточка 17) Задание: Обсудите в группе решение последнего задания диктанта, например, 1-ого варианта: . Попытайтесь сформулировать правило умножения одночлена на многочлен и выдвиньте свою гипотезу. Обоснуйте свою гипотезу (почему можно так делать). 4. Через три минуты представьте свой материал классу (используется ватман, фломастеры). ( идёт работа в группах, далее каждая группа выдвигает свою гипотезу и представляет классу, проходит общее обсуждение и делается вывод) Учитель обобщает: при умножении одночлена на многочлен используется распределительное свойство умножения (Карточка 18) а(в+с)=ав+ас а(в+с+d)=ав+ас+аd В нашем случае: (Карточка19) а(в+с+d)=ав+ас+а, Если а=2х, в= , с= -7х, d=3, то имеем 2х 2х +2х +2х = ( учащиеся переписывают в тетрадь этот пример). Учитель: обратите внимание, что в результате мы получили столько одночленов в многочлене сколько их было в данном многочлене. (учитель убирает плакаты с неверными гипотезами) Учитель: попробуем сформулировать правило умножения одночлена на многочлен. Учитель: проверим правильно ли мы сформулировали правило по учебнику (стр. 126). |
5. Первичное закрепление (4-5 мин). Цели для учителя: -создание условий для первичного закрепления. Для учащихся: -усвоение нового способа действий. | Учитель: проверим задание 2-ого варианта . (Карточка 20) (подробное решение с записью на доске и проговаривание правила вслух у доски). Учитель: выполнить задание с комментарием: . (Карточка 21) (учащиеся озвучивают решение с обязательным проговариванием вслух правила; затем на доске высвечивается правильное решение) (Слайд 22) = Учитель: на парте возьмите карточку Работаем далее в парах (обязательное условие - при решении проговаривать друг другу правило). Заполните пропуски: чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно ___________________ этот одночлен на ___________________ член ________________________ и полученные произведения _______________________ . Выполните умножение (по образцу на экране), проговаривая друг другу правило ещё раз, Впишите пропущенный множитель: а)_____ Учитель: выполните самопроверку (Карточка 23) |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин). Цели для учителя: -создание условий для интериоризации(переход извне внутрь) нового способа действий; -создание ситуации успеха. Для учащихся: -индивидуальная рефлексия достижения цели. | Учитель: а теперь попробуем выполнить по 2 примера самостоятельно. Кто выполнит задание, поднимает руку и получает лист самопроверки. (Карточка 24): 1 в. | 2 в. | 1. 3х(2х-1) | 1. 2у(4у-2) | 2. | 2. | (Учащиеся выполняют проверочную работу, а затем выполняется самопроверка работы по образцу – листу самопроверки) |
7. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин). Цели для учителя: -создание условий для включения «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Для учащихся: -включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Учитель: Конечно, ребята, недостаточно просто научиться умножать одночлен на многочлен. Необходимо знать, где это правило можно ещё применить. И сейчас вам предлагается разобрать задания, где пригодятся полученные сегодня знания. Разбейтесь снова на группы. Работаем по карточке № 3. через 3-4 мин вы должны представить результат классу. Задание для групп № 1,2: Упростите выражение . Задание для групп № 3,4: Решите уравнение (Учащиеся выполняют задания в группах, рассказывают о своих выводах классу.). №1. №2. Учитель: оцените свою работу в группе по 5-ой шкале, выставьте оценку в оценочный лист. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-3 мин). Цели для учителя: -создание условий для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке. Для учащихся: -самооценка результатов деятельности; -осознание метода построения, границ применения нового знания. | Учитель: вернёмся к цели нашего урока (Карточка 25) - достигли ли мы своей цели? - каков результат нашей деятельности на уроке? - как умножить одночлен на многочлен? -где используется это правило? Цель на будущее. -в оценочном листе заполните анкету по итогам урока. Оценочные листы сдаются, карточки возьмите домой для подготовки домашнего задания. |
Домашнее задание (если это необходимо на уроке) | Домашнее задание: п.27, №617(а,б), №619(а,б), №623(а), №754* |