СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии 7 класс: "Внутреннее строение рыб"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 7 класс: "Внутреннее строение рыб"»

Конспект урока по биологии 7 класс «Надкласс рыбы. Внутреннее строение».

Организационный момент.

-Здравствуйте ребята присаживайтесь. Кто отсутствует на сегодняшнем уроке? Сейчас мы с вами проверим домашнюю работу, далее перейдём к изучению нового материла.

Проверка домашнего задания.

-С каким типом животных мы с вами начали знакомиться на прошлых уроках? (Тип хордовые).

- Какие подтипы выделяют в типе хордовые? (бесчерепные, личиночнохордовые, позвоночные).

-Назовите яркого представителя подтипа бесчерепные? Какой это класс? (Ланцетник).

-Назовите общие признаки подтипа позвоночные.

  • Опорой тела служит позвоночник, который у взрослых животных замещает хорду.

  • Совершенствуется  центральная нервная система, нервная трубка подразделяется  на головной и спинной мозг.

  • Хорошо развиты органы чувств.

  • Развивается череп.

  • Формируются парные конечности. У наземных позвоночных - пятипалые.

  • Появляется мускулистое сердце.

  • Ведут активный образ жизни.

 -Какие организмы, Бесчерепные или Черепные, являются более примитивными  и древними. Ответ обоснуйте (Более примитивными являются Бесчерепные т.к. у них пожизненно сохраняется хорда, не дифференцирована нервная трубка, пожизненно сохраняются  жаберные отверстия, нет сердца, слабо развиты органы чувств).

- С каким надклассом мы начали знакомится на прошлом уроке? (Надкласс рыбы).

-К какому подтипу относятся рыбы? (Позвоночные).

-Почему рыб отнесли к подтипу позвоночные? (Наличие позвонка).

-Какие приспособления имеются у рыб в связи с водным образом жизни, перечислите, пожалуйста, их. ( Форма тела, покровы, способ дыхания, органы передвижения, имеется чешуя).

2 сл.

Задание 1.

Представители

Форма тела

1. Скат

А) Торпедовидная

2. Сельдь

Б) Стреловидная

3. Щука

В) Плоское тело

4. Сайра


5. Камбала


6. Лосось


Ответ: А: 2,6; Б: 3, 4; В: 1,5.

3 сл.

Задание 2.

- Посмотрите на строение рыбы и скажите, какие отделы тела выделяют? (Голова, туловище, хвост).

4 сл.

Задание 3

Из предложенного текста выбрать 3 предложения, в которых допущены ошибки и исправить их.

1. Снаружи кожа рыб покрыта чешуёй - толстыми полупрозрачными пластинками. 2. Чешуи своими концами налегают друг на друга, располагаясь черепицеобразно. 3. Это обеспечивает прочную защиту тела и вместе с тем не создаёт препятствий движению. 4. Размер чешуек у разных рыб примерно одинаков. 5. Чешуя покрыта специальной жидкостью, состоящей из белков и липидов.

5 сл.

Задание 4:

Выйти к доске показать и рассказать внешнее строение рыб по рисунку.

6 сл.

Задание 5: тестирование с самоконтролем

1. Из каких отделов состоит тело рыб:

А – головогрудь, брюшко, хвост

Б – голова, грудь, брюшко

В – голова, туловище, хвост

Г – голова, туловище, плавники

2. Каковы особенности строения кожи рыб?

А – не имеют желез

Б – покрыта чешуей и слизью

В – не имеет покровных образований

3. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу течения воды:

А – органом обоняния

Б – органом вкуса

В – боковой линии

Г – органом слуха

4. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:

А – способе размножения

Б – наличии у них скелета

В – приспособленности к среде и месту обитания

Г – наличии у них покровительственной окраски

5. Рыбы относятся к типу:

А – хордовых

Б – полухордовых

В – бесчерепных

Г – позвоночных

- Могут ли рыбы жить вне воды? (Ответ в пред. конспекте).

Изучение нового материла.

-Итак, изучив внешнее строение мы с вами убедились в том, что не все рыбы так похожи друг на друга, а их различия и приспособления будут обусловлены средой обитания.

- Как вы думаете что мы с вами будем изучать на сегодняшнем уроке?

7 сл.

-Запишите число и тему урока: «Надкласс рыбы. Внутреннее строение».

-Какие задачи поставим перед собой сегодня?

8 сл.

-Посмотрите на схему, какие классы в себя включает надкласс рыбы? (2 класса: хрящевые и костные рыбы).

-Как вы думаете, с чем связанно такое разделение на классы? (Основной критерий такого деления – вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб: хрящ или кость).

9 сл.

- Изучить внутреннее строение я предлагаю на примере представителей класса костные рыбы, подкласса лучепёрые, речной окунь.

- Скажите, какой скелет будут иметь костные рыбы? (Костный). Как вы думаете, зачем нужен скелет? (Опора и защита - функция).

10 сл.

-Посмотрите и скажите из чего состоит скелет рыб? Я предлагаю обсудить это в парах, на обсуждение 30 сек. (Позвоночник, рёбра, череп, плавники).

- А из чего состоит позвоночник рыбы? (Молодцы, это позвонки). Представлен костными позвонками и разделён на 2 отдела: туловищный и хвостовой.

-Отростки позвонков: верхние и нижние дуги. Верхние дуги смыкаются, образуют спинномозговой канал.

-Как вы думаете, ребята, а для чего нужны рёбра? (Для защиты внутренних органов).

- Рёбра: отграничивают полость тела сверху и с боков.

-Череп костный, состоит из мозговой коробки, челюстных костей, жаберных дуг и жаберных крышек.

Плавники парные: грудные и брюшные - образованны большим количеством мелких костей.

-Какие системы органов вы знаете? (Ответы ребят).

-С помощью чего, как вы думаете, по мимо скелета рыба способна совершать движения? (Мышцы)

-Как называется система образованная мышцами? (Мышечная).

Мышечная система.

-У рыб мышечная система образованна W- образными мышцами, разделёнными соединительно-тканными перегородками.

11 сл.

Нервная система.

- Следующая система: нервная, скажите, чем нервная система позвоночных будет отличаться от нервной системы бесчерепных? (У бесчерепных она представлена нервной трубкой)

-Головной и спинной мозг, отходящие от них нервы.

Головной мозг состоит из 5 отделов: передний, промежуточный, средний, продолговатый и мозжечок.

- Продолговатый мозг переходит в спинной, имеет вид длинного тяжа, образован верхними дугами позвонка.

-Что будет связывать головной и спинной мозг? (Нервы).

-Если у рыб имеются нервные клетки, то какой процесс будет для них характерен, который определяет их поведение? (Рефлекс - условные и безусловные - врождённые).

12 сл.

Кровеносная система.

- Какую особенность в строении кровеносной системы вы можете отметить? Предлагаю обсудить это с соседом (замкнутая, есть сердце, один круг кровообращения).

- Сердце у рыб двухкамерное – состоит из предсердия и желудочка. Сердце сокращается очень слабо и редко – всего 20 ударов в минуту.

- Крупные кровеносные сосуды рыбы это артерии и вены. В сердце всегда венозная кровь. В желудочке имеется специальный клапан, который препятствует обратному току крови.

-Какое определение вы бы дали кровеносному сосуду – артерия? Посмотрите на рисунок, может быть он вам поможет, или обсудите  ответ в парах.

 -Итак:  артерия – это вена.

13 сл.

Дыхательная система.

-Назовите основную среду обитания рыб? (Водная).

-В связи с этим чем будет представлена дыхательная система рыб? (Жабрами).

-Газообмен осуществляется благодаря движению жаберных крышек и рта.

-Где располагаются жаберные крышки? (Голова).

-Вода попадает в жаберные полости и рот, и выталкивается наружу.

14 сл.

Пищеварительная система.

- Какие органы образую пищеварительную систему? (ответы) Хорошо, молодцы, давайте посмотрим, правильно ли мы назвали органы пищеварительной системы.

- учебник стр. 144. Для чего рыбам необходим плавательный пузырь. (Гидростатическая функция- обеспечивает свободное перемещение рыб в вертикальной плоскости. Стенки богаты капиллярами - сосудами).

15 сл.

Выделительная система.

-Под самым позвоночником рыбы расположены две длинные красно-бурые ленты. Это почки, которые служат у позвоночных органами выделения.

-В процессе обмена веществ в теле животного кроме углекислого газа образуются и другие «отбросы» (мочевина и некоторые кислоты), которые также должны быть удалены из тела.

-Кровь приносит их к почкам, где эти отбросы выделяются из них в виде мочи. От почек идут выводные протоки — мочеточники, потом они соединяются в один общий мочевой пузырь.

16 сл.

Половая система.

-Скажите рыбы раздельнополые животные? (Да)

-А что это означает? (в теле рыбы образуются либо мужские половые железы, либо женские половые железы).

- Мужские половые железы как называются? (Парные семенники)

-А женские? (Яичники).

- Из чего появляются новые особи в процессе размножения? (Икринок).

-Икринки это и есть яйцеклетки- мелкие, с тонкой студенистой оболочкой.

- Есть 2 типа оплодотворения наружное и внутреннее, какое оплодотворение характерно для рыб? (Наружное).

17 сл.

-По рисунку определите, кто представлен самка или самец рыбы? (Самка из за наличия яичников).

18 сл.

Закрепление материала:

1. Из каких отделов состоит скелет рыб?

2. Какой тип кровеносной системы у рыб? Строения сердца.

3. Благодаря чему осуществляется газообмен у рыб?

4. Как устроена пищеварительная система рыб?

5. Чем представлена половая система рыб?

6. Как отличить по внутреннему строению рыб самка или самец перед нами?

19 сл.

Домашнее задание:

Параграф 36 стр. 142-146. Зарисовать внутреннее строение рыб, подписать органы.