СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике 9 класс "закон всемирного тяготения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием ИКТ-слайдов, выполнение экспериментальной задачи по измерению массы Земли.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике 9 класс "закон всемирного тяготения"»

Урок №20 физика 9 класс дата 13.11

Тема. Закон всемирного тяготения.

Цели урока:

обучающая: формирование понятия «гравитационные силы»; изучение закона всемирного тяготения, границ его применимости, знакомство с опытным определением гравитационной постоянной; раскрытие понятия «взаимодействие тел» на примере закона всемирного тяготения и ознакомление с областью гравитационных сил;
развивающая: развитие умений анализировать учебный материал: наблюдать, сравнивать, сопоставлять изучаемые явления, факты, делать выводы; развитие умственной деятельности, целостности восприятия и умений анализировать знания;
воспитательная: воспитание познавательного интереса культуры умственного труда и естественно-материалистического мировоззрения.

Планируемые результаты.

Предметные:

Уметь формулировать закон всемирного тяготения; научиться приводить примеры проявления закона тяготения в окружающем мире; изображать направление гравитационных сил; знать связь силы тяжести с массой тела; научиться систематизировать, обобщать и делать выводы о явлении тяготения.

Метапредметные:

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Личностные:

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики .

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: ПК, проектор, мультимедийная доска, ИКТ-слайды, маршрутные листы, динамометры, гири.


Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

Начнем с того, что мы уже знаем. Вспомним и ответим на следующие вопросы:

1. Что называется свободным падением тела?
2. Что такое ускорение свободного падения?
3. Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик?
4. Кто первым пришел к выводу о том, что свободное падение является равноускоренным движением?
5. Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема.
6. С каким ускорением движется подброшенное вверх тело при отсутствии сопротивления воздуха?

3.Мотивация учебной деятельности. Объявление темы целей урока
Из истории физики. Сопровождение ИКТ-слайдами.






Датский астроном Тихо Браге (1546-1601),





долгие годы наблюдавший за движением планет, накопил огромное количество интересных данных, но не сумел их обработать, перед смертью передал их своему ученику Иоганну Кеплеру.



Иоганн Кеплер (1571-1630), используя идею Коперника о гелиоцентрической системе и результаты наблюдений Тихо Браге установил законы движения планет вокруг Солнца, однако не смог объяснить динамику этого движения. Почему планеты обращаются вокруг солнца именно по таким законам?

После открытия Коперником гелиоцентрической системы мира начались поиски закономерностей, которым подчиняется движение планет вокруг Солнца.






4. Основная часть. Изучение нового материала
Закон всемирного тяготения был установлен И. Ньютоном







путем обобщения результатов, получе6нных известными астрономами. Важную роль сыграли закономерности движения планет, обнаруженные немецким астрономом И. Кеплером (1571–1630) в результате обработки астрономических наблюдений и информации датского астронома Тихо Браге. Почему планеты обращаются вокруг солнца именно по таким законам? На этот вопрос сумел ответить И. Ньютон, используя законы движения, установленные Кеплером, и общие законы динамики.
Исаак Ньютон открыл этот закон в возрасте 23 лет, но целые 9 лет не публиковал его, так как имевшиеся тогда неверные данные о расстоянии между Землей и Луной не подтверждали его идею.

В 1667 г. И. Ньютон высказал предположение, что вообще между всеми телами действуют силы притяжения. Теперь их называют силами всемирного тяготения или гравитационными силами.


Выполнить задания, используя учебник, сформулировать вывод согласно заданию (5 минут ). Отвечает эксперт от группы.

Работа в группах по маршрутным листам.

1 группа. Задание: роль масс притягивающихся тел.

2 группа. Задание: роль расстояния между телами.

3 группа. Задание: сформулировать закон всемирного тяготения.

4 группа. Задание: физический смысл гравитационной постоянной


5. Физкультминутка
 6. Закрепление

Подумай и ответь:

-Как и во сколько раз изменится сила тяготения, если при неизменном расстоянии массы тел возрастут вдвое? (увеличится в 4 раза)

-Как и во сколько раз изменится сила тяготения, если при неизменных массах тел расстояние между ними увеличится в 2 раза? В 3 раза? (уменьшится в 4 раза, в 9 раз).


Выполнить экспериментальное задание 11.1 «Измерение массы Земли» см.стр.51учебника.


7. Подведение итогов. Оценивание.

8. Д/З изучить параграф11, отвечать на вопросы стр.51 устно, решить11.1,11.2.

9.Рефлексия


Сегодня я узнал…

Я научился …

Я смог…







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!