Конспект урока по биологии 7 класс «Класс земноводные, или амфибии».
1 сл.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
-Какой надкласс мы с вами начали изучать на прошлых уроках? (Надкласс рыбы).
- Какие классы в себя включает этот надкласс? (Хрящевые и костные рыбы).
- На прошлом уроке мы с вами закончили изучать класс костные рыбы.
2 сл.
Тестирование
1. Какой скелет имеют костные рыбы?
А) Костный; Б) Хрящевой
2. Какой тип оплодотворения характерен для класса костные рыбы?
А) Внутреннее; Б) Наружное
3. Где обитают лучепёрые рыбы?
А) В океанах; Б) В солёных и пресных водоёмах;
4. Какое дыхание характерно для лопастепёрых рыб (двоякодышащих)?
А) Жаберное; Б) Лёгочное; В) Жаберное и лёгочное дыхание
5. Установите соответствие между подклассом рыб и представителями:
1. Лучепёрые (ганоидные) рыбы | А) Латимерия |
2. Лучепёрые (костистые) рыбы | Б) Белуга, стерлядь |
3. Лопастопёрые (двоякодышащие) рыбы | В) Сельдь, треска |
4. Лопастопёрые (кистепёрые) рыбы | Г) Рогозуб |
1. Б; 2В; 3Г; 4А.
3. Изучение нового материала
Сообщение: «Значение рыб в природе. Какое действие на рыб оказывает человек».
3 сл.
- Посмотрите на рисунок, что здесь представлено? (Личинка головастик и взрослая лягушка).
-Где обитает личинка? (Вода).
- А лягушка? (Суша- основная среда обитания).
- Но ведь лягушка и головастик это один организм, но разные его стадии жизни, как они могут обитать одни в воде, другие на суше?
- В зависимости от этого, как называют этот класс животных? (Земноводные, или амфибии).
-Запишите число и тему урока. Какова цель нашего урока? Что мы должны про них узнать?
-Как вы думаете? Отражается ли такой образ жизни на жизнедеятельности амфибий и на строении их органов? (ответы учащихся)
-Земноводные возникли в нижнем или среднем девоне, т. е. не меньше 300 млн. лет назад. Предками их были рыбы, обладающие легкими и такими парными плавниками, из которых могли развиться пятипалые конечности.
-Условия жизни в водной и наземной среде отличаются. И это не смогло не сказаться на внешнем строении и процессах жизнедеятельности земноводных.
-Приступим к изучению особенностей амфибий на примере всем нам хорошо известной лягушки.
- У нас будет 2 столбика в один мы с вами запишем приспособленность к жизни на воде, в другом приспособленность к жизни на суше.
-Итак, у нас есть несколько пунктов, которые нам надо будет изучить:
Форма тела… | Органы зрения… |
Органы дыхания… | Органы дыхания… |
Приспособления для обитания в воде… | Движение… |
Органы зрения… | |
Приспособленность к жизни в воде | Приспособленность к жизни на суше |
Обтекаемая форма тела Дышат через кожу Плавательные перепонки Расположенные на возвышениях глаза и ноздри | Органы дыхания-легкие Глаза имеют подвижные веки и слезные железы Передние и задние конечности позволяющие передвигаться прыжками. (позвоночник). |
-Молодцы, отлично справились с заданием.
-Сейчас час нам с вами необходимо изучить особенности внешнего строения. Посмотрите на слайд какие из каких отделов состоит тело земноводных? (Голова, туловище) А у личинки- головастика) (Голова, туловище, хвост).
4 сл.
-Туловище короткое, широкое, с неподвижной головой, шея не выражена.
-Хвост, имеющийся у личинок, во время метаморфоза исчезает; оставшиеся хвостовые позвонки сливаются в палочковидную кость — уростиль.
-Обе пары конечностей хорошо развиты, задние длиннее передних и служат для прыганья.
- Большинство ловит добычу при помощи языка, расположенного во рту задом наперед. Корень языка расположен впереди, а свободная часть обращена в глубь рта. При ловле добычи язык выбрасывается вперед и насекомое, прилипшее к кончику языка, втягивается в рот.
- Кажа голая, вырабатывает слизь. Благодаря этому на поверхности кожи возникает плёнка, с помощью которой осуществляется газообмен при кожном дыхании, также она предохраняет их от иссушения.
-У некоторых амфибий имеются ядовитые железы, которые защищают их от хищников.
5 сл.
- Учащиеся заполняют самостоятельно таблицу «Отряды земноводных»
Стр. 153
Отряд | Представители |
Безногие | |
Хвостатые | |
Бесхвостые | |
6 сл.
-Обратимся к словам ЖоффруаСента-Илера, он говорил, что «Каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам может каждую весну видеть чудо-повторение выхода позвоночных на сушу». Этим чудом он считал превращение головастика во взрослое земноводное.
-Как вы думаете, что он имел в виду? (Предполагаемые ответы).
-Какой тип оплодотворения присущ земноводным? (Наружное). Что это означает?
7 сл.
1. Когда земноводные размножаются, они прибывают в воде, там они откладывают яйца, здесь же развиваются личинки.
2. Яйцо дробиться. Через 8-10 суток зародыш прорывает яйцевые оболочки и личинка выходит наружу. (Хвост - как орган движения).
3. У личинок развита боковая линия. Органы дыхания- жабры. Двухкамерное сердце, один круг кровообращения.
4. Далее формируются лёгкие, по мере их развития исчезают жабры.
5. Головастик становится лягушонком и переходит с растительной на животную пищу.
4. Закрепление материала
-Почему земноводных считают переходной формой от водных животных к типично наземным?
-На основании каких признаков животных объединяют в класс земноводных?
- Как осуществляется развитие амфибий?
8 сл.
5. Домашняя работа
Стр. 154-158 заполнить таблицу
Система органов | Строение | Функции |
Скелет, опорно - двигательная система | | |
Нервная система | | |
Органы чувств | | |
Кровеносная система | | |
Дыхательная система | | |
Пищеварительная система | | |
Выделительная система | | |
Половая система | | |
Подготовить сообщение: «Образ жизни и значение амфибий».