СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Вид и его критерии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока биологии "Вид и его критерии" включает лабораторную работу с инструктивной картой, таблицу с характеристикой критериев вида, а также тестовые задания для диагностической работы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Вид и его критерии"»

Тема урока – Вид и его критерии.

Предмет – биология класс – 9

Учитель: Кушнерёв Андрей Анатольевич

Цель урока – сформировать понятие о критериях вида

Задачи урока:

Образовательные - Изучить критерии вида, опираясь на базовые знания учащихся. Продолжить обучение методам лабораторного исследования. Интегрировать знания учащихся из всех разделов биологии для анализа полученных данных и формулирования выводов.

Развивающие - Развивать умения искать пути решения поставленной задачи и практические навыки при работе с гербарием.

Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Тип урока – урок-изучение нового материала.

Необходимое оборудование – гербарий растений разных видов – клевер белый, клевер розовый, клевер красный, клевер пашенный, лапчатка серебристая, лапчатка прямостоячая, зверобой продырявленный, зверобой, полынь горькая, полынь обыкновенная, боярышник колючий, боярышник кроваво-красный и др.

Инструктивные карты для выполнения лабораторной работы.

Тесты для закрепления материала или для домашней работы.

Ход урока.

В начале урока учитель сообщает, что работать предстоит парами и проводит фронтальную беседу с целью определить, что будет изучено на данном уроке. Просит учащихся вспомнить, что является наименьшей систематической единицей в биологии. Учащиеся вспоминают, что это вид.

Для активизации понятий учитель предлагает выполнить задание:

В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов.

1. Еж обыкновенный.

2. Лисица обыкновенная.

3. Медведь гималайский или белогрудый.

4. Хомячок джунгарский.

5. Заяц-беляк.

6. Медведь бурый.

7. Хомячок сирийский или золотистый.

8. Заяц-русак.

9. Еж ушастый.

10. Лисица обыкновенная.


(Ответ: количество особей — 10; видов — 9; родов — 5 (Еж, Лисица, Медведь, Хомячок, Заяц).)

Предположите, по каким признакам организмы можно отнести к одному виду. Учащиеся могут предположить, что между особями одного вида существует сходство во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, области обитания, способности к размножению и др.

Учитель записывает на доске эти предположения и отмечает, что признаки сходства – это критерии вида. Таким образом сформулирована тема урока.

Учащиеся ставят задачи урока, исходя из уже имеющихся базовых знаний:

- выявить в полной мере все критерии вида;

- определить наиболее доступный критерий;

- понять, можно ли по одному критерию определить принадлежность к виду.

Перед учащимися лежат гербарии растений разных видов одного рода.

Возникает проблема: можно ли определить, что это растения разных видов по внешним признакам?

Для решения проблемы учащиеся должны выполнить лабораторную работу, используя инструктивную карточку.

Лабораторная работа.

Изучение морфологического критерия вида

Цели:

1. Научиться выявлять морфологические признаки растения;
2. Научиться сравнивать морфологические признаки растений разных видов;
3. Обосновать значение признаков растений для изучения понятия морфологического критерия вида.

Оборудование: гербарий растений разных видов – клевер белый, клевер розовый, клевер красный, клевер пашенный, лапчатка серебристая, лапчатка прямостоячая, зверобой продырявленный, зверобой, полынь горькая, полынь обыкновенная, боярышник колючий, боярышник кроваво-красный и др.

Инструктивная карта для выполнения лабораторной работы.

  1. Практическая часть.

1. Рассмотрите растения двух видов одного рода.



Клевер луговой Клевер ползучий




2. Сравните внешнее строение листьев, стеблей, соцветий, цветков, плодов и других органов двух растений. Выявите сходство и различия между ними. Заполните таблицу (используя предложенные рисунки и дополнительную информацию)



Признак для сравнения

Виды растений



_____________________________



_____________________________

Род растения



Тип корневой системы



Листья (простые, сложные)



Жилкование листьев



Листорасположение



Стебель (древесный, травянистый – прямостоячий, стелющийся, вьющийся)



Цветок или соцветие



Плод



Черты сходства двух видов: _________________________________________________________________________

Черты различия двух видов: _________________________________________________________________________


Дайте ответы на вопросы.

  • О чём свидетельствуют черты сходства и различия разных видов одного рода?

  • Можно ли на основании морфологического критерия судить о видовой принадлежности растений?


3. По результатам работы сделайте вывод.


Дополнительная информация


  1. Клевер ползучий — многолетнее травянистое растение. Корневая система стержневая, ветвящаяся. Стебель ползучий, стелющийся, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый. Листья длинночерешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные, на верхушке выемчатые. Черешки восходящие, до 30 см длиной. Соцветия головки пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в поперечнике. Венчик белый или розоватый, по отцветании буреют; цветки слегка ароматные. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна — свободная. Пыльцевые зёрна жёлтого цвета. Плод — боб продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета. Начало созревания семян — июнь — июль. Размножается как семенами, так и вегетативно.


  1. Клевер луговой — двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—55 см. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод — яйцевидный, односемянный боб; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно.

В ходе лабораторной работы учащиеся приходят к выводу, что по морфологическому критерию можно отличать растения разных видов.

Тогда учитель демонстрирует гербарии очень похожих внешне растений, например, крапивы двудомной и крапивы жгучей и формулирует проблемные вопросы:

– Существуют ли трудности в определении вида растения, найденного в природе?
– Почему возможны ошибки при установлении видовой принадлежности только по одному из критериев, например, морфологическому?

Крапива двудомная (лат. Urtica dioica) Крапива жгучая (Urtica urens)



Учащиеся замечают большое внешнее сходство и приходят к выводу, что одного морфологического критерия будет недостаточно для определения принадлежности к виду.

Из этого следует вывод, что нужно изучить и другие критерии вида.

Для этого необходимо изучить таблицу и выполнить задание.

Таблица. Характеристика критериев вида


Название критерия

Признаки особей по критерию

Исключение

1. Морфологический

Сходство внешнего и внутреннего строения организмов.

Виды-двойники, половой диморфизм, полиморфизм.

2. Физиологический

Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании.

У разных видов сходство процессов жизнедеятельности. Наличие межвидовых гибридов.

3. Экологический

Сходство по способам питания, местам обитания, наборам факторов внешней среды, необходимых для существования.

Экологические ниши разных видов перекрываются.

4. Географический

Занимают определённый ареал.

Космополиты. Совпадение ареалов разных видов.

5. Биохимический

Сходство по биохимическим параметрам – состав и структура белков, нуклеиновых кислот.

Есть очень близкие по биохимическому составу виды.

6. Этологический

Сходство в поведении. Особенно в брачный период (ритуалы ухаживания, брачные песни и т. д.).

Существуют виды с близким поведением.

7. Цитогенетический

а) Цитологический



б) Генетический


Особи одного вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство (основан на сходстве числа хромосом, их формы и строения).

Генетическая изоляция видов. Наличие механизмов изоляции. Важнейшие из них — это гибель мужских гамет (генетическая несовместимость), гибель зигот, нежизнеспособность гибридов, их стерильность, наконец, невозможность найти полового партнера и дать жизнеспособное плодовитое потомство

Хромосомный полиморфизм в пределах вида; у многих разных видов число хромосом одинаково.



Собака и волк, тополь и ива, канарейка и зяблик дают плодовитое потомство. (Наличие межвидовых гибридов)



Задание. О каких критериях идет речь в описаниях


  1. Паук крестовик относится к типу Членистоногие классу Паукообразные. Тело паука состоит из двух отделов – головогруди и брюшка.

  2. Поскольку паук относится к холоднокровным животным, его активность зависит от температуры окружающей среды.

  3. Пауки — раздельнополые животные. Самки обычно значительно крупнее самцов. После спаривания самец погибает, а самка плетёт из паутины кокон для яиц.

  4. Крестовик может поджидать добычу, сидя как в центре паутины, так и рядом с ней, на сигнальной нити. Основной добычей для него являются мухи и комары. Если в сеть попадётся что-либо не очень съедобное (например, ядовитая оса), то паук может помочь ей освободиться, обрывая паутинку.

  5. Существует более 1000 видов крестовиков, но в России и СНГ их несколько десятков видов. Особенно в таких местах как, Астраханская, Ростовская, Смоленская обл.

  6. В соматических клетках паука крестовика содержится 32 хромосом.


Какой вывод можно сделать по результатам этого задания?


Вывод: видовые критерии, по которым мы отличаем один вид другого, только в совокупности обусловливают принадлежность к определённому виду.


Учитель предлагает сформулировать определение вида, пользуясь всеми критериями.


Тестовые задания могут быть использованы в качестве диагностической работы (на выходе) или в качестве домашнего задания.


КРИТЕРИИ ВИДА.


1. Мор­фо­ло­ги­че­ский кри­те­рий вида ос­но­ван на:

А) сход­стве внеш­не­го и внут­рен­не­го стро­е­ния осо­бей Б) сход­стве всех про­цес­сов жиз­не­де­я­тель­но­сти у осо­бей
В) спе­ци­фич­ном для каж­до­го вида на­бо­ре хро­мо­сом Г) од­но­об­ра­зии фак­то­ров среды оби­та­ния вида


2. К ка­ко­му кри­те­рию вида от­но­сят об­ласть рас­про­стра­не­ния се­вер­но­го оленя:

А) эко­ло­ги­че­ско­му Б) ге­не­ти­че­ско­му В) мор­фо­ло­ги­че­ско­му Г) гео­гра­фи­че­ско­му


3. Кри­те­рий, в ос­но­ве ко­то­ро­го лежит сход­ство про­цес­сов жиз­не­де­я­тель­но­сти у осо­бей вида, на­зы­ва­ют:

А) фи­зио­ло­ги­че­ским Б) ге­не­ти­че­ским В) мор­фо­ло­ги­че­ским Г) био­хи­ми­че­ским


4. Для опре­де­ле­ния вида не­до­ста­точ­но ис­поль­зо­вать толь­ко мор­фо­ло­ги­че­ский кри­те­рий, так как:

А) су­ще­ству­ют виды-двой­ни­ки Б) виды раз­де­ле­ны на по­пу­ля­ции
В) виды между собой скре­щи­ва­ют­ся Г) близ­кие виды могут за­ни­мать раз­ные аре­а­лы


5. Най­ди­те на­зва­ние кри­те­рия вида в ука­зан­ном пе­реч­не:

А) ци­то­ло­ги­че­ский Б) ги­бри­до­ло­ги­че­ский В) ге­не­ти­че­ский Г) по­пу­ля­ци­он­ный


6. Ука­жи­те по­ло­же­ние, от­ра­жа­ю­щее ге­не­ти­че­ский кри­те­рий вида:

А) вид диф­фе­рен­ци­ро­ван в про­стран­стве

Б) особи вида имеют оди­на­ко­вый набор хро­мо­сом
В) особи вида ха­рак­те­ри­зу­ют­ся сход­ны­ми внеш­ни­ми при­зна­ка­ми
Г) особи раз­ных видов скре­щи­ва­ют­ся между собой


7. Ге­не­ти­че­ско­му кри­те­рию вида со­от­вет­ству­ет утвер­жде­ние:

А) опе­ре­ние самки и самца утки кряк­вы раз­лич­но

Б) не­рест по­пу­ля­ций фо­ре­ли про­ис­хо­дит в раз­ное время
В) лютик едкий и лютик пол­зу­чий имеют раз­ные аре­а­лы
Г) виды-двой­ни­ки ма­ля­рий­но­го ко­ма­ра имеют раз­ные ка­ри­о­ти­пы


8. Со­во­куп­ность фак­то­ров внеш­ней среды, в ко­то­рой оби­та­ет вид, - это кри­те­рий вида:

А) эко­ло­ги­че­ский Б) ге­не­ти­че­ский В) фи­зио­ло­ги­че­ский Г) мор­фо­ло­ги­че­ский


9. Мор­фо­ло­ги­че­ский кри­те­рий вида ха­рак­те­ри­зу­ет­ся:

А) по­ло­же­ни­ем вида в био­гео­це­но­зе Б) со­от­но­ше­ни­ем числа по­пу­ля­ций внут­ри вида
В) со­во­куп­но­стью внеш­них и внут­рен­них при­зна­ков осо­бей Г) по­ло­же­ни­ем вида в си­сте­ме ор­га­ни­че­ско­го мира


10. Со­во­куп­ность внеш­них при­зна­ков осо­бей от­но­сят к кри­те­рию вида:

А) гео­гра­фи­че­ско­му Б) ге­не­ти­че­ско­му В) мор­фо­ло­ги­че­ско­му Г) эко­ло­ги­че­ско­му


11. По мор­фо­ло­ги­че­ско­му кри­те­рию птицы от­ли­ча­ют­ся от дру­гих хор­до­вых:

А) хро­мо­сом­ным на­бо­ром Б) пе­рье­вым по­кро­вом

В) спо­соб­но­стью к по­ле­ту Г) ин­тен­сив­ным об­ме­ном ве­ществ


12. При рас­по­зна­ва­нии видов-двой­ни­ков учи­ты­ва­ет­ся глав­ным об­ра­зом кри­те­рий:

А) ге­не­ти­че­ский Б) гео­гра­фи­че­ский В) мор­фо­ло­ги­че­ский Г) фи­зио­ло­ги­че­ский


13. По ка­ко­му мор­фо­ло­ги­че­ско­му при­зна­ку можно от­ли­чить мле­ко­пи­та­ю­щих от дру­гих по­зво­ноч­ных жи­вот­ных:

А) пя­ти­па­лая ко­неч­ность Б) во­ло­ся­ной по­кров В) на­ли­чие хво­ста Г) глаза, при­кры­тые ве­ка­ми


14. По­че­му нель­зя опре­де­лить вид толь­ко по ге­не­ти­че­ско­му кри­те­рию:

А) аре­а­лы раз­ных видов сов­па­да­ют Б) набор хро­мо­сом у раз­ных видов может сов­па­дать
В) раз­ные виды оби­та­ют в сход­ных усло­ви­ях Г) особи раз­ных видов сход­ны по стро­е­нию


15. Фи­зио­ло­ги­че­ский кри­те­рий вида про­яв­ля­ет­ся у всех его осо­бей в сход­стве:

А) про­цес­сов жиз­не­де­я­тель­но­сти Б) стро­е­ния и формы хро­мо­сом
В) хи­ми­че­ско­го со­ста­ва Г) внеш­не­го и внут­рен­не­го стро­е­ния


В конце урока учащиеся проводят рефлексию своих действий:

Удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока вопросы?

Помогла ли лабораторная работа установить критерии вида?

Насколько полученные сведения совпадают с вашими прежними представлениями о принадлежности организма к определённому виду?

Какую практическую пользу вы извлекли из данного урока?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!