СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии 5 класс: "Позвоночные животные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности строения, размнождения, место обитания. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 5 класс: "Позвоночные животные"»

Конспект урока по биологии 5 класс «Позвоночные животные»

1 сл.

1. Организационный момент

-Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня мы с вами повторим пройденный материал, сделаем анализ самостоятельной работы и перейдём к изучению нового материла.

2. Анализ самостоятельной работы

2 сл.

3. Проверка домашнего задания

1 задание

Вставьте пропущенные слова в предложенный текст.

Животных, тела которых состоят из множества клеток, называют …. Многоклеточные животные делятся на две большие группы - позвоночные и …. Основной признак объединяющий беспозвоночных животных это отсутствие осевого ….

3 сл.

2 задание

Установите соответствие между группой беспозвоночных животных и их представителями.

1. Кишечнополостные

А. Морская звезда

2. Черви

Б. Креветка

3. Моллюски

В. Медуза

4. Членистоногие

Г. Дождевой червь

5. Иглокожие

Д. Кальмар

4 сл.

3 задание

Выбрать правильное утверждение

1. Черви имеют короткое, вытянутое тело;

2. У большинства моллюсков есть раковина;

3. Членистоногие делятся на ракообразных, насекомых, паукообразных;

4. Кишечнополостные обитают в наземной среде обитания;

5. Иглокожие при необходимости меняют жёсткость своих покровов.

5, 6 сл.

4 задание

рассмотрите предложенную схему классификацию царства животные. Вставьте пропущенные термины.

7 сл.

5 задание

На рисунке изображён представитель царства животные. Определить: к какой группе животных он относится, в какой среде обитает, какими признаками обладает. (Дождевой червь).

4. Изучение нового материала

8 сл.

-На слайде изображена богиня фауны, как вы думаете, кому она покровительствует?

-Она окружена представителями животных разных классов, ребята знаете ли вы, что эта за представители? (1 группа- дождевой червь, медуза, кальмар, паук, морская звезда; 2 группа- амёба, инфузория, радиолярия; 3 группа- птица, рыбы, лиса;)

-Как вы думаете, почему я их разделила на три группы? (Потому что, они относятся к разным классам животных)

-Как называется 1 группа животных? (Беспозвоночные)

-Какой признак объединяет этих представителей? (отсутствие осевого скелета)

-Как называется вторая группа? (Простейшие)

-Какой основной признак объединяет этих животных? (Их тело состоит из одной клетки).

-А вот 3 группа животных? Мы знакомы с представителями этой группы? (Нет).

- Посмотрите на них и скажите, какой образ жизни ведут эти животные? (Активный, они активно передвигаются).

-Как вы думаете, что в их внутреннем строении помогает им активно двигаться? (Наличие позвоночника).

-Если у них имеется позвоночник, то как будет называться эта группа животных? (Позвоночные).

-Какова тема нашего урока? (Позвоночные животные).

9 сл.

-Запишите число и тему урока: «Позвоночные животные».

-Какова цель нашего урока? Что мы с вами должны узнать про представителей этих животных? (ответы ребят).

- Позвоночные животные всем нам хорошо известны. Это рыбы, лягушки, змеи, птицы, кошки, собаки. Они окружают нас повсюду, встречаемся мы с ними каждый день. Это высокоорганизованные животные, их головной мозг будет защищать череп, крепкие челюсти помогают захватывать и пережёвывать пищу, а две пары конечностей позволяют активно двигаться в поисках пищи, спасаться от врагов.

- Какой основной признак их объединяет? (Наличие осевого скелета - позвоночника). Записать.

- Сейчас наша задача выяснить на какие группы животных разделяют позвоночных.

11 сл.

- Для этого посмотрите на следующий слайд: здесь представлен список групп животных из него нужно выбрать лишних представителей, которые будут относиться к другим группам животных. Время на выполнение 3 мин. (Устно).

1. Простейшие

2. Рыбы

3. Черви

4. Моллюски

5. Земноводные

6. Птицы

7. Иглокожие

8. Пресмыкающиеся

9. Членистоногие

10. Млекопитающие (звери)

-Итак, проверяем. Какие группы животных вы убрали и почему? (Ответы).

-Какие группы оставили, ответ пояснить. Соответственно, какие группы животных относят к позвоночным? (Позвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

-У вас были листочки, на которых мы с вами писали классификацию царства животных. Достаньте их, пожалуйста, и допишите.

12 сл.

-Сравним с эталоном.



Физкультминутка

«Раз подняться, потянуться

Два - нагнуть и разогнуться

Три – в ладоши, три хлопка

Головою три кивка

На четыре - руки шире

Пять – руками помахать

Шесть – на место тихо сесть».

- Сейчас нам с вами необходимо познакомиться с каждой из групп позвоночных животных.

13 сл.

-Для систематизации полученных знаний будем заполнять таблицу. (Приложение 1).

14 сл.

-Итак, посмотрите на слайд и скажите с какой первой группой мы познакомимся. (Рыбы).

-У разных видов рыб имеются свои особенности строения, но есть общие признаки, которые их объединяют в одну группу.

- В какой среде обитают рыбы? (Водная).

- Если они обитают в воде то при помощи чего осуществляется дыхание? (При помощи жабр).

15 сл.

- Какие приспособления у них имеются для обитания в водной среде? (Плавники, хвост).

- Тело их покрыто чешуёй и слизью.

-Где происходит размножение? (В воде).

-Молодцы! Приведите примеры представителей этой группы. (Карась, щука, сом, акула, скат).

16 сл.

- Следующая группа земноводные животные. Для заполнения таблицы, вам необходимо ответить на ряд вопросов.

1. В какой среде обитают? (Суша, вода).

2. При помощи чего осуществляется дыхание земноводных? (Лёгкими, кожей).

3. Какое строение тела имеют? (Тело голое, покрыто слизью, большинство этих конечностей имеют две пары конечностей).

4. Назовите представителей этой группы. (Лягушки, жабы, тритоны).

-А что бы ответить на все эти вопросы откройте учебник стр. 97.

-Молодцы! Очень часто представителей групп земноводные и пресмыкающиеся путают между собой, и это вполне понятно, имеются общие черты строения и признаки.

17 сл.

-Но у них есть главное отличие, которое связанно с их средой обитания, посмотрите, подумайте и скажите, что это за отличие? ( Пресмыкающиеся это первые наземные животные).

-Если это наземные животные, то размножаются они где? (На суше). Большинство видов пресмыкающихся откладывают яйца, из которых со временем выходят сформировавшиеся молодые животные.

- Дыхание? (Лёгочное, лёгкими).

-Тело сухое, покрыто роговыми чешуями и щитками.

- Кто будет относиться к этой группе? (Ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи).

18 сл.

- Сейчас посмотрите на слайд здесь дано описание следующей группы позвоночных животных, ваша задача по описанию узнать что эта за группа животных?

« Тело этих животных покрыто перьями, они умеют летать. Передние конечности преобразованы в крылья. Своих детёнышей они высиживают с помощью яиц. Имеют постоянную температуру тела, не зависящую от окружающей среды».

19 сл.

-Что эта за животные? (Птицы).

-По этому описанию я предлагаю вам заполнить таблицу.

20 сл.

- Скажите, пожалуйста, к какой группе относится тигр, собака, лось, дельфин? (Млекопитающие (звери)).

-Это самая высокоорганизованная группа животных.

21 сл.

- На слайде представлена схема иллюстрирующая признаки этой группы. Предлагаю вам в парах их осудить и заполнить вторую колоночку таблицы.

Признаки:

1. Волосяной покров;

2. Рождение детёнышей (живорождение) и вскармливание их молоком;

3. Среда обитания - все кроме паразитической;

-Проверяем что вы выяснили.

Сообщение «Значение животных в природе и жизни человека».

5. Закрепление материала.

-Итак, сколько и какие группы животных относится к позвоночным? (5 групп)

- Какой главный признак объединяет представителей позвоночных животных? (Наличие осевого скелета).

22 сл.

Тестирование (устно).

1. Для чего нужны крепкие челюсти позвоночным животным?

А) захватывать пищу;

Б) Пережёвывать пищу;

В) Захватывать и пережёвывать пищу.

2. С помощью чего у рыб осуществляется газообмен?

А) Лёгкие;

Б) Лёгочные мешки;

В) Жабры

3. Чем покрыто тело земноводных?

А) Чешуёй и слизью;

Б) Слизью;

В) Роговыми чешуйками

4) Как размножаются птицы?

А) Откладывают яйца;

Б) Откладывают икринки;

В) Живорождение

5) Выбрать из предложенного списка животных представителей млекопитающих.

А) Лягушка;

Б) Дождевой червь;

В) Крот;

Г) Дельфин

Д) Сом;

Е) Кошка.

23 сл.

6. Рефлексия

-На слайде приведены предложения, утверждения, необходимо выбрать одно и пополнить его

1. Сегодня я узнал (ла)…

2. Было трудно…

3. Я понял (ла), что…

4. Я смог (ла)…

5. Было интересно узнать, что…

6. Я не понял (ла)…

24 сл.

7. Постановка домашнего задания.

Повторить параграф 19-22 стр. 91- 101 (будет самостоятельная работа по царству животные).

Рабочая тетрадь: стр. 63-67 задания 147, 148, 150, 152, 155.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!