Конспект урока «Вид. Критерии вида»
Доброе утро, уважаемые ребята и гости! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. (слайд 1) у каждого из вас есть лист самоконтроля и самооценки, его вы будете заполнять по ходу выполнения заданий и в конце урока поставите себе итоговую оценку.
Ребята, давайте, вспомним какой уровень жизни мы с вами изучили в первом полугодии? А какой закончили изучать на прошлом уроке? Соответственно следующий за ним - популяционно-видовой. (слайд 2)
А как вы думаете, заяц – беляк это заяц-русак только зимой?
(беседа, обсуждение) (слайд 3)
Правильно! Это абсолютно разные виды живых организмов. Убедиться в этом вы сможете познакомившись с текстом «Заяц-беляк и заяц-русак» (читают текст)
Чем отличаются эти организмы? Что общего между ними? (слайд 4)
Какие организмы относят к одному виду? Что же такое вид? (соотнесите термины и понятия) (слайд 5)
Молодцы! Давайте сформулируем тему и цель нашего урока (отвечают)
Запишите в тетради число, тему урока. (слайд 6) Запишите термины и понятия. (слайд 7-8)
У вас на столах имеется список животных, подсчитайте количество особей, видов и родов (работают самостоятельно)
Давайте проверим что у вас получилось (слайд 9)
А теперь познакомимся с признаками, которые отличают виды друг от друга (слайд 10)
Что такое критерий вида? Какие критерии выделяют для характеристики видов(слайд 11)
У вас на столах есть текст «Вид и его критерии», выполните задания после текста (слайд 12)
Как вы думаете, какой критерий более полно характеризует вид?
А теперь пришло время немного отдохнуть – физкультминутка (слайд 13)
Отдохнули? Продолжаем работать. Я предлагаю вам пересесть за столы с комнатными растениями и сделать характеристику комнатного растения по морфологическому критерию (слайд 14)
А сейчас проверим как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Настя будет решать онлайн –тест, а все остальные играть в домино (слайд 15)
Молодцы, успешно справились с очередным заданием. Осталось только сделать вывод по уроку. В этом нам поможет Формула ПОПС, если нужно освежить на чем она основана, вам поможет текст (слайд 16)
Ну и подводим итоги, выставляем оценки в лист самооценки, подводим итоговую оценку. Записываем домашнее задание (слайд 17)
В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов.
1. Еж обыкновенный.
2. Лисица обыкновенная.
3. Медведь гималайский или белогрудый.
4. Хомячок джунгарский.
5. Заяц-беляк.
6. Медведь бурый.
7. Хомячок сирийский или золотистый.
8. Заяц-русак.
9. Еж ушастый.
10. Лисица обыкновенная.
Заяц-беляк и заяц-русак
Род собственно зайцев, к которому относятся русак и беляк, а также еще 28 видов, довольно многочислен. 2. Наиболее известные в России зайцы — беляк и русак. 3. Беляка можно встретить на территории от побережья Северного Ледовитого океана до южной границы лесной зоны, в Сибири — до границ с Казахстаном, Китаем и Монголией, а на Дальнем Востоке — от Чукотки до и Северной Кореи. 4. Распространен беляк и в лесах Европы, а также на востоке Северной Америки. 5. Русак обитает на территории Европейской России от Карелии юга Архангельской области до южных границ страны, на Украине и в Закавказье. 6. А вот в Сибири этот заяц обитает только на юге и к западу от Байкала.7.Беляк получил свое название благодаря белоснежному зимнему меху. 8. Только кончики ушей остаются у него черными весь год. 9. Русак же в некоторых северных местностях тоже сильно светлеет к зиме, но снежно-белым он не бывает никогда. 10. А на юге он вовсе не меняет окраски.11. Русак больше приспособлен к жизни в открытых ландшафтах, поскольку он крупнее беляка, да и бегает лучше. 12. На коротких дистанциях этот заяц может развивать скорость до 50 км/час. 13. У беляка лапы широкие, с густым опушением, чтобы меньше проваливаться в рыхлые лесные сугробы. 14. А у русака лапы уже, ведь на открытых местах снег, как правило, твердый, слежавшийся, «утоптанный ветром».15. Длина тела беляка — 45—75 см, масса — 2,5—5,5 кг. 16.Уши короче, чем у русака. 17.Длина тела русака — 50—70 см, масса до 5 (иногда 7) кг. 18. В кариотипе зайца-беляка и зайца-русака по 48 хромосом. 19. Могут скрещиваться, но потомство бесплодно. 20. Гибрид зайца-беляка и зайца-русака — заяц-тумак бесплоден. 21. Размножаются зайцы обычно два, а на юге три или даже четыре раза в год. 22.У зайцев-беляков в выводе может быть по два, три пять, семь зайчат, а у русаков - обычно всего один или два зайчонка. 23. Русаки начинают пробовать траву через две недели после рождения, а беляки и того быстрее — через неделю.
Раскрываем секрет формулы ПОПС
Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.
П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».
О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».
Лист самоконтроля и самооценки
Задания, выполненные в ходе урока | Отметка о выполнении «+», «+/-», «-» |
Обсуждение текста «Заяц-беляк и заяц-русак» | |
Работа с терминами | |
Список животных | |
Таблица | |
Лабораторная работа | |
Домино/ тест | |
ПОПС | |
Итоговая отметка | |