Конспект урока по биологии 7 класс «Надкласс рыбы. Внутреннее строение».
Организационный момент.
-Здравствуйте ребята присаживайтесь. Кто отсутствует на сегодняшнем уроке? Сейчас мы с вами проверим домашнюю работу, далее перейдём к изучению нового материла.
Проверка домашнего задания.
-С каким типом животных мы с вами начали знакомиться на прошлых уроках? (Тип хордовые).
- Какие подтипы выделяют в типе хордовые? (бесчерепные, личиночнохордовые, позвоночные).
-Назовите яркого представителя подтипа бесчерепные? Какой это класс? (Ланцетник).
-Назовите общие признаки подтипа позвоночные.
Опорой тела служит позвоночник, который у взрослых животных замещает хорду.
Совершенствуется центральная нервная система, нервная трубка подразделяется на головной и спинной мозг.
Хорошо развиты органы чувств.
Развивается череп.
Формируются парные конечности. У наземных позвоночных - пятипалые.
Появляется мускулистое сердце.
Ведут активный образ жизни.
-Какие организмы, Бесчерепные или Черепные, являются более примитивными и древними. Ответ обоснуйте (Более примитивными являются Бесчерепные т.к. у них пожизненно сохраняется хорда, не дифференцирована нервная трубка, пожизненно сохраняются жаберные отверстия, нет сердца, слабо развиты органы чувств).
- С каким надклассом мы начали знакомится на прошлом уроке? (Надкласс рыбы).
-К какому подтипу относятся рыбы? (Позвоночные).
-Почему рыб отнесли к подтипу позвоночные? (Наличие позвонка).
-Какие приспособления имеются у рыб в связи с водным образом жизни, перечислите, пожалуйста, их. ( Форма тела, покровы, способ дыхания, органы передвижения, имеется чешуя).
2 сл.
Задание 1.
Представители | Форма тела |
1. Скат | А) Торпедовидная |
2. Сельдь | Б) Стреловидная |
3. Щука | В) Плоское тело |
4. Сайра | |
5. Камбала | |
6. Лосось | |
Ответ: А: 2,6; Б: 3, 4; В: 1,5.
3 сл.
Задание 2.
- Посмотрите на строение рыбы и скажите, какие отделы тела выделяют? (Голова, туловище, хвост).
4 сл.
Задание 3
Из предложенного текста выбрать 3 предложения, в которых допущены ошибки и исправить их.
1. Снаружи кожа рыб покрыта чешуёй - толстыми полупрозрачными пластинками. 2. Чешуи своими концами налегают друг на друга, располагаясь черепицеобразно. 3. Это обеспечивает прочную защиту тела и вместе с тем не создаёт препятствий движению. 4. Размер чешуек у разных рыб примерно одинаков. 5. Чешуя покрыта специальной жидкостью, состоящей из белков и липидов.
5 сл.
Задание 4:
Выйти к доске показать и рассказать внешнее строение рыб по рисунку.
6 сл.
Задание 5: тестирование с самоконтролем
1. Из каких отделов состоит тело рыб:
А – головогрудь, брюшко, хвост
Б – голова, грудь, брюшко
В – голова, туловище, хвост
Г – голова, туловище, плавники
2. Каковы особенности строения кожи рыб?
А – не имеют желез
Б – покрыта чешуей и слизью
В – не имеет покровных образований
3. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу течения воды:
А – органом обоняния
Б – органом вкуса
В – боковой линии
Г – органом слуха
4. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:
А – способе размножения
Б – наличии у них скелета
В – приспособленности к среде и месту обитания
Г – наличии у них покровительственной окраски
5. Рыбы относятся к типу:
А – хордовых
Б – полухордовых
В – бесчерепных
Г – позвоночных
- Могут ли рыбы жить вне воды? (Ответ в пред. конспекте).
Изучение нового материла.
-Итак, изучив внешнее строение мы с вами убедились в том, что не все рыбы так похожи друг на друга, а их различия и приспособления будут обусловлены средой обитания.
- Как вы думаете что мы с вами будем изучать на сегодняшнем уроке?
7 сл.
-Запишите число и тему урока: «Надкласс рыбы. Внутреннее строение».
-Какие задачи поставим перед собой сегодня?
8 сл.
-Посмотрите на схему, какие классы в себя включает надкласс рыбы? (2 класса: хрящевые и костные рыбы).
-Как вы думаете, с чем связанно такое разделение на классы? (Основной критерий такого деления – вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб: хрящ или кость).
9 сл.
- Изучить внутреннее строение я предлагаю на примере представителей класса костные рыбы, подкласса лучепёрые, речной окунь.
- Скажите, какой скелет будут иметь костные рыбы? (Костный). Как вы думаете, зачем нужен скелет? (Опора и защита - функция).
10 сл.
-Посмотрите и скажите из чего состоит скелет рыб? Я предлагаю обсудить это в парах, на обсуждение 30 сек. (Позвоночник, рёбра, череп, плавники).
- А из чего состоит позвоночник рыбы? (Молодцы, это позвонки). Представлен костными позвонками и разделён на 2 отдела: туловищный и хвостовой.
-Отростки позвонков: верхние и нижние дуги. Верхние дуги смыкаются, образуют спинномозговой канал.
-Как вы думаете, ребята, а для чего нужны рёбра? (Для защиты внутренних органов).
- Рёбра: отграничивают полость тела сверху и с боков.
-Череп костный, состоит из мозговой коробки, челюстных костей, жаберных дуг и жаберных крышек.
Плавники парные: грудные и брюшные - образованны большим количеством мелких костей.
-Какие системы органов вы знаете? (Ответы ребят).
-С помощью чего, как вы думаете, по мимо скелета рыба способна совершать движения? (Мышцы)
-Как называется система образованная мышцами? (Мышечная).
Мышечная система.
-У рыб мышечная система образованна W- образными мышцами, разделёнными соединительно-тканными перегородками.
11 сл.
Нервная система.
- Следующая система: нервная, скажите, чем нервная система позвоночных будет отличаться от нервной системы бесчерепных? (У бесчерепных она представлена нервной трубкой)
-Головной и спинной мозг, отходящие от них нервы.
Головной мозг состоит из 5 отделов: передний, промежуточный, средний, продолговатый и мозжечок.
- Продолговатый мозг переходит в спинной, имеет вид длинного тяжа, образован верхними дугами позвонка.
-Что будет связывать головной и спинной мозг? (Нервы).
-Если у рыб имеются нервные клетки, то какой процесс будет для них характерен, который определяет их поведение? (Рефлекс - условные и безусловные - врождённые).
12 сл.
Кровеносная система.
- Какую особенность в строении кровеносной системы вы можете отметить? Предлагаю обсудить это с соседом (замкнутая, есть сердце, один круг кровообращения).
- Сердце у рыб двухкамерное – состоит из предсердия и желудочка. Сердце сокращается очень слабо и редко – всего 20 ударов в минуту.
- Крупные кровеносные сосуды рыбы это артерии и вены. В сердце всегда венозная кровь. В желудочке имеется специальный клапан, который препятствует обратному току крови.
-Какое определение вы бы дали кровеносному сосуду – артерия? Посмотрите на рисунок, может быть он вам поможет, или обсудите ответ в парах.
-Итак: артерия – это вена.
13 сл.
Дыхательная система.
-Назовите основную среду обитания рыб? (Водная).
-В связи с этим чем будет представлена дыхательная система рыб? (Жабрами).
-Газообмен осуществляется благодаря движению жаберных крышек и рта.
-Где располагаются жаберные крышки? (Голова).
-Вода попадает в жаберные полости и рот, и выталкивается наружу.
14 сл.
Пищеварительная система.
- Какие органы образую пищеварительную систему? (ответы) Хорошо, молодцы, давайте посмотрим, правильно ли мы назвали органы пищеварительной системы.
- учебник стр. 144. Для чего рыбам необходим плавательный пузырь. (Гидростатическая функция- обеспечивает свободное перемещение рыб в вертикальной плоскости. Стенки богаты капиллярами - сосудами).
15 сл.
Выделительная система.
-Под самым позвоночником рыбы расположены две длинные красно-бурые ленты. Это почки, которые служат у позвоночных органами выделения.
-В процессе обмена веществ в теле животного кроме углекислого газа образуются и другие «отбросы» (мочевина и некоторые кислоты), которые также должны быть удалены из тела.
-Кровь приносит их к почкам, где эти отбросы выделяются из них в виде мочи. От почек идут выводные протоки — мочеточники, потом они соединяются в один общий мочевой пузырь.
16 сл.
Половая система.
-Скажите рыбы раздельнополые животные? (Да)
-А что это означает? (в теле рыбы образуются либо мужские половые железы, либо женские половые железы).
- Мужские половые железы как называются? (Парные семенники)
-А женские? (Яичники).
- Из чего появляются новые особи в процессе размножения? (Икринок).
-Икринки это и есть яйцеклетки- мелкие, с тонкой студенистой оболочкой.
- Есть 2 типа оплодотворения наружное и внутреннее, какое оплодотворение характерно для рыб? (Наружное).
17 сл.
-По рисунку определите, кто представлен самка или самец рыбы? (Самка из за наличия яичников).
18 сл.
Закрепление материала:
1. Из каких отделов состоит скелет рыб?
2. Какой тип кровеносной системы у рыб? Строения сердца.
3. Благодаря чему осуществляется газообмен у рыб?
4. Как устроена пищеварительная система рыб?
5. Чем представлена половая система рыб?
6. Как отличить по внутреннему строению рыб самка или самец перед нами?
19 сл.
Домашнее задание:
Параграф 36 стр. 142-146. Зарисовать внутреннее строение рыб, подписать органы.