Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению. Знакомство с буквой Нн»
Тема: Знакомство с буквой Н, н.
Цель: познакомить учащихся с согласными звуками [н], [н`] и способом их обозначения на письме с помощью букв Н, н.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в произношении, узнавании, выделении звуков [н], [н`] в слогах, словах.
Сформировать у учащихся навык слитного чтения слогов с буквой Н.
Коррекционно-развивающие:
Совершенствовать произношение учащихся.
Совершенствовать фонематические процессы.
Совершенствовать грамматическую сторону речи.
Развивать высшие психические функции детей (восприятие, память, внимание, мышление).
Воспитательные:
Воспитывать у детей способность к сотрудничеству, оказанию помощи другим ученикам.
Воспитывать уважительное отношение к труду.
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
3. Постановка учебной задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднений. Открытие нового знания.
5. Физминутка
6. Чтение слогов. Работа по учебнику (стр. 20).
7. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок (стр.20).
8. Дифференцированная работа.
9. Чтение слов предлогами. Составление с ними предложений.
10. Итог занятия (рефлексия).
Ход урока
1. Организационный момент.
Деятельность учителя | Деятельность и ответы учащихся |
Прозвенел для нас звонок. Начинается урок. К нам без опоздания Приходи старание. Помоги нам потрудиться, В школу мы пришли учиться. | Дети рассаживаются за парты, готовятся к занятию. |
2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
2.1. Проверка ранее изученных букв.
Я буду читать вам загадки про буквы, а отгадки – буквы вы будете писать в тетрадях печатным шрифтом. А) Обруч катится легко, Он похож на букву…(О) б) Вот два столбика наискосок, А между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква…(А) в) Я нашёл сучок в лесу, Он похож на букву ... (У) г) Надела буква поясок, Не просто так – наискосок. Один совет ребятам всем: Не путать эту букву с Н…(И) | Дети отгадывают загадки, в тетради записывают буквы печатным шрифтом. |
Записали? Молодцы! Давайте прочитаем эти буквы. | Дети читают буквы - о, а, у, и. |
Какие же звуки обозначают эти буквы? | Эти буквы обозначают звуки - о, а, у, и. |
Молодцы ребята! | |
3. Постановка учебной задачи.
3.1. Введение в тему.
3.2. Работа по учебнику (стр. 21).
Рассмотрите картинку. Кто изображён? | Дети. |
Жила была дружная семья. Однажды дети решили порадовать маму и затеяли уборку. Ната и Никита вытирали окна. А малыши Антон и Данил просто играли и не мешали старшим брату и сестре. Но вдруг они поспорили. Антон утверждал, что имена Ната и Никита начинаются с разных букв, а Данил говорил, что с одной. | Ученики слушают рассказ, смотрят на картинку. |
Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему? | |
4. Построение проекта выхода из затруднений. Открытие нового знания.
4.1. Звукобуквенный анализ слов «Ната» и «Никита» с помощью цветных фишек.
Выделите интонационно 1-ый звук в слове «Ната». - Он гласный или согласный? - Какой это согласный: твёрдый или мягкий? Какую фишку возьмём для обозначения звука? (Аналогично проводится работа с другими звуками – появляется схема слова) | Дети выделяют звук [н]. - Это согласный звук. - Это твердый согласный. Для этого звука возьмем синюю фишку. |
Выделите интонационно 1-ый звук в слове «Никита». - Он гласный или согласный? - Какой это согласный: твёрдый или мягкий? Какую возьмём фишку для обозначения звука? (Аналогично проводится работа с другими звуками – появляется схема слова) | Дети выделяют звук [н`] - Это согласный звук. - Это мягкий звук. Для него возьмем фишку зеленого цвета |
Кто знает, какой буквой обозначаются звуки [н], [н']? | Звуки [н], [н'] обозначаются буквой «Эн» |
К нам на урок пожаловала новая буква, она сегодня именинница. Это буква Нн. | |
4.2. Стихи о букве Нн.
Антон и Данил помирились. Ведь имена Ната и Никита начинаются с одной буквы. Ребята продолжили играть. | |
На что похожа буква? | Буква похожа на кровать и т.д. |
Стихи о букве. Н – натянутая сетка, Сетку держат очень крепко. Приходите к нам во двор, Поиграем в волейбол. Вот с подушками кровать. Но на ней не будем спать. Знает Настя и Арсен, Что кровать та – буква «Н». | |
5. Физминутка
Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели, травушку покушали, Тишину послушали. Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко. Вот мотор включился, пропеллер закрутился, Жжжжж. К облакам поднялись, и шасси убрались, Вот лес - мы тут приготовим парашют, Толчок, прыжок, летим, дружок! Парашюты все раскрылись, дети мягко приземлились. | Энергичные движения плечами. Приседания. Прыжки на месте. Вращательные движения руками перед собой. Поочередное поднимание колен. Покачивания руками, разведенными в разные стороны. Прыжок вверх, руки в стороны. Приседание, руки в стороны. |
6. Чтение слогов. Работа по учебнику (стр. 20).
Вышел ёжик погулять, грибов – ягодок собрать, а за ним ежатки, малые ребятки. «Все сюда, скорей, я шёл и вам буковку нашёл». Какую буковку нашёл ёжик? (Н) | Ежик нашел букву Нн. |
Прибежал задорный О, прочитали дети – НО. Прибежал упрямый У, прочитали дети – НУ. Прибежал весёлый А, прочитали дети – НА. | Дети слушают рифмофки, в конце проговаривают слоги но,ну,на. |
Ребята, а теперь работа в парах – чтение слогов по учебнику. Дети читаю поочереди друг другу слоги. | Дети читают слоги в учебнике на стр. 20. Слоги: |
7. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок (стр.20).
Назовите изображенные предметы | Нос, окно, нитки, банан. |
Про какие слова можно сказать «мой»? | Мой нос, мой банан |
Про какие вещи можно сказать «мои»? | Мои нитки. |
Про что можно сказать «моё»? | Моё окно. |
8. Дифференцированная работа.
8.1. Задания для читающих учеников.
Детям предлагается текст для чтения и вопросы к нему. Огурец и капуста Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на реку Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал на бережку раздеваться - раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками. (Р. Баумволь.) 1. Куда пошли огурец и капуста? 2. Почему так долго раздевалась капуста? 3. Что случилось с огурцом? | 1. Огурец и Капуста пошли купаться на реку. 2. Капуста имеет много одежек листьев. 3. Огурец от холода пупырками покрылся. |
8.2. Задание для нечитающих учеников.
Прочитайте начало и конец предложения, вставьте пропущенные слова. (стр. 21) Составьте любое предложение по картинке. | Ната (вытирала) окно. Антон (не вытирал) окно. Ната моет окно чистой водой, которую она налила в таз. |
9. Чтение слов предлогами. Составление с ними предложений.
Ребята прочитайте слова под картинками. (Читают по очереди.) | Дети читают: - у окна, на окно, к окну, в окно, с окна, от окна. |
Давайте составим с этими сочетаниями предложения. (Дети предлагают свои варианты.) | |
10. Итог занятия (рефлексия).
- С какой буквой познакомились? - Какие звуки обозначает буква Н? Ребята, наш урок подошел к концу. Расскажите мне. Что сегодня на уроке: Я узнал … Я запомнил … Я научился … Я удивился … | |