СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс 5

Автор УМК И.Н.Пономарева

Тема урока «Лишайники»

Тип урока Урок открытия нового знания

Цель урока:

Деятелъностная: Формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действий (умений, понятий) на основе метода самоорганизации.

Содержательная: ознакомление учащихся с  особенностями строения лишайников их жизнедеятельности, распространением на  земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

Методы: проблемный, исследовательский через  различные формы организации учебной деятельности (групповые, индивидуальные) на различных этапах урока,  где ведущей является  самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, беседа, рассказ, решение биологических задач.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли;

- различать типы лишайников на рисунке учебника;

- анализировать изображение внутреннего строения лишайника;

- выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды;

- характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные: - регулятивные:

- определять цели и задачи урока;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

Метапредметные: - коммуникативные:

- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать с таблицей;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

 

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

1.Продолжить формирование умения работать с таблицей.

2.Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Коммуникативные УУД:

1.Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

2.Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

3.Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД:

1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

2.Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

3..Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4.Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД:

1.Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

2.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

3.Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

4.Оценивать собственный вклад в работу группы.

Задачи урока:

     Обучающие: расширить представление о многообразии живых  организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную  особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и  водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением,   особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение  лишайников в природе и жизни человека.

     Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки   самостоятельной работы с различными источниками информации, 

сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать   выводы, развивать логическое мышление и речь.

     Воспитывающие: формировать умение работать в группе, находить   согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация к уроку «Лишайники», дидактический раздаточный материал.

Литература  для учителя и для учащихся:

1. Учебник  И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Лишайники"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

города Аркадака Саратовской области









Конспект урока

по теме «ЛИШАЙНИКИ»

биология 5 класс







Учитель биологии первой категории:

Морозова М.М.





2018

Тема урока: Лишайники

Цель урока – знакомство учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.


Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  1. сформировать у учащихся представления о лишайниках как симбиотических организмах.

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:

  1. умение вести диалог на основе взаимного уважения;

  2. способствовать формированию устойчивого личного познавательного интереса к ранее незнакомым объектам живой природы;

  3. обеспечить осознание учащимися универсальной ценности природы;

  4. формировать убеждения в необходимости сохранения природы, бережного к ней отношения;

  5. формирование у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения на основе проведения простейших исследований.

Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

  1. развивать у обучающихся умение составлять план своих действий на уроке;

  2. организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, осуществлятьсравнение, обобщать и делать выводы;

Формирование УУД

Познавательные УУД:

  1. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

  2. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  4. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы:

1.фронтальная, групповая, индивидуальная;

2.эвристическая беседа с элементами учебного диалога;

3.работа с текстом, рисунками, схемами, справочным аппаратом учебника;

4.лабораторный опыт.

Формы контроля:самоконтроль, взаимоконтроль.

Ресурсы урока:таблица «Лишайники», гербарии лишайников, презентация «Лишайники», электронное приложение к учебнику, мультимедийное оборудование, тесты, подборка дополнительных текстов, карточки, природные объекты – лишайники.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: проблемный, частично-поисковый.

Ключевые понятия: лишайники: накипные, листоватые, кустистые; слоевище, симбиоз.

Межпредметные связи: география, экология.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (включение учащихся в деятельность)


Учитель:Добрый день, ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на этом уроке.Я желаю вам успехов и хорошего настроения.


Любя природу страстью нежной,

Жизнь, проживая безмятежно,

В познанье, отворяя дверь,

Ты в биологию поверь!

Она расскажет вам, ребята,

О рыбах, водорослях, мхах,

И о растениях, о грибах.

И вы узнаете однажды

Даль неизведанных дорог,

И утолите жажду знаний.

Итак, начнем скорей урок!


Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина:

«Чем больше мы познаём законы природы,

тем всё более невероятными становятся для нас чудеса».


Учитель:Ребята, посмотрите на доску и попробуйте распределить организмы по группам.

У доски работает ученик

Всех ли вы смогли отнести к какой-либо группе? А что это за организм у нас остался? Предлагаю вам его узнать, разгадав ребус

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Учитель: Какое ключевое слово у нас получилось? Как вы думаете, что оно означает? Правильно, это тема нашего сегодняшнего урока.

А теперь давайте вместе с вами попробуем определить задачи нашего урока, чтобы вы хотели узнать о лишайниках?.

(Дети пытаются сформулировать задачи, учитель направляет и корректирует).

Создается проблемная ситуация.

  • А мы можем отнести эти организмы(лишайники) к какой-нибудь уже известной вам группе живых организмов?

  • Что нужно знать об организме, чтобы отнести его к какому-нибудь царству?

Назовите признаки живых организмов:клеточное строение, Обмен веществ (дыхание, питание), рост, размножение, раздражимость.

  • Встречали ли вы эти организмы в природе?

III. Изучение нового материала.

Учитель:Эти удивительные существа называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами».Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке.

Мы с вами совершим путешествие и узнаем много нового и интересного об этих организмах: изучим строение,питание, размножение, определим роль в природе и в жизни человека- это и будут цели нашего урока

(Запись темы урока в тетради.)

2. Осмысление. Работа в группах. Текст для чтения

Учитель: Мы с вами разделимся на группы, вы познакомитесь с текстом и каждая группа выполнит индивидуальное задание ответив на поставленные вопросы.



Стация «Историческая».

Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология. Началом ее возникновения принято считать1803год. Ученые долго не могли понять загадочности лишайников и только в 1866 году ученый де’ Бари предположил, что лишайники – составные организмы, а 1867 году русские ботаники А. С. Фаминицин и И. В. Баранецкий полностью раскрыли тайну лишайников. Они вымочили в воде лишайник и разделили его на два организма: гриб, а точнее, его грибницу и водоросль. Шведский ученый Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группуи впервые систематизировал 906 видов лишайников известных в то время науке.



Станция «Географическая».

Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Поистине эти растения сказочно живучи! Они селятся на голых камнях, на песках, обожжённой солнцем Сахары. Они живут всюду: в безжизненной Антарктиде, на кручах Тибета, в полярной тундре, в лесах Дальнего Востока. Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся горячих лучей солнца, живой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают. Эту особенность лишайников отмечал К.А.Тимирязев, он писал: « Выступит ли где из вод океана подводный утес, оторвется ли обломок скалы, обнажив свой излом, выпашется ли валун, века пролежавший под землёй, - всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник…»К лишайникам относится 25 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, а некоторые встречаются у самого южного полюса Земли.


Станция «Биологическая».


  • Какое строение имеет лишайник?

Тело лишайника называется слоевище. Вспомните, у каких организмов тело тоже называется слоевищем? (Слоевищем называется тело многоклеточных водорослей)

Цвет слоевища лишайников может быть крайне разнообразным. От серовато-белого, почти бесцветного, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного.

Само слоевище состоит из двух различных организмов — гриба и водоросли.. Водоросли могут располагаться одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и синезелёные водоросли. Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и многоклеточные.


  • Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?составим опорную схему «Жизнедеятельность лишайников».

Жизнедеятельность лишайников

ГРИБ ВОДОРОСЛЬ


Предохраняет водоросль от избыточного Обеспечивает гриб синтезируемыми ею

освещения и высушивания, доставляет органическими веществами

воду и минеральные вещества

Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а клетки водоросли синтезируют органические вещества. Таким образом, водоросль обеспечивает гриб органическими веществами, а гриб водоросль минеральными веществами и водой.

  • Как называются такие взаимоотношения в природе?

СИМБИОЗ. Некоторые ученые считают, что эти отношения выгодны обоим организмам, хотя гриб в них заинтересован больше, чем водоросль.


  • Форма и величина лишайников разнообразны. Какие формы может иметь слоевище?

Слоевище может иметь форму листа, кустика и т.д. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые.

Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей.

Пластинчатоеслоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.

Слоевище кустистых лишайников напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.

  • Как размножаются лишайники?

Лишайник размножается вегетативно, т.е. кусочками слоевища или особыми шаровидными образованиями, в которых среди нитей гриба размещены клеткиводорослей.

Станция «Исследовательская».


IV. Первичное усвоение новых знаний.

Самостоятельная работа - работа в парах. Выполнение практического задания учащимися.


Используя, коллекции лишайников в течение 3 минут обучающиеся проводят распределение лишайников по типу слоевища.


Группы лишайников

Внешний вид


Места поселений

Примеры

Накипные

Похожи на кору деревьев, в виде «корочки», «накипи».

Поверхность почвы, горных пород, кора растений и кустарников.

Леканора, пертузария, аспицилия.

Листоватые

В форме пластинок, чешуек.

На камнях, почве, коре деревьев.

Ксантория настенная, гипогимния вздутая, пармелия, пельтигера.

Кустистые

«Кустики»

Почва, ветки деревьев, скалы.

Кладония, цетрария исландская


Лабораторный опыт

За несколько дней до этого урока я поставила следующий опыт:в 1 стакан поместила сухой лишайник, измельчённый на кусочки. Во 2 стакан поместила лишайник и залила его водой.Сейчас мы наблюдаем интересную картину: в стакане с водой лишайник стал зеленеть. Что произошло?


Результаты опыта: в 1 стакане много бесцветных нитей - это гифы гриба;

во 2 стакане появилась зелень, потому что увеличилось число одноклеточных водорослей.


Станция «Экологическая».

Чтобы определить требования лишайников к условиям произрастания Нам предлагается решить биологические задачи

Задача № 1

Два юнната решили вырастить лишайники. Один выращивал их в темноте на плодородной почве, другой – на свету на стекле и поливал водой. Предскажите результат. Ответ поясните.


Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.)  Единственное, что может помешать их росту и размножению это отсутствие фотосинтеза, который прекращается без солнечного света. В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше.

  • Каких размеров могут достигать лишайники?

Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-5 мм.


Задача № 2

Школьники пришли в лес, расположенный недалеко от промышленного района, и не обнаружили ни одного лишайника. О чём говорит это явление?

Ответ: Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха.Изучив это свойство лишайников, можно использовать их для общей оценки степени загрязнённости окружающей среды, особенно атмосферного воздуха. На этой основе стало развиваться особое направление индикационной экологии – лихеноиндикация. Это исследование загрязнения воздуха при помощи лишайников.

Задача № 3

Известно, что лишайники, поселяясь на коре деревьев, не ведут паразитический образ жизни. Но почему тогда деревья при таком соседстве плохо себя чувствуют?

Ответ:Несмотря на мирное соседство, слишком объемные образования лишайника увеличивают влажность коры и могут привлечь болезнетворные бактерии.Лишайники выделяют особые кислоты, которые разрушают кору. Эти кислоты разрушают даже горные породы

ФИЗМИНУТКА


Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.


Учитель организовывает работу с учебником

Значение лишайников в природе.(Работа с учебником с.102-106) 5 минут

- заполните таблицу в опорных конспектах «Значение лишайников в природе и в жизни человека» и обсудите в парах.

Самопроверка по образцу (Проверь себя).

Значение лишайников

в природе

в жизни человека

  1. Разрушают горные породы.

  2. Образуют почву.

  3. Служат пищей животным.




  1. Корм для оленей.

  2. Употребляют в пищу.

3.Получают краску и лакмус.

4.Используют в медицине и в парфюмерной промышленности.

5.Определяют степень загрязнения окружающей среды.

1.ПОЧВООБРАЗОВАНИЕ

Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт.

2. К О Р М

В тундровой зоне, где основные продуценты мхи и лишайники, последние являются главным кормом северных оленей. Могут лакомиться ими свиньи и овцы.

3. П И Щ А

В Японии и Китае деликатесным считается лишайник умбиликария, из нее готовят блюдо иватаке. В конце 19 века лишайники в больших количествах продавали на рынках Токио, но в середине 20 века исчезли из продажи - истощились запасы. Многие народы, путешественники, люди находящиеся в бедственном положении своим спасением и выживанием обязаны лишайникам!


СООБЩЕНИЕ ПРО МАННУ НЕБЕСНУЮ


4.ЛЕКАРСТВО

В результате взаимодействия гриба и водоросли образуются специфические вещества, которые нигде в природе больше не встречаются – лишайниковые кислоты, обладающие антибиотическим действием.Такусниновая кислота, образуемая 70 видами лишайников, под названием антибиотика бинан введена в медицинскую и ветеринарную практику для лечения ран, язв, ожогов, гнойных процессов.

5. ПАРФЮМЕРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Из лишайников извлечено ароматическое вещество резоноид, являющееся хорошим закрепителем аромата. Из сухих лишайников получают порошок - основу пудр.

6.КРАСИТЕЛИ

Основной цвет красителей, получаемых из лишайников - темно-синий. Добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные, желтые тона. До сих пор в Шотландии некоторые твидовые ткани окрашивают только красителями из лишайников.

7. ЛИХЕНОИНДИКАЦИЯ

Путем наблюдений были установлены закономерности: чем крупнее промышленный город, чем сильнее загрязнен воздух, тем меньше видов лишайников; первыми в загрязненной воздушной среде исчезают кустистые лишайники, затем листоватые и последними – накипные. (У кустистого лишайника больше площадь соприкосновения с воздухом, а, следовательно, больше накапливается загрязнений).

V. Первичная проверка понимания


Вопросы для контроля

  1. Как вы думаете, лишайники это низшие растения или высшие? Можно ли их вообще отнести к растениям?

  2. Почему лишайник считают примером симбиоза?

  3. Лишайники часто встречают на деревьях. Как вы думаете лишайники – паразиты?

  4. Почему лишайники называют пионерами растительного мира?




VI. Первичное закрепление

1. Строение лишайников:

2. Тест

1.Тело лишайника называется:

А) грибница

Б) слоевище

В) побегом

2.Лишайники – это:

А) водоросли

Б) грибы

В) симбиоз гриба и водоросли

3.Как размножаются лишайники?

А) нитями грибницы

Б) семенами

В) кусочками слоевища

3. Верно ли суждение?

1. Лишайник имеет стебель с листьями. 
2. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений. 
3. Лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.

4. Различают два основных типа слоевищ лишайников.

5. Лишайники – это организмы-симбионты.

6. Лишайники размножаются только половым путём.

7. Лихенология - наука изучающая лишайники. 1- 2+ 3+ 4- 5+ 6- 7+


4. Установите соответствия между организмом и относящимся к ним сведениям. Впиши в таблицу буквы, соответствующие номерам правильных ответов.

Сведения

Организм

А) Снабжает организм водой и минеральными солями. 

Б) Автотрофный тип питания

В) Вырабатывает органические вещества в процессе фотосинтеза. 

Г) Гетеротрофный тип питания

      1. 1. ГРИБ

      2. 2. ВОДОРОСЛЬ



А

Б

В

Г

1

2

2

1

Ответ:



5.Выберите три правильных ответа из шести предло­женных.

По форме слоевища различают лишайники:

  1. древовидные

  2. травянистые

  3. листоватые

  4. кустистые

  5. стелющиеся

  6. накипные Ответ:

3

4

5

Самооценка.

16-14 баллов ------------- отлично ( с работой полностью справился сам?)

13-11 баллов ---------------хорошо (какие незначительные ошибки допустил?)

10-7 баллов ---------------удовлетворительно ( какие трудности возникли?)

6 и меньше баллов------ не удовлетворительно ( в чем ваши затруднения?)


VII. Домашнее задание:&19, вопросы стр.44.

2) Найдите лишайники на стволах деревьев около здания школы. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища. Сделайте вывод в тетради о чистоте окружающей вас воздушной среды. Ответьте на вопрос. Как по лишайникам на стволе дерева определить стороны света.


3)Повышенный уровень: 
А) Найти в дополнительной литературе интересные факты о лишайниках.

Б) Приготовить сообщение «Лишайники Саратовской области».
В) Создать презентацию «Значение лишайников в природе и для человека»

Г) Составьте кроссворд на тему «лишайники» на 10 слов.


VIII. Рефлексия

Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»?
Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...

  • “Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)

  • Для меня этот учебный материал важен потому что...


Пример синквейна.

Лишайники.

Неприхотливые. Устойчивые.

Кормят. Лечат. Красят.

Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли.

Индикаторы.

Учитель: А сейчас давайте посмотрим, что вы заполнили в опорных конспектах.


Опорный план-конспект


Тема урока: __________________________________________________________________


Лишайник – это ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________


  1. Разнообразие лишайников. По форме слоевища лишайники бывают:

1.____________________________________

2.____________________________________

3.____________________________________

  1. Жизнедеятельность лишайников (питание)

Водоросль ____________________________________________________________

______________________________________________________________________

Гриб _________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Размножение лишайников

1_________________________________________________________________

2_________________________________________________________________


  1. Выполнение практического задания учащимися. Используя, наглядный материал и учебник, распределите лишайники по типу слоевища.


Группы лишайников

Внешний вид


Места поселений

Примеры

Накипные

Похожи на кору деревьев, в виде «корочки», «накипи».

Поверхность почвы, горных пород, кора растений и кустарников.

Леканора, пертузария, аспицилия.

Листоватые

В форме пластинок, чешуек.

На камнях, почве, коре деревьев.

Ксантория настенная, гипогимния вздутая, пармелия, пельтигера.

Кустистые

«Кустики»

Почва, ветки деревьев, скалы.

Кладония, цетрария исландская, уснея, алектория.


5.Значение лишайников

заполните таблицу «Значение лишайников в природе и в жизни человека» и обсудите в парах.

Значение лишайников

в природе

в жизни человека

1.

2.

3.


1.


2.


3.


4.


5.


___________________________________________________________________


Опорный план-конспект


Тема урока: __________________________________________________________________


Лишайник – это ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


1.Разнообразие лишайников. По форме слоевища лишайники бывают:

1.____________________________________

2.____________________________________

3.____________________________________


2.Жизнедеятельность лишайников (питание)

Водоросль ____________________________________________________________

______________________________________________________________________

Гриб _________________________________________________________________

______________________________________________________________________


3.Размножение лишайников

1_________________________________________________________________

2_________________________________________________________________


  1. Выполнение практического задания учащимися. Используя, наглядный материал и учебник, распределите лишайники по типу слоевища.


Группы лишайников

Внешний вид


Места поселений

Примеры




























5.Значение лишайников


_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________



Работа в группах. Текст для чтения

Историки.

Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология. Началом ее возникновения принято считать1803 год. Ученые долго не могли понять загадочности лишайников и только в 1866 году ученый де’ Бари предположил, что лишайники – составные организмы, а 1867 году русские ботаники А. С. Фаминицин и И. В. Баранецкий полностью раскрыли тайну лишайников. Они вымочили в воде лишайник и разделили его на два организма: гриб, а точнее, его грибницу и водоросль. Шведский ученый Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группуи впервые систематизировал 906 видов лишайников известных в то время науке.

Дополнительная информация

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-3 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог.



Работа в группах. Текст для чтения

Историки.

Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология. Началом ее возникновения принято считать1803 год. Ученые долго не могли понять загадочности лишайников и только в 1866 году ученый де’ Бари предположил, что лишайники – составные организмы, а 1867 году русские ботаники А. С. Фаминицин и И. В. Баранецкий полностью раскрыли тайну лишайников. Они вымочили в воде лишайник и разделили его на два организма: гриб, а точнее, его грибницу и водоросль. Шведский ученый Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группуи впервые систематизировал 906 видов лишайников известных в то время науке.

Дополнительная информация

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-3 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог.

Работа в группах. Текст для чтения

Географы.

Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках, но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, они селятся на голых камнях, на песках, обожжённой солнцем Сахары. Они живут всюду: в безжизненной Антарктиде, на кручах Тибета, в полярной тундре, в лесах Дальнего Востока.

Дополнительная информация

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-3 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог.




Работа в группах. Текст для чтения

Географы.

Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках, но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, они селятся на голых камнях, на песках, обожжённой солнцем Сахары. Они живут всюду: в безжизненной Антарктиде, на кручах Тибета, в полярной тундре, в лесах Дальнего Востока.

Дополнительная информация

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-3 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог.

Работа в группах. Текст для чтения

Биологи.

Тело лишайника называется слоевище. Цвет слоевища лишайников может быть от серовато-белого, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного. Само слоевище состоит из двух различных организмов — гриба и водоросли. Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и многоклеточные. Интересно то, что водоросли, входящие в состав лишайников, могут существовать в природе самостоятельно. Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно от водоросли жить не может. Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а клетки водоросли синтезируют органические вещества. Таким образом, водоросль обеспечивает гриб органическими веществами, а гриб водоросль минеральными веществами и водой. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые.Как целостный организм, лишайник размножается вегетативно, т.е. кусочками слоевища.

Дополнительная информация

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-3 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог.


Работа в группах. Текст для чтения

Биологи.

Тело лишайника называется слоевище. Цвет слоевища лишайников может быть от серовато-белого, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного. Само слоевище состоит из двух различных организмов — гриба и водоросли. Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и многоклеточные. Интересно то, что водоросли, входящие в состав лишайников, могут существовать в природе самостоятельно. Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно от водоросли жить не может. Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а клетки водоросли синтезируют органические вещества. Таким образом, водоросль обеспечивает гриб органическими веществами, а гриб водоросль минеральными веществами и водой. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые.Как целостный организм, лишайник размножается вегетативно, т.е. кусочками слоевища.

Дополнительная информация

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-3 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог.

РОЛЬ ЛИШАЙНИКОВ


1.ПОЧВООБРАЗОВАНИЕЛишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт.

2. К О Р МВ тундровой зоне, где основные продуценты мхи и лишайники - являются главным кормом северных оленей. Могут лакомиться ими свиньи и овцы.

3. П И Щ АВ Японии и Китае деликатесным считается лишайник умбиликария. Многие путешественники, люди находящиеся в бедственном положении своим спасением и выживанием обязаны лишайникам!

4.ЛЕКАРСТВОВ результате взаимодействия гриба и водоросли образуются – лишайниковые кислоты, обладающие антибиотическим действием. Так усниноваякислота, введена в медицинскую и ветеринарную практику для лечения ран, язв, ожогов.

5. ПАРФЮМЕРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬИз лишайников извлечено ароматическое вещество резоноид, являющееся хорошим закрепителем аромата. Из сухих лишайников получают порошок - основу пудр.

6.КРАСИТЕЛИ Основной цвет красителей, получаемых из лишайников - темно-синий. Добавка уксусной кислоты даёт пурпурные, красные, желтые тона. В Шотландии некоторые ткани окрашивают только красителями из лишайников.

7. ЛИХЕНОИНДИКАЦИЯ

Путем наблюдений установлены закономерности: чем крупнее промышленный город, чем сильнее загрязнен воздух, тем меньше видов лишайников; первыми в загрязненной воздушной среде исчезают кустистые лишайники, затем листоватые и накипные


РОЛЬ ЛИШАЙНИКОВ


1.ПОЧВООБРАЗОВАНИЕЛишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт.

2. К О Р МВ тундровой зоне, где основные продуценты мхи и лишайники - являются главным кормом северных оленей. Могут лакомиться ими свиньи и овцы.

3. П И Щ АВ Японии и Китае деликатесным считается лишайник умбиликария. Многие путешественники, люди находящиеся в бедственном положении своим спасением и выживанием обязаны лишайникам!

4.ЛЕКАРСТВОВ результате взаимодействия гриба и водоросли образуются – лишайниковые кислоты, обладающие антибиотическим действием. Так усниноваякислота, введена в медицинскую и ветеринарную практику для лечения ран, язв, ожогов.

5. ПАРФЮМЕРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬИз лишайников извлечено ароматическое вещество резоноид, являющееся хорошим закрепителем аромата. Из сухих лишайников получают порошок - основу пудр.

6.КРАСИТЕЛИ Основной цвет красителей, получаемых из лишайников - темно-синий. Добавка уксусной кислоты даёт пурпурные, красные, желтые тона. В Шотландии некоторые ткани окрашивают только красителями из лишайников.

7. ЛИХЕНОИНДИКАЦИЯ

Путем наблюдений установлены закономерности: чем крупнее промышленный город, чем сильнее загрязнен воздух, тем меньше видов лишайников; первыми в загрязненной воздушной среде исчезают кустистые лишайники, затем листоватые и накипные.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!