СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Паукообразные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Паукообразные"»



УРОК




по теме: «Класс Паукообразные»







Работу выполнила:

учитель биологии и экологии

I категории

МОУ-СОШ № 2

г. Аркадака

Морозова М.М.






2018 г.

Урок Класс Паукообразные

Тема урока: Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека.

Цели урока: повторить, закрепить и расширить знания о признаках класса паукообразных на примере паука-крестовика, показать его особенности, свя­занные с жизнью на суше; продолжить формирование умений работать с учеб­ником и наглядным материалом; раскрыть многообразие паукообразных, их значение в природе и роль в жизни человека.

Оборудование: Таблица «Класс Паукообразные. Паук-крестовик», рисунки паукообразных: паук, скорпион, сольпуга, клещ; карты с заданиями и упражнениями по теме «Паукообразные», медиапроектор, компьютер, интерактивная доска, энтомологический словарь.

Методы работы на уроке: репродуктивный, словесный.

Формы работы на уроке: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная работа.

План урока:

  • Проверка дом. задания

  • Активизация знаний – легенда об Арахне и Афине

  • Внешнее строение тела пауков

  • Паутина, её роль в жизни пауков

  • Внутреннее строение тала пауков

  • Графический диктант

  • Распространённые отряды Паукообразных

  • Многообразие паукообразных – клещи

  • Профилактика клещевого энцефалита

  • Общая характеристика класса Паукообразных

  • Домашнее задание



Основные термины урока

Хелицеры – видоизмененные конечности, с острым коготком заканчивающиеся ядовитой железой

Педипальпы – видоизмененные конечности, используемые как щупики и хватательные структуры.


Ход урока

1. Организационный момент.


Добрый день, ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на этом уроке. Говорят, если день начинать с улыбки, то он пройдет удачно. Улыбнитесь друг другу. Давайте сегодняшнее занятие проведем с хорошим настроением. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, трудолюбивыми. Я желаю вам успехов и хорошего настроения.

  1. Мотивационно – целевой этап.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

3. Проблемная ситуация и актуализация знаний


Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина:

«Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса»

4. Проверка дом. задания (фронтальный опрос)

Учитель: А начать наш урок я предлагаю с интеллектуальной разминки


  1. Из каких частей состоит тело рака? Головогрудь и брюшко.

  2. Сколько пар ходильных ног у рака? Десять.

  3. Как устроены глаза рака? Глаза сложные, зрение – фасеточное.

  4. Дыхательная система рака представлена (жабрами)

  5. Какого типа нервная система у рака? Узлового типа, окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.

  6. В пищеварительную систему рака входят следующие органы: (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительная железа, анальное отверстие)

  7. Выделительная система рака – это (пара зелёных желёз открывающаяся у основания коротких усиков)

  8. Как происходит размножение класса ракообразные?

  9. Принято на Руси грозиться: «Я тебе покажу, где раки зимуют». А спроси грозящего: «Где?» – не покажет. Так где же раки зимуют? (На дне – в иле, под камнями, утонувшими корягами, в подводных норках.)



5. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Учитель: У многих людей они вызывают страх. Про них сложено множество мифов, легенд, сказок, где они наделены необыкновенной силой. На самом деле они большие труженики и искусные мастера.

Отгадайте загадку: О ком идёт речь? Весь день работали ткачи, по кружевам бегут лучи. ( пауки)


Можно ли назвать паука прекрасным? Почему? А какие ассоциации возникают у вас при виде пауков. (Страшный, ужасный, ядовитый, и тд.)

А почему у человека сложилось такое мнение о пауках? Поднимите руки. Что плохого каждому из вас сделал паук?

У мусульман пауки считаются священными животными. За что? За спасение самого пророка Мухаммеда. Легенды рассказывают, как это было. Однажды Мухаммеду пришлось спасаться от врагов. Он бежал через пустыню, и враги вот-вот могли догнать его. И тут на пути пророка оказался сухой колодец. Мухаммед спрыгнул в него и притаился. Вскоре у колодца собрались преследователи. Поразмыслив, они решили, что другого, более подходящего места для укрытия, чем этот колодец, в округе нет. Значит, Мухаммед прячется в колодце. «А колодец-то затянут паутиной», — заметил один из воинов. Тут все посмотрели на паутину и решили, что раз она целая, то человека в колодце быть не может. И преследователи поехали дальше. Разумеется, они ошиблись. Просто паук успел быстро отремонтировать порванные Мухаммедом тенета и тем самым спас пророка от его врагов. После этого паук был занесен в число священных животных.



Давайте сегодня на уроке возьмем  на себя задачу  оправдать или подтвердить негативное отношение к  паукам. Работа это непростая.

- Для начала определим задачи нашего урока, чтобы вы хотели узнать о пауках?

Итак, цель нашего урока познакомиться с характерными признаками паукообразных, их многообразием и значением в природе.


6. Изучение нового материала

Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.

В те далекие времена в Лидии жила Арахна - дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада,...

Я предрекаю, и речённое скоро свершится,

Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,

И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,

Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,

Только одна в этом мире есть мастерица, и это - Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки

Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.

А мастерство твое, коим ты столько гордилась,

Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название па­уков, которых по-латыни называют арахнидами. Как называется наука о пауках? - Арахнология!

А откуда произошло слово «паук»? Заглянем в этимологический словарь.

«Общеславянское имя паука образовано с помощью приставки «па» от «онк», родственного греческому «онкос» - крючок, латинскому «анкус» - имеющий кривые руки, древнеиндийскому «акати» - сгибает. Стало быть, паук - криворучка и кривоножка».


Учитель: На уроке мы проведем самостоятельную исследовательскую работу по изучению пауков на примере крестовика и животных, сходных с ним по определенным признакам. Узнаем, какую роль они играют в природе и жизни человека. Изучать класс Паукообразные будут исследовательские группы:

1. Группа Морфологи изучат внешнее строения пауков.

2.Анатомы изучат внутреннее строение пауков;

3.Систематики изучат многообразие паукообразных в природе.

4. Экологи определят, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения животных.

Самостоятельная исследовательская работа

(У каждой группы на столах задания (работа с карточками), учебники § 24 и необходимый для исследования дополнительный материал).


Задания группе «Морфологи»:

  1. Назовите отделы тела паукообразных.

  2. Назовите покров тела паука. Пауки линяют?

  3. Сколько глаз у паука?

  4. Сколько у паука ног? Где они находятся? Есть ли ноги на брюшке?

  5. Что такое хелицеры и ногощупальца? Каково их значение?

  6. Что такое паутинные бородавки? Где они расположены? Каково их значение?


Задание 1 . Заполнить таблицу на рабочем листе

Особенности внешнего строения паука-крестовика

Признаки

Особенности

1. Покров


2. Отделы тела


3. Органы, расположенные на головогруди


4. Органы брюшка



Учитель: Задание. «Чёрный ящик».

В нем находятся предмет, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями работы пауков:

1) -в древние времена люди использовали на охоте, 2) – используется рыбаками. Что это? (сеть)


Учитель: Интересно, а как пауки плетут сеть? правильно ее называть тенета (ВИДЕО)


Учитель: Разные виды пауков плетут разную паутину.


Историческая справка про ЛЮДОВИКА

Как известно, паутинная нить прочнее стали. Ее прочность в пересчете на один квадратный миллиметр сечения составляет 1,3 гигапаскаля (ГПа), что позволяет выдержать 260 кг.  Паутина настолько прочна и упруга, что при своей толщине способна остановить летящую пчелу или муху. А если представить, что появилась возможность увеличить диаметр паутины до толщины карандаша, такая нить смогла бы остановить летящий самолёт. До сих пор считается, что крепче паутинной нити в естественной природе ничего нет.


Учитель: Исторический факт.

В декабре 1794г. начальник французской армии Пишегрю вступил на Нидерландскую территорию, но голландцы разрушили плотину и затопили всю страну.

Пишегрю провел в бездействии 2 недели и уже готовился отступить, но получив от находившегося в плену у голландцев французского генерала Картмера д' Ижонваля известие изменил своё намерение.

Картмер, содержавшийся в тюрьме, наблюдал там за пауками и вывел заключение, что вскоре должны наступить морозы. Об этом ему удалось сообщить Пишегрю. Действительно, в январе 1795 г. ударили морозы, и французская армия беспрепятственно двигалась по льду. Пишегрю прошел за несколько дней недоступную перед ним страну и неожиданно появился перед Амстердамом. Обескураженные голландцы были разбиты, их флот был захвачен…а все потому, что пауки не плетут паутину перед дождем и морозами, чтобы зря ее не расходовать.

Учитель: Какое значение имеет паутина?

Задания группе «Анатомы».

  1. Назовите отделы пищеварительной системы паука. Почему его пищеварение называется внекишечным?

  2. Назовите органы дыхания паука.

  3. Какая кровеносная система у пауков? Каково строение сердца?

  4. Назовите органы выделения пауков. Каково их строение?

  5. Из каких отделов состоит нервная система пауков?

  6. Какое оплодотворение у пауков? Как они размножаются?


Задание 2 . Заполнить таблицу на рабочем листе

Особенности внутреннего строения паука-крестовика

Система

Схематичный рисунок


Пищеварительная система


Кровеносная система


Дыхательная система.


Выделительная система.


Нервная система


Репродуктивная (половая) система




Задание 3. Выполняется на рабочем листе Графический диктант – «Волна».

Если учащиеся согласны с утверждением, они рисуют «волну» над горизонтальной линией, если не согласны – то под ней.

  1. Тело покрыто хитиновым покровом.

  2. Тело состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка.

  3. Органы выделения почки

  4. Кровеносная система представлена гемолимфой.

  5. Переваривание пищи происходит внутри организма животного.

  6. Дыхание трахейно-лёгочное.

  7. Пауки – гермафродиты.

Чтобы проверить диктант, учащиеся меняются работами с соседом по парте, проверяют их и выставляют оценки. Потом работы сдаются учителю для окончательной проверки.

Постановка новой проблемы

Среди паукообразных имеются животные, с которыми имеет дело и агро­ном, и врач, и ветеринар. Какие это паукообразные? Почему к ним проявляют интерес люди разных специальностей?

Задания команде «Систематики»:

подготовить информацию о разнообразии паукообразных.

  1. Клещи

  2. Сенокосцы

  3. Скорпионы

  4. Каракурт

  5. Серебрянка

  6. Тарантул

Задания группе «Экологи»:

  1. Определите,  в каких местах чаще всего встречаются пауки?

  2. В какое время года пауки наиболее активны?

  3. Какой срок жизни у паука?

  4. Народная мудрость гласит…


  1. обсудите в парах

  • Нужно ли уничтожать пауков?

  • «Значение пауков в природе и в жизни человека»

Задача.

Пауки прожорливы: каждый в день может съесть столько, сколько весит сам. Основная их добыча – мухи. В лесу на каждом гектаре живет 5000 пауков. Если каждый паук поймает хотя бы две мухи, то сколько же насекомых гибнет? Давайте подсчитаем. Решение: 5000 х 2 = 10 000 мух.

На теле мухи ученые насчитали более 26 млн бактерий, от которых люди болеют туберкулезом, холерой, брюшным тифом, дизентерией. Переносят мухи и яйца глистов. Одна муха за лето производит 9 поколений. К осени вся планета была бы заполнена мухами. Только враги мух, пауки, спасают нас от такого кошмара. Вывод прост: пауков надо беречь!

IV. Закрепление новой темы

  • Карточка-задание

  • Тест «Проверьте свои знания»

  • Кроссворд

  • Головоломки

Задание 4. Заполните пропуски в тексте.

Почти все виды паукообразных обитают на суше. У пауков 4 пары ходильных ног.

На голове расположены простые глаза. По способу питания паукообразные - хищники. Для ловли добычи они используют ядовитую железу и паутинные бородавки. Пищеварение у пауков происходит вне кишечника. Кровеносная система незамкнутого типа.



Тест по теме «Паукообразные»

Задание: выберите один правильный ответ

1. Хитиновый покров членистоногих не позволяет им:

а) быстро передвигаться

б) расти

в) активно питаться

2. Хелицеры паукообразных — это...

а) ходильные ноги

б) первая пара конечностей

в) твёрдые челюсти

3. Роль защиты в теле пауков играет

а) хитиновый покров

б) костный скелет
в) кожно-мускульный мешок

4. Выделительная система пауков представлена

а) зелеными железами
б) мальпигиевыми сосудами
в) выделительными трубочками

5) Для всех паукообразных характерны:

а) четыре пары ног и ни одной пары усов

б) подразделение тела на голову; грудь и брюшко

в) пять пар ног и две пары усов







2

















1
































4















3




























































































6




















5







7



























9





Вопросы:

  1. Паук с характерным крестообразным рисунком на спинной части брюшка. (Крестовик)

  2. Паукообразное с коротким овальным туловищем и очень длинными ногами. (Сенокосец)

  1. Самый ядовитый паук нашей фауны . (Каракурт)

  2. Крупный паук с телом, густо покрытым волосками. (Тарантул)

  3. Паукообразное с ядовитой иглой на брюшке. (Скорпион)

  4. Все мои друзья на суше. Ну, а я живу в пруду. Когда надо дом воздушный под водою заведу. (Серебрянка)



Учитель Ранним утром 27 августа 1883 года четыре чудовищных взрыва потрясли небо над планетой. Кракатау, маленький островок в проливе между Явой и Суматрой подпрыгнул, выкинул в воздух четыре с половиной кубические мили земли и лавы. А затем осел в море. Две трети его залили волны. Чудовищные волны, побежавшие по морю, смыли на Яве и Суматре 163 деревни вместе с их жителями. Страшная была катастрофа! После извержения на Кракатау не осталось ничего живого. Он был спален огнем, расколот на части, залит лавой, посыпан пеплом. Корабли, которые пытались пристать к Кракатау, с трудом пробирались через плавающую на поверхности моря пемзу. Но... Через полгода биолог Котто нашел на Кракатау первое живое существо... Вопрос: Кто же оно? Кто первый поселиться на острове? паук. Как проник он на остров? Прилетел на паутинке.


ГОЛОВОЛОМКИ

  1. Какие буквы впереди и в конце слова надо прибавить к междометию, чтобы получить название паукообразного животного? (Ау – паук.)

  2. Какую букву впереди слова надо прибавить к названию рыбы, чтобы получить название мелкого паукообразного животного? (Рыба – лещ, паукообразное – клещ)

  3. Какие буквы надо добавить к названию слова, обозначающего наказание, возмездие, чтобы получить название ядовитого паука? (Кара – каракурт.)

  4. Какие буквы надо добавить к названию упаковки, чтобы получилось название крупного ядовитого паука? (Тара – тарантул.)

  5. Какие буквы надо добавит к названию растения с крупными яркими цветками, чтобы получить название паукообразного животного? (Пион – скорпион.)

  6. РЕБУС «Строительный материал» паука (ПАУТИНА)


V. Домашнее задание

Открываем дневники, записываем домашнее задание: § 25, вопросы после параграфа, термины.


VII. Решение проблемного вопроса.

Все боятся пауков
Больше всех на свете,
А особенно боятся
Маленькие дети;
Не гоните пауков,
Маленькие дети:

Ловят мух и комаров
Добрые соседи!
Ядовиты пауки –
Это несомненно!
Но не тронут просто так,
Скажем откровенно.


VI. Рефлексия

- Изменилось ли ваше отношение к паукам?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что вызвало у вас трудности?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VI. Оценки

Литература для учителя:

  1. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / Т. А. Дмитриева, С. И. Гуленков, С. В. Суматохин и др. – М. :Дрофа, 1999.

  2. Растения и животные: Руководство для натуралиста: Пер. с нем. /К. Нидон,

  3. Д-р И. Петерман, П. Шеффель, Б. Шайба. - М. : Мир, 1991.

  4. Семененко О. П. , Упатова И. П. , Чурилова А. И. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 классах. - Х. :Скорпион,2000.

Литература для учащихся:

  1. Акимушкин И. И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. -4-е изд. - М. : Мысль, 1995.

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология /Сост. С. Т. Исмаилова. - 3-е изд.




III. Объяснение нового материала

Класс паукообразных объединяет более 36 тысяч видов довольно разнооб­разных по внешнему облику животных, обитающих исключительно (за ред­ким исключением) на суше: в поле, лесу, саду, на огороде, в жилищах человека и т.д. Немало среди них и паразитических форм. Характерной чертой пауко­образных является отсутствие усиков и сложных глаз (рис. 91, стр. 121). Глаза простые и количество их может быть разное у разных видов паукообразных, например, у пауков их 4 пары, у скорпионов до 5 пар, 1-2 пары у большинства других; некоторые паукообразные, например, клещи, во­обще слепы. На головных сегментах располагаются ротовые органы - видо­измененные членистые конечности. Первая пара конечностей расположена перед ротовым отверстием и получила названия хелицер (отсюда и название подтипа Хелицеровые). Они состоят из 2-3 члеников и заканчива­ются коготком, клешней или иголкой (хелицеры игловидные, колющие у клещей). При основании хелицер имеются ядовитые железы, и когда челюсти вонзаются в тело жертвы, яд через отверстие в коже попадает в ранку и убивает добычу.

Вторая пара конечностей помещается позади рта, ее называют ногощупальцами или педипальпами. Они состоят из нескольких члеников и могут иметь вид клешни или ходильных ног. Щупальца педипальп служат органами осязания, но иногда они участвуют в передвижении (сольпуги), или они хватательные с клешнями (скорпионы).

— Какими отличительными признаками, кроме перечисленных вами, обладают паукообразные?

Брюшко у паукообразных не всегда сегментировано. Так, у пауков сегмен­ты брюшка сливаются; у скорпионов брюшко четко сегментировано; у многих клещей все членики брюшка сливаются, а само оно срастается с головог­рудью, образуя единое несегментированное тело.

Конечностей на брюшке у паукообразных нет, но у пауков некоторые из них видоизменились в паутинные бородавки.

Внутреннее строение паука

Пищеварительная система. Паук-крестовик не может питаться твердой пищей. Поймав добычу, например какое-нибудь насекомое, с помощью паутины, он убивает его ядом и впускает в его тело пищеварительные соки. Через некоторое время содержимое пойманного насекомого разжижается, и паук высасывает его. От жертвы остается только пустая хитиновая оболочка. Такой способ пищеварения называется внекишечным.

Пищеварительная система паука состоит из рта, глотки, пищевода, желудка, кишки (рис. 93). В средней кишке длинные слепые выросты увеличивают ее объем и поверхность всасывания. Непереваренные остатки пищи выводятся наружу через анальное отверстие.

Дыхательная система. Органы дыхания у паука - это легкие и трахеи. Легкие или легочные мешки располагаются снизу брюшка, в передней его части. Эти легкие развились из жабр далеких предков пауков, обитавших в воде. У паука-крестовика две пары неветвящихся трахей - длинных трубочек, имеющих внутри особые спиральные хитиновые утолщения. Располагаются они в задней части брюшка.

Кровеносная система. Она у пауков незамкнутая. Сердце имеет вид длинной трубочки, расположенной на спинной стороне брюшка. От сердца отходят кровеносные сосуды. Как и у ракообразных, у пауков в теле циркулирует гемолимфа. Полость тела паука, как и ракообразных, имеет смешанную природу (возникает при соединении первичной и вторичной полостей тела).

Выделительная система. Представлена двумя длинными трубочками - мальпигиевыми сосудами. Одним концом мальпигиевые сосуды слепо заканчиваются в теле паука, другим открываются в задний отдел кишечника. Через стенки мальпигиевых сосудов удаляются продукты обмена веществ, которые потом выводятся наружу. В кишечнике происходит всасывание воды. Таким образом пауки экономят воду, поэтому могут жить в сухих местах.

Нервная система. Состоит из головогрудного узла, от которого отходят многочисленные нервы.

Размножение. Оплодотворение у пауков внутреннее. Самец переносит сперматозоиды в половое отверстие самки при помощи особых выростов, расположенных на передних ногах. Самка через некоторое время после оплодотворения откладывает яйца и оплетает их паутиной. Так получается кокон (рис. 94). Самки паукообразных носят яйца и молодь на себе. У пауков самки охраняют кокон и ухаживают за ним, а иногда носят его с собой в хелицерах или прикрепив к паутинным бородавкам. У некоторых пауков мать носит на себе и паучат, вышедших из кокона. А у некоторых — еще и кормит их убитой добычей

Из яиц развиваются маленькие паучки. Осенью они выпускают паутинки и на них, как на парашютах, разносятся ветром на большие расстояния - происходит расселение пауков.

— Каковы отличительные черты пищеварительной системы паукообраз­ных? Чем характеризуется процесс пищеварения?

Дополню, что средняя кишка обычно образует несколько пар слепых вы­ростов (рис. 94), увеличивающих ее вместительность и всасывающую поверх­ность. В брюшке слепые выросты кишки хорошо развиты и образуют крупный железистый орган - печень. Клетки печени вырабатывают пищеварительные соки и участвуют в переваривании пищи. В кишечник арахнид в большинстве случаев попадает только жидкая пища, все крупные частички задерживаются фильтрами (волосками) предротовой полости и глотки. Будучи прожорливы­ми хищниками, арахниды способны принимать большое количество пищи и потом долго голодать.

Физминутка  для формирования правильной осанки:

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка


Таковы характерные признаки представителей класса Паукообразные. Но наряду с общими для всех признаками, животные - арахниды отличаются друг от друга по ряду признаков, которые лежат в основе деления их на груп­пы. Класс паукообразных объединяет более 10 отрядов, из которых рассмотрим 4 широко распространенных. (демонстрация рисунков)

Пауки - один из наиболее обширных отрядов этого класса. Распростране­ны они повсеместно. Роль их в природе весьма важна. Достаточно сказать, что они принадлежат к числу важнейших истребителей насекомых. По мнению некоторых ученых, птицы и другие животные, питающиеся насекомыми (энтомофаги), вместе взятые, уничтожают гораздо меньше насекомых, чем пау­ки. Например, в лесах Средней Европы с апреля по октябрь на каждый квадратный метр приходится от 50 до 150 пауков. Каждый паук среднего раз­мера съедает в течение летнего сезона примерно 0,2 г насекомых, следователь­но, общий вес уничтоженных пауками насекомых на площади 1 га за этот период составляет приблизительно 200 кг. Главная особенность многих пауков - способность образовывать паутину. Можно даже сказать, что пауки взаимодействуют с окружающей средой посредством паутины. Вероятно, именно это свойство сыграло решающую роль в том, что они распространены практически повсеместно. Послушаем сообщение о роли паутины в жизни пауков.

Но и это, оказывается, не все. Живет в наших водоемах паук-серебрянка. Живет под водой, но, подобно всем другим паукам, дышит атмосферным воз­духом. Тело его покрыто густым пушком, и когда он с повер­хности воды ныряет вглубь, то уносит с собой застрявшие между волосками пузырьки воздуха и оттого кажется серебристым и блестящим, точно капелька ртути. Под водой он устраивает жилище в виде колпака или колокола из пау­тины величиной с наперсток, прикрепляя его к какому-нибудь водному рас­тению. Затем паук начинает носить в свое жилище воздух, всплывая наверх, а затем отряхиваясь под колпаком. Пузырек за пузырьком таскает паук в свое жилище, пока не наполнит воздухом весь колокол. На зиму серебрянка оста­ется либо в своем подводном колоколе, заделывая его снизу, либо устраивает себе наполненное воздухом убежище в пустой раковине, заклеивая наружный вход тонким слоем паутины.

Все ли пауки плетут паутину - ловчие сети? Оказывается, нет! Есть так на­зываемые пауки-волки. Они не плетут ловчих сетей и «по-волчьи» преследуют свою добычу - на ходу или же бросаются на нее из засады. Такие пауки устра­ивают себе норки в земле, выстилая их паутиной. Материала для этого требу­ется, конечно, гораздо меньше, чем для постройки сложных тенет, и пауку-волку не нужно объемистых паутинных желез, наоборот, толстое и грузное брюшко мешало бы хищнику гоняться за добычей. Поэтому этих пау­ков отличают длинные и сильные бегательные ноги и сравнительно неболь­шое брюшко. Самка бродячих пауков, отложив свои яички в паутинный кокон, не оставляет его без присмотра, а таскает его на себе и охраняет до тех пор, пока маленькие паучата не станут способными жить самостоятельно.

Крупные виды бродячих пауков, известные под именем тарантулов, встре­чаются в Средней Азии и Западной Европе и считаются ядовитыми. Действи­тельно, их укусы вызывают болезненную опухоль, но опасности для жизни они не представляют.

Наиболее опасен другой, знаменитый как раз этим, паук - каракурт. Пос­лушаем о нем сообщение.

Скорпионы имеют когтевидное ядовитое жало, которое располагается в заднем отделе брюшка. Жало служит скорпиону и для нападения, и для защи­ты: скорпион ползает, закинув над спиной хвостовидный конец своего брюш­ка и всегда готов пустить в дело свое жало. Яд его сразу убивает насекомых, смертелен и для мелких млекопитающих. Для человека укол скорпиона, как правило, не смертелен, но известен ряд случаев со смертельным исходом, особенно у детей и в жарком климате.

При уколе появляются боль, опухоль, затем наступает сонливость, озноб, иногда температурная реакция. Обычно через 2-3 дня эти явления проходят, но могут и затягиваться. Все зависит от того, какой скорпион укусил, кого и где. У нас большинство случаев ужаления скорпионами наблюдается в Сред­ней Азии и Закавказье, где скорпионы обычны и многочисленны.

Постановка новой проблемы

Среди паукообразных имеются животные, с которыми имеет дело и агро­ном, и врач, и ветеринар. Какие это паукообразные? Почему к ним проявляют интерес люди разных специальностей?

Это клещи. К отряду клещей относят таких паукообразных, у ко­торых (рис. 97, стр. 125):

  • Тело не подразделено на головогрудь и брюшко и как бы слито в один сплошной комочек - слитнотелые;

  • Ротовые части приспособлены для прокалывания и сосания;

  • Мелкие размеры;

  • У личинок бывает не 4, а только 3 пары ног.

Большой вред приносят растительноядные клещи. Так, паутинистый клещ, поселяясь на культурных растениях, снижает урожайность, вызывает их гибель (размножается в огромных количествах, особенно когда теп­ло и сухо; высасывает соки растения, вызывая его усыхание).

Некоторые клещи живут в зерновках хлебных злаков, муке и плодятся там в большом количестве. Это делает продукты непригодными для употребле­ния. Таков, например, мучной клещ, выедающий в зерновке зародыш будущего растения.

Чесоточные клещи (зудни) поселяются на теле животных и человека, вызывая зудневую чесотку. Чтобы избежать заражения, необходимо следить за чистотой рук.

Кровососущие иксодовые клещи являются переносчиками опасного забо­левания - энцефалита. Роль клещей в переносе возбудителей энцефалита от диких животных человеку была выяснена благодаря работе группы советских ученых во главе с академиком Е. Н. Павловским.

При укусе в организм клещ вводит слюну (в которой содержится возбудитель инфекции), но не сразу, а через несколько часов, поэтому и заражение происходит не сразу при укусе, а через 2-3 часа. Пьют кровь долго: личинка - 2-3 дня, нимфа - 3-4 дня, взрослая особь до 2 недель.

Первая помощь и профилактика клещевого энцефалита.

  • Перед выходом в лес наденьте головной убор, застегните рукава, заправьте рубашку в брюки, штанины брюк заправьте в носки.

  • Осмотры всей поверхности тела каждые 20 минут. 

  • Клещи после присасывания к коже не сразу начинают питаться кровью, поэтому при быстром их обнаружении и удалении уменьшается риск быть зараженным возбудителями инфекций, которые находятся в клеще.

  • После укуса появляется местное воспаление, нередко с нагноением и зудом.

  • При укусе клеша необходимо в течение 14 дней (утром и вечером) измерять температуру и в случае ее повышения обратиться к врачу.

Среди клещей есть и полезные. Это, в первую очередь, хищники, поедающие других членистоногих - вредителей растений. Так, почвенные клещи - арибатиды - активно участвуют в почвообразовательном процессе, перерабатывая растительные остатки и поедая вредных насекомых.

Клещи представляют собой многочисленную и наиболее важную в прак­тическом отношении группу паукообразных. Многие из них имеют большое медицинское и ветеринарное значение, так как являются паразитами челове­ка и животных и переносчиками опасных заболеваний. Паразитируя на куль­турных растениях, уничтожая запасы зерна, они не дают забыть о себе и агрономам.

— В природе встречаются существа, которых в народе называют косиножками, а в зоологии - сенокосцами. Почему они получили такое назва­ние?

Среди наших паукообразных сенокосцы выделяются своими непомерно длинными и тонкими ногами, поддерживающими небольшое тельце. Днем они малоподвижны и сидят в трещинах коры на деревьях, в пазах бревенчатых стен и в других укромных уголках; к ночи же становятся более оживленными и выходят на охоту за мелкими насекомыми и паучками. Если, желая поймать сенокосца, мы схватим его за одну из его длинных ног, то нога легко оторвется и останется у нас в руках, а сам он на оставшихся ногах уйдет от опасности. Оторванная нога в течение многих минут продолжает судорожно подерги­ваться; это движение обыкновенно сравнивают с движением косы при сено­косе, и отсюда возникли общеизвестные названия «паук-коси-сено» или «сенокосец». Оторванная ножка своими судорожными подергиваниями отв­лекает внимание преследователя. Легкость, с какой у сенокосца отрывается любая нога, производит впечатление, как будто она очень «слабо сидит», а мы слишком неосторожно ее дернули. Однако на самом деле у сенокосца ноги прикреплены к телу достаточно прочно, и их отбрасывание зависит от особого мускульного движения, которое делает сенокосец при сильном раздражении его ноги. Такое самокалечение (или аутотомия) наблюдается и у многих других животных.

Тело сенокосца имеет в целом яйцевидную форму и между головогрудью и брюшком нет перехвата, какой имеется у крестовика. Если же мы рассмотрим его в лупу, то увидим, что брюшко сенокосца подразделено на сегменты, что на нем нет паутинных бородавок и что первая пара ротовых конечностей - хелицеры имеют вид маленьких клешней. Свои яйца самки-сенокосцы помеща­ют в почву, зарывая их при помощи вытягивающегося из них на большую длину яйцеклада. Все эти существенные признаки, отличающие сенокосцев от пауков-паутинников, заставляют отнести их к особому отряду сенокосцев.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!