СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии 7 класс: "Земноводные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 7 класс: "Земноводные"»

Конспект урока по биологии 7 класс «Класс земноводные, или амфибии».

1 сл.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

-Какой надкласс мы с вами начали изучать на прошлых уроках? (Надкласс рыбы).

- Какие классы в себя включает этот надкласс? (Хрящевые и костные рыбы).

- На прошлом уроке мы с вами закончили изучать класс костные рыбы.

2 сл.

Тестирование

1. Какой скелет имеют костные рыбы?

А) Костный; Б) Хрящевой

2. Какой тип оплодотворения характерен для класса костные рыбы?

А) Внутреннее; Б) Наружное

3. Где обитают лучепёрые рыбы?

А) В океанах; Б) В солёных и пресных водоёмах;

4. Какое дыхание характерно для лопастепёрых рыб (двоякодышащих)?

А) Жаберное; Б) Лёгочное; В) Жаберное и лёгочное дыхание

5. Установите соответствие между подклассом рыб и представителями:

1. Лучепёрые (ганоидные) рыбы

А) Латимерия

2. Лучепёрые (костистые) рыбы

Б) Белуга, стерлядь

3. Лопастопёрые (двоякодышащие) рыбы

В) Сельдь, треска

4. Лопастопёрые (кистепёрые) рыбы

Г) Рогозуб

1. Б; 2В; 3Г; 4А.

3. Изучение нового материала

Сообщение: «Значение рыб в природе. Какое действие на рыб оказывает человек».

3 сл.

- Посмотрите на рисунок, что здесь представлено? (Личинка головастик и взрослая лягушка).

-Где обитает личинка? (Вода).

- А лягушка? (Суша- основная среда обитания).

- Но ведь лягушка и головастик это один организм, но разные его стадии жизни, как они могут обитать одни в воде, другие на суше?

- В зависимости от этого, как называют этот класс животных? (Земноводные, или амфибии).

-Запишите число и тему урока. Какова цель нашего урока? Что мы должны про них узнать?

-Как вы думаете? Отражается ли такой образ жизни на жизнедеятельности амфибий и на строении их органов? (ответы учащихся)

-Земноводные возникли в нижнем или среднем девоне, т. е. не меньше 300 млн. лет назад. Предками их были рыбы, обладающие легкими и такими парными плавниками, из которых могли развиться пятипалые конечности.

-Условия жизни в водной и наземной среде отличаются. И это не смогло не сказаться на  внешнем строении  и процессах жизнедеятельности земноводных.

 -Приступим к изучению особенностей амфибий на примере всем нам хорошо известной лягушки.

- У нас будет 2 столбика в один мы с вами запишем приспособленность к жизни на воде, в другом приспособленность к жизни на суше.

-Итак, у нас есть несколько пунктов, которые нам надо будет изучить:

Форма тела…

Органы зрения…

Органы дыхания…

Органы дыхания…

Приспособления для обитания в воде…

Движение…

Органы зрения…


Приспособленность к жизни в воде

Приспособленность к жизни на суше

Обтекаемая форма тела

Дышат через кожу

Плавательные перепонки

Расположенные на возвышениях глаза и ноздри

Органы дыхания-легкие

 Глаза имеют подвижные веки и слезные железы

Передние и задние конечности позволяющие передвигаться прыжками. (позвоночник).

-Молодцы, отлично справились с заданием.

-Сейчас час нам с вами необходимо изучить особенности внешнего строения. Посмотрите на слайд какие из каких отделов состоит тело земноводных? (Голова, туловище) А у личинки- головастика) (Голова, туловище, хвост).

4 сл.

-Туловище короткое, широкое, с неподвижной головой, шея не выражена.

-Хвост, имеющийся у личинок, во время метаморфоза исчезает; оставшиеся хвостовые позвонки сливаются в палочковидную кость — уростиль.

-Обе пары конечностей хорошо развиты, задние  длиннее передних и служат для прыганья. 
- Большинство ловит добычу при помощи языка, расположенного во рту задом наперед. Корень языка расположен впереди, а свободная часть обращена в глубь рта. При ловле добычи язык выбрасывается вперед и насекомое, прилипшее к кончику языка, втягивается в рот.

- Кажа голая, вырабатывает слизь. Благодаря этому на поверхности кожи возникает плёнка, с помощью которой осуществляется газообмен при кожном дыхании, также она предохраняет их от иссушения.

-У некоторых амфибий имеются ядовитые железы, которые защищают их от хищников.

5 сл.

- Учащиеся заполняют самостоятельно таблицу «Отряды земноводных»

Стр. 153

Отряд

Представители

Безногие


Хвостатые


Бесхвостые


6 сл.

-Обратимся к словам ЖоффруаСента-Илера, он говорил, что «Каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам может каждую весну видеть чудо-повторение выхода позвоночных на сушу». Этим чудом он считал превращение головастика во взрослое земноводное.

-Как вы думаете, что он имел в виду? (Предполагаемые ответы).

-Какой тип оплодотворения присущ земноводным? (Наружное). Что это означает?

7 сл.

1. Когда земноводные размножаются, они прибывают в воде, там они откладывают яйца, здесь же развиваются личинки.

2. Яйцо дробиться. Через 8-10 суток зародыш прорывает яйцевые оболочки и личинка выходит наружу. (Хвост - как орган движения).

3. У личинок развита боковая линия. Органы дыхания- жабры. Двухкамерное сердце, один круг кровообращения.

4. Далее формируются лёгкие, по мере их развития исчезают жабры.

5. Головастик становится лягушонком и переходит с растительной на животную пищу.

4. Закрепление материала

-Почему земноводных считают переходной формой от водных животных к типично наземным?

-На основании каких признаков животных объединяют в класс земноводных?

- Как осуществляется развитие амфибий?

8 сл.

5. Домашняя работа

Стр. 154-158 заполнить таблицу

Система органов

Строение

Функции

Скелет, опорно - двигательная система



Нервная система



Органы чувств



Кровеносная система



Дыхательная система



Пищеварительная система



Выделительная система



Половая система



Подготовить сообщение: «Образ жизни и значение амфибий».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!