СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Вид. Критерии вида"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект направлен на изучении новой темы по теме "Вид. Критерии вида"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Вид. Критерии вида"»

Конспект урока «Вид. Критерии вида»

Доброе утро, уважаемые ребята и гости! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. (слайд 1) у каждого из вас есть лист самоконтроля и самооценки, его вы будете заполнять по ходу выполнения заданий и в конце урока поставите себе итоговую оценку.

Ребята, давайте, вспомним какой уровень жизни мы с вами изучили в первом полугодии? А какой закончили изучать на прошлом уроке? Соответственно следующий за ним - популяционно-видовой. (слайд 2)

А как вы думаете, заяц – беляк это заяц-русак только зимой?

(беседа, обсуждение) (слайд 3)

Правильно! Это абсолютно разные виды живых организмов. Убедиться в этом вы сможете познакомившись с текстом «Заяц-беляк и заяц-русак» (читают текст)

Чем отличаются эти организмы? Что общего между ними? (слайд 4)

Какие организмы относят к одному виду? Что же такое вид? (соотнесите термины и понятия) (слайд 5)

Молодцы! Давайте сформулируем тему и цель нашего урока (отвечают)

Запишите в тетради число, тему урока. (слайд 6) Запишите термины и понятия. (слайд 7-8)

У вас на столах имеется список животных, подсчитайте количество особей, видов и родов (работают самостоятельно)

Давайте проверим что у вас получилось (слайд 9)

А теперь познакомимся с признаками, которые отличают виды друг от друга (слайд 10)

Что такое критерий вида? Какие критерии выделяют для характеристики видов(слайд 11)

У вас на столах есть текст «Вид и его критерии», выполните задания после текста (слайд 12)

Как вы думаете, какой критерий более полно характеризует вид?

А теперь пришло время немного отдохнуть – физкультминутка (слайд 13)

Отдохнули? Продолжаем работать. Я предлагаю вам пересесть за столы с комнатными растениями и сделать характеристику комнатного растения по морфологическому критерию (слайд 14)

А сейчас проверим как вы усвоили тему сегодняшнего урока. Настя будет решать онлайн –тест, а все остальные играть в домино (слайд 15)

Молодцы, успешно справились с очередным заданием. Осталось только сделать вывод по уроку. В этом нам поможет Формула ПОПС, если нужно освежить на чем она основана, вам поможет текст (слайд 16)

Ну и подводим итоги, выставляем оценки в лист самооценки, подводим итоговую оценку. Записываем домашнее задание (слайд 17)







В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов.

1. Еж обыкновенный.

2. Лисица обыкновенная.

3. Медведь гималайский или белогрудый.

4. Хомячок джунгарский.

5. Заяц-беляк.

6. Медведь бурый.

7. Хомячок сирийский или золотистый.

8. Заяц-русак.

9. Еж ушастый.

10. Лисица обыкновенная.



Заяц-беляк и заяц-русак

  1. Род собственно зайцев, к которому относятся русак и беляк, а также еще 28 видов, довольно многочислен. 2. Наиболее известные в России зайцы — беляк и русак. 3. Беляка можно встретить на территории от побережья Северного Ледовитого океана до южной границы лесной зоны, в Сибири — до границ с Казахстаном, Китаем и Монголией, а на Дальнем Востоке — от Чукотки до и Северной Кореи. 4. Распространен беляк и в лесах Европы, а также на востоке Северной Америки. 5. Русак обитает на территории Европейской России от Карелии юга Архангельской области до южных границ страны, на Украине и в Закавказье. 6. А вот в Сибири этот заяц обитает только на юге и к западу от Байкала.7.Беляк получил свое название благодаря белоснежному зимнему меху. 8. Только кончики ушей остаются у него черными весь год. 9. Русак же в некоторых северных местностях тоже сильно светлеет к зиме, но снежно-белым он не бывает никогда. 10. А на юге он вовсе не меняет окраски.11. Русак больше приспособлен к жизни в открытых ландшафтах, поскольку он крупнее беляка, да и бегает лучше. 12. На коротких дистанциях этот заяц может развивать скорость до 50 км/час. 13. У беляка лапы широкие, с густым опушением, чтобы меньше проваливаться в рыхлые лесные сугробы. 14. А у русака лапы уже, ведь на открытых местах снег, как правило, твердый, слежавшийся, «утоптанный ветром».15. Длина тела беляка — 45—75 см, масса — 2,5—5,5 кг. 16.Уши короче, чем у русака. 17.Длина тела русака — 50—70 см, масса до 5 (иногда 7) кг. 18. В кариотипе зайца-беляка и зайца-русака по 48 хромосом. 19. Могут скрещиваться, но потом­ство бесплодно. 20. Ги­брид зайца-беляка и зайца-русака — заяц-тумак бесплоден. 21. Размножаются зайцы обычно два, а на юге три или даже четыре раза в год. 22.У зайцев-беляков в выводе может быть по два, три пять, семь зайчат, а у русаков - обычно всего один или два зайчонка. 23. Русаки начинают пробовать траву через две недели после рождения, а беляки и того быстрее — через неделю.



Раскрываем секрет формулы ПОПС

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».



Лист самоконтроля и самооценки

Задания, выполненные в ходе урока

Отметка о выполнении «+», «+/-», «-»

Обсуждение текста «Заяц-беляк и заяц-русак»


Работа с терминами


Список животных


Таблица


Лабораторная работа


Домино/ тест


ПОПС


Итоговая отметка







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!