СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии 5 класс: "Биология- наука о живой природе"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 5 класс: "Биология- наука о живой природе"»

Конспект урока по биологии 5 класс

Тема: «Биология - наука о живой природе».

(Вводное занятие - определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества).

1. Организационный момент (сообщаю план урока).

2. Изучение нового материала.

Наш первый урок я хотела бы начать с одной истории.

2 слайд

Мы пошли с друзьями в лес
Летом, за грибами,
Вызывало интерес,
Все, что мы встречали!
Гриб съедобный или нет?
Почему здесь осы?
Отвечала я на все
Друзей моих вопросы.
И спросили у меня:
«Ты откуда знаешь,
Что не спросим у тебя,
На все ты отвечаешь!»

И сказала не спеша,
Не таясь, я боле,
«Биологию, друзья,
преподаю я в школе!»

3 слайд

- Сегодня, ребята, вы приступаете к изучению потрясающей науки – биологии. Изучение любой науки это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. Мы с вами будем проводить  учебные исследования, использовать методы биологической науки, узнаем имена крупных ученых, открывших законы природы и выяснивших, как эти открытия можно использовать в жизни каждого человека, и, возможно, кто-то из вас в будущем выберет себе профессию, связанную с этой удивительной наукой.

1) Знакомство с учебником

- А поможет нам в изучении биологии учебник под редакцией Владимира Васильевича Пасечника.

- Давайте совершим с вами небольшое путешествие по учебнику биологии.

- Как же работать с учебником?

- В начале нашего учебника вы найдете оглавление. В начале каждой главы сказано, о чем вы узнаете из нее и что научитесь делать. Текст главы разделен на параграфы.

-Скажите, сколько глав мы должны с вами изучить за этот год? (4+введение) С чего начнется изучения биологии? Сколько параграфов мы рассмотрим, как они называются?

-Давайте посмотрим на условные обозначения.

-Практически в каждом параграфе вам будут встречаться слова, выделенные курсивом. 

-Как вы думаете, они важны для нас? (Правильно! Эти термины и названия нужно будет запомнить.)

2. Практически в каждом параграфе встречаются иллюстрации и подписи к ним.

-Скажите, а зачем нам нужны рисунки в учебнике? (Это поможет нам лучше понять содержание текста).

3. В конце каждого параграфа на синей плашке помещены основные понятия, которые вам необходимо усвоить.

4. Проверить, насколько хорошо вы усвоили материал параграфа, можно, ответив на вопросы в конце параграфа.

5. «Подумайте» - дополнительный вопрос к параграфу, «Задания» - будут даваться выборочно (на дополнительную оценку).

6. Обозначение в виде листа указывает на выполнение лабораторной работы, которые мы с вами будем выполнять в тетрадях для лабораторных работ как в классе, так и дома.

7. Также в конце некоторых параграфов имеется рубрика «Задания для любознательных», предназначенная для тех, у кого изучение живой природы вызывает особый интерес, а в рубрике «Знаете ли вы, что…» вы найдете интересные сведения по изучаемой теме.

2) Биология – это наука о живой природе (обозначение понятия)

-Итак, давайте разберемся, что обозначает понятие биология и что же она изучает? (Био- жизнь, живое; логос- наука)

-Кто мне может дать понятие науки биология? (Биология наука о живом).

- А теперь нам предстоит выяснить, что же изучает биология?

- Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на данный вопрос.

Биология – наука

О букашках и лесах,

Рыбах, птицах и прудах.

О грибочках на пеньке,

О цветочках на лужке.

Обо всем живом на свете,

Кто проживает у нас на планете. (Ответы учащихся).

-Да, действительно. Биология изучает  живую природу.

-Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Биология наука о живой природе).

4 слайд

-Запишите число и тему урока. (Определение «биология» и расшифровка).

-Ребята, используя такие вопросительные слова, как: Что? Какое? Какие? Почему? Как? и само слово «Биология», попробуйте  сформулировать вопросы, на которые мы должны будем ответить с вами сегодня на уроке.

-Итак, что мы должные узнать сегодня на уроке? ( Что такое наука биология; Какие науки входят в биологию; Почему наука биология так важна).

-Вы большие молодцы, сформулировав все эти вопросы мы, таким образом составили план нашего урока.

5 слайд

План:

1) Что такое наука биология?

2) Человек и природа в древности.

3) Семья биологических наук.

4) Значение биологии.

3) Человек и природа в древности

-Как вы думаете, как давно человек знаком с природой? Ответ поясните.

-Действительно,  человек связан с окружающей его живой природой еще с древних времен, так как  во многом жизнь людей зависела от охоты и рыболовства.

-Мясо диких животных было одним из основных источников питания. Шкуры и кожа шли на изготовление одежды, сухожилия использовались для тетивы лука, как нитки для шитья. Из костей изготавливали наконечники для стрел, рукоятки ножей, скребки.

-Первобытные люди собирали семена, плоды, выкапывали корни растений, поэтому мы их теперь называем собирателями. Иногда то, что удалось собрать в природе, было основной пищей человека.

-Шло время, люди, наблюдая за дикорастущими растениями, научились выращивать их возле своих жилищ – возникло земледелие. Отлавливая диких животных, наблюдая за ними, древние люди смогли приручить некоторых из них.

 -Какое животное человек приручил первым? (Первым домашним животным стала собака - верный помощник на охоте).

-Уже первобытные охотники изучали живую природу. Сделанные в 15 тысячелетии до н.э. наскальные рисунки позволяют достоверно судить о видовой принадлежности изображенного зверя, изучать повадки уже вымерших животных.

-Шло время, накопленные знания становились обширнее и глубже, возникла необходимость их упорядочить, свести разрозненные факты воедино. Так появилась наука биология.

-Как мы уже знаем, знания о животных, растениях накапливались на протяжении длительного времени, а слово «биология» появилось только в 1802г., его придумал французский ученый Ж.Б. Ламарк. (Записать)

2) Многообразие мира, оболочки Земли

 -Живой мир на нашей планете огромен и очень разнообразен. Он существует миллиарды лет.

-Где обитают организмы, населяющие нашу планету?

-Рядом с нами на Земле живет множество существ - растений, животных, грибов и разнообразных микроорганизмов, невидимых простым глазом.

-Ученые насчитывают более 3,5 млн. видов живых организмов. (Записать)

-Они различаются размерами, особенностями строения и жизнедеятельности. Но все организмы от гигантских китов в океане и баобабов в Африке до мельчайших бактерий – обладают общими свойствами.

-Какими общими свойствами будут обладать все живые организмы? (Живые организмы питаются, дышат, растут, выделяют в окружающую среду различные вещества, размножаются, потребляют и накапливают энергию.)

-Из чего состоят все живые организмы на планете? (Клетка)

-Что такое клетка в живом организме? (Наименьшая единица живых организмов - записать).

-Почему именно клетка? Потому, что даже состоящие из одной клетки организмы - бактерии, многие протисты и грибы проявляют характерные для живых организмов признаки. Но стоит разрушить клетку и свойства живого исчезают.

-Ребята, а вам знакомо слово «биосфера»? Как вы его понимаете? Имеет ли это слово что-нибудь общее со словом «Биология»? (если не отвечают, даю подсказку на учебник с.6)

-Оно также имеет греческое происхождение -«биос - жизнь и «сфера» - шар. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли – биосферу. (Записать).  

-Биосфера состоит из определенных слоев.

Задание 1: изучив текст параграфа на с.7, укажите, каковы границы распространения жизни на нашей планете. Умейте охарактеризовать каждый слой.

-Биосфера включает: нижние слои атмосферы, она определяется озоновым слоем, задерживающим ультрафиолетовое излучение, губительное для живых организмов; гидросферу - водную оболочку земли; и верхний слой литосферы. (Схема).

Проведение физминутки.

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

3) Семья биологических наук.

Современная биология –  это «семья», состоящая из множества биологических наук.  Мы с вами познакомимся лишь с некоторыми.

Задание 2: прочитайте текст и выполните задания (см. приложение 1)

После проверки  заданий под № 3,4

-Откройте в учебнике с.6, рассмотрите рис.1.

-Какие еще биологические науки вы можете назвать, которые НЕ встретились в тексте?

4) Значение науки биологии

-Ребята, зачем нам нужно изучать биологию? Предположения учащихся.

Задание 3: прочитайте текст на с.7-9, рассмотрите рис.3. Ответьте, почему необходимо изучать биологию?

4. Закрепление.

1) Что изучает биология?

2) Какие биологические науки вы знаете?

3) Почему необходимо изучать биологию?

5. Рефлексия.

Удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились?

А сейчас подготовьте свои ладошки. На одну ладошку положите все знания, которые у вас были, а на другую – всё то, что вы узнали сегодня. Сложите ладошки, это ваш багаж знаний. Похлопайте себе и соседу по парте. Молодцы!

5 слайд

6. Домашнее задание:

1) параграф 1 изучить, устно ответить на вопросы после параграфа

2) записи в тетради знать

3) принести тетрадь для лабораторных работ, лук, стаканчик (работа в группах по 4)

Приложение 1

Задание: прочитайте текст и выполните задания.

Биологические науки

Историю биологии принято вести от древних ученых Аристотеля, Теофраста и Галена. Они изучали в основном окружавших людей растения и животных, а также большое внимание уделяли изучению жизни и здоровья самого человека. Поэтому первыми биологическими науками стали ботаника (наука о растениях), зоология (наука о животных) и медицина (наука о здоровье человека). Представления о мире образованные люди древности черпали из собственных наблюдений, рассказов путешественников и небольшого числа рукописных книг.

  Пять-шесть столетий назад знания о природе стали быстро накапливаться благодаря изобретению книгопечатания, интересу к опытам с растениями и животными, а также путешествиям в дальние страны. В то время трудились ученые А. Везалий и У.Гарвей, заложившие основы современной анатомии (науки о строении человека) и физиологии (науки, изучающей функции организмов).

  Позже ученые К.Линней и Ж. Бюффон провели огромную работу по упорядочению названий растений и животных. Так зародилась еще одна биологическая наука – систематика. Благодаря ее развитию теперь каждый известный науке живой организм имеет свой «паспорт», в котором указывается его видовое название, место обитание и другие особенности.

Когда изобрели микроскоп, появилась цитология – наука о клетке, гистология – наука о тканях живого организма, бактериология – наука о невидимых невооруженным глазом бактериях. Наблюдения за этими «карликами» стало увлекательным занятием не только для ученых, но и для многих просвещенных людей того времени.

Задания

1. Как вы думаете, почему медицина была одной из первых биологических наук?

2. Что, по мнению автора текста, повлияло на бурное развитие биологии 5-6 столетий назад?

3. Составьте список биологических наук, которые упоминаются в тексте.

4. Расставьте перечисленные в списке биологические науки по времени их возникновения, начиная с возникшей раньше остальных.

1) бактериология

2) ботаника

3) анатомия

4) систематика

5. Как вы понимаете, что такое «паспорт», который в результате трудов К. Линнея и Ж. Бюффона получил каждый живой организм?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!