СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии на тему "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока для поддержки в процессе обьясненя новой темы. составлен на основании обучающего материала учебника Пономарёвой И.Н.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему "Лишайники"»

п.15 Лишайники

Цель: На основе изучения строения лишайников выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций, а также формировать умения узнавать лишайники, обосновывать их принадлежность к данному отделу, а также умения характеризовать их роль в природе.

Задачи:

Обучающие: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений, выделить главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов – гриба и водоросли, познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности, характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.

Воспитывающие: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

­­­­­Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Оборудование: фотографии и рисунки, учебник, дидактический раздаточный материал.


План урока

    1. Орг. момент – 2 мин.

    2. Подготовка к усвоению нового материала – 2 мин.

    3. Усвоение нового материала – 19 мин.

4.Закрепление – 4 мин.

5.Домашнее задание– 2 мин.

6.Подведение итогов. Выставление отметок.  – 1 мин.



Ход урока

Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их «сфинксами». Вы знаете, кто такой сфинкс?

С давних времен по свету ходит легенда о чудовище с лицом человека, телом льва и крыльями птицы – сфинксе. Это таинственное существо подстерегало человека и загадывало ему загадки. Поэтому слово «сфинкс» стало символом чего-то таинственного и загадочного. И не случайно биологи так назвали лишайники. Они загадали ученым множество загадок. Их называли и мхами, и грибы, и водорослями, но их нельзя отнести к какому-либо царству, это уникальные организмы, и их сущность была открыта только во 2 половине 20 века.

Это оказались симбионты, где соеденены два организма разных видов, состоящие из тетеротрофного гриба и автотрофных одноклеточных водорослей (или цианобактерий), у них уникальный способ питания (автогетеротрофы). Вот поэтому такой симбиоз называют «сфинксами»

Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.

Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.

Итак, лишайники - это комплексные организмы, которые состоят из гифов гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиотических связях друг с другом, обитающие на всех континентах.

Строение лишайников

Тело – слоевище, разнообразное по окраске, форме, размеру, строению. Состоит из переплетенных грибных нитей – гиф, между которыми расположены клетки зелекных водорослей или цианобактерий (рис.58)

Размер от 3 см до 1 м и более, цвет голубой, розовый, желтый, зеленый, серый, белый, черный.

Растут долго и медленно, скорость роста отличается у разных их видов. Умбиликария цилиндрическая за год прирастает на 0,01 – 0,04 мм, Пельтигера рыжеватая на 25 – 27 мм. Крупные лишайники растут быстрее.

Слоевище может быть возрастом от нескольких сотен и тысячи лет. Был найден лишайник в Антарктиде, ученые предполагают, что ему не менее 10 тысяч лет.

Типы лишайников (кустистые, накипные, листовые), прочтите характеристику с 66., рис 57.

Питание лишайников:

Гифы поглощают воду с растворенными мин.веществами, а водоросль(или цб) проводит процесс фотосинтеза.

Размножение как у гриба, вспомните? Происходит несколькими способами: разломившись на несколько кусков, лишайник продолжает разрастаться от них, также лишайники разваливаются на более маленькие частицы, которые называют споры и в виде крупинок разносятся воздухом по свету. Но и здесь всё не так просто, для того чтобы выжить, спора должна непросто закрепиться где-то, но и найти для себя нужную водоросль иначе она погибнет!

Неприхотливость

Что значит? где растет?(где другие не выживают, на камнях, скалах, стенах, стеклах, в тундре), пустыне - от жары пересыхают и разламываются, но стоит только пойти дождю они, можно сказать, снова оживают,на скалах Антарктиды – черный окрас, помогает впитывать влагу снега)

Без воды лишайники впадают в безжизненное состояние, но получая воду, начинают активность (известны случаи, когда лишайники, ожили, находясь 42 года в неактивном состоянии).

Существуют несколько видов лишайников, которые живут только в воде. Лишайники не имеют корней и крепятся к почве выступами, которые находятся на дне их слоевища.

Благодаря кислотам, которые выделяют лишайники, они могут расщеплять даже твердые породы, например, камни.

Они растут на 200 различных субстратах (камнях, древесине, почве и т.д.), главное условие их поселения – это неподвижность поверхности в течение длительного времени.



.

Лишайники чувствительны к загрязнению атмосферы, они погибают при высоком содержании в воздухе различных загрязнителей. Поэтому их используют как индикаторы чистоты воздуха - в середине XIX века вымерло огромное количество лишайников из-за постройки заводов и городов, которые загрязняли воздух

Значение

1.Первыми заселяют голые скалы, разрушая породу, удобряют почву, разлагаясь.

2. Для питания – Ягель, это единственный зимний корм для северных оленей. В Исландии добавляют в хлеб, в Японии едят как деликатес.

3. Медицина – для изготовления лекарств использовались еще 4 тыс.лет назад

4. Краситель в промышленности

5. В природе животные и насекомые, так же как и люди научились использовать лишайники в своих целях. Птицы строят из них гнезда, а насекомые маскируются под их оттенок, спасаясь от хищников, и питаются ими.

Когда вы встретите на своем пути лишайники, то не топчите их, не ворошите палками, не сдирайте с коры деревьев. Лишайники создали почти все экосистемы Земли, ведь с них начиналось образование почвы. Умейте быть благодарными.

Закрепление:

- Где обитают лишайники (скалы, леса, умеренные и холодные области)

-Почему могут жить в любом месте?(впитывают влагу дождей, туманов, росы, снега всей поверхностью тела)

- Перечислите типы лишайников (кустистые, накипные, листовые)

- Почему лишайники называют индикаторами чистоты воздуха? (Лишайники чувствительны к загрязнению атмосферы, они погибают при высоком содержании в воздухе различных загрязнителей. Поэтому их используют как индикаторы чистоты воздуха).

29 видов лишайников занесены в Красную книгу

Домашнее задание

П15 с 66, вопросы с 68




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!