СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии "Атмосферные осадки" (6 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии "Атмосферные осадки" (6 класс)»

Урок № 19

Тема. Атмосферные осадки

Цели: Сформировать представление о видах осадков. Научить анализировать и чертить столбиковые диаграммы выпадения осадков. Содействовать формированию знаний о развитии процессов и явлений в атмосфере. развитие практических навыков определять влажность воздуха; развитие пространственного картографического мышления,  внимания, памяти; формирование умений работы с картой, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом; формирование познавательного интереса в форме сотрудничества, атмосферы влеченности и ощущения успешности; содействие пониманию важности наблюдений за влажностью воздуха и облачностью для составления прогноза погоды.

Планируемые результаты:

личностные: умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

предметные: выявить зависимость между изменением температуры воздуха и влажностью; решать задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных.

метапредметные:

познавательные: умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты; развитие интеллектуальных способностей.

регулятивные: умение работать с учебником и картой;

коммуникативные: делать самостоятельный анализ, умение слушать другого, работать в паре и команде;

Оборудование: физическая карта полушарий, глобус, контурные карты, учебник «География 5-6 класс» авт. Алексеев, Николина- М.: «Просвещение», 2014 г; атласы «Физическая география.» 6-й класс, контурные карты, презентация к уроку, раздаточный материал.

Тип: урок изучения нового материала (урока усвоения новых знаний): 

Формы работы учащихся:

- коллективная во время рассказа учителя;

- индивидуальная при работе: с картами атласа, при анализе схем и рисунков;

- парная при закрепление знаний.

Современные образовательные технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые.

Методы: репродуктивный (беседа); частично-поисковый (работа по карте); поисковая работа с учебником, фронтальный опрос.


Ход урока.

  1. Организационный этап.

Учащиеся стоят около парт. Учитель здоровается и сажает за парты.

Здравствуйте, ребята!

А как вы настроены на сегодняшний урок?

А чтобы быть еще более успешными на сегодняшнем уроке предлагаю вам воспользоваться древней китайской мудростью:

СЛАЙД 1(Эпиграф)

Не бойся, что не знаешь - бойся, что не научишься!

Китайская мудрость


  1. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа со слабоуспевающими.

СЛАЙД 2

Выполните задания

1. Объясните, что происходит с водой в атмосфере.

2. Выберите правильные утверждения:

1. Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара может в нём содержаться.

2. Степень насыщенности водяным паром показывает абсолютная влажность воздуха.

3. Прибор для измерения влажности называется гигрометром.

4. Самое большое количество осадков выпадает в Черрапунджи.

5. Определение влажности воздуха имеет значение не только для определения погоды, но и для проведения технических мероприятий, при хранении музейных экспонатов (книг, картин), лечении многих болезней, орошении полей.

6. Количество осадков на земной поверхности называется облачностью.

3. Для чего человеку нужны знания об относительной и абсолютной влажности? А где вам могут понадобиться эти знания


СЛАЙД 3

Прием «Привлекательная цель»

Посмотрите в окно на небо, вы видите облака. Многие из вас любят смотреть на них. Облака нередко при нимают причудливую форму. Вот, например, какие ассоциации вызвали облака у русского поэта Н. С. Гумилёва:

Ветер гонит кучу дыма,

Словно грузного коня.

А какие мысли возникают у вас, когда вы смотрите на облака? Затем учащиеся читают в учебнике, что такое облака и как они образуются.

В конечном итоге учащиеся должны выйти на тему урока «Влажность воздуха».

СЛАЙД 4

Вы молодцы, правильно определили тему урока.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока.

Целеполагание. СЛАЙД 5

- Какая же задача стоит перед нами на этот урок?

Выяснить, что такое…

Научится…

Но я хочу отметить, что мы с вами будем не только усердно трудиться, но и отдыхать, т.к. целый урок мы будем путешествовать по земному шару. И нам понадобятся учебники (ст. ), страницы атласов.


  1. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Что происходит с водой в атмосфере?

СЛАЙД 6

  1. Виды облаков.

Облака имеют разную форму и свойства. Наиболее распространены перистые, кучевые и слоистые облака. Кроме этих трёх основных форм облаков, различают комбинированные формы: перисто-слоистые, перисто-кучевые, слоисто-дождевые и т. д. Учащиеся вместе с учителем анализируют рис. 99 учебника и делают вывод, что главная причина образования облаков — охлаждение воздуха, насыщенного водяным паром. Облака — источники осадков на Земле.

Затем учащиеся выясняют, что такое облачность. Она выполняет роль одеяла Земли, ослабляя нагревание её поверхности днём и препятствуя понижению температуры ночью. Больше всего облачных дней в полярных областях и на экваторе, а меньше всего — над пустынями.

Облачность определяют на глаз, в баллах. Если облачность 0 баллов — небо безоблачно, если 5 баллов — облаками закрыто полнеба, если 10 баллов — небо полностью закрыто облаками.


Задачи. Используя текст учебника и рисунок «Облака», охарактеризуйте различные виды облаков. Результаты запишите в таблицу*.

Название Высота образования Внешний вид (рис.) Какие осадки приносят Какую погоду предвещают
Облака - скопление в атмосфере мелких капель воды или ледяных кристаллов.

Специалисты насчитывают более 10 видов облаков. Наиболее часто встречаются такие:

  • перистые - тонкие, легкие, похожие на перья птицы, размещаются на высоте от 6 до 12 км;

  • слоистые - покрывают небо плотной пеленой, несколькими слоями, размещаются на высоте от 200 до 1000 м;

  • кучевые - массивные, похожи на куски ваты, располагаются на высоте от 2000 до 3000 м. Значительная часть поверхности земного шара в течение почти всего года покрыта облаками. Боль­ше всего облачных дней бывает в полярном поясе и над экватором, меньше всего - над засушливыми районами и пустынями.

Облачность - степень покрытия неба облаками.

Определяется облачность на глаз в баллах от 0 (ясное небо) до 10 (полная облачность).


2. Атмосферные осадки и их роль в жизни людей. (Метод «цветных шляп»)

СЛАЙД 7

Атмосферные осадки — это вода в жидком или твёрдом состоянии, которая выпадает из облаков или выделяется из воздуха на земную поверхность.

В учебнике учащиеся читают, что такое атмосферные осадки, в каких единицах они измеряются. Они уже имеют представление о разных видах осадков, и задача учителя состоит в их систематизации по признакам: выпадающие из облаков, выделяющиеся из воздуха, насыщенного паром. Учитель предлагает сгруппировать осадки и записать в тетрадь собственную классификацию видов осадков в зависимости от сезона года (осадки тёплого времени года, осадки холодного времени года); в зависимости от того, в каком виде — твёрдом или жидком — они выпадают.

У нас в России есть такие осадки

Морось- жидкие осадки, выпадающие обычно из слоистых облаков; состоит из очень мелких капель. которые не дают кругов на воде и не ощутимы на лице как отдельные капли. Они падают с малой скоростью ,что кажутся висящими в воздухе.

Снег- твердые осадки, выпадают в виде ледяных кристаллов. в холодное время года.

Град- твердые ледяные частицы круглой формы диаметром 15-20 см. ,выпадает в теплое время года из кучево-дождевых облаков.

Крупа -твердые осадки в виде частичек неправильной (в отличие от снежинок) формы, снегоподобных или ледяных (снежная или ледяная крупа)

Роса капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара в воздухе в результате понижения температуры с наступлением ночи.

Иней -тонкий слой ледяных кристаллов. осаждающийся из водяного пара атмосферы на охлажденной поверхности почвы ,травы., предметов.Обычно образуется в ясные тихие ночи осенью или весной.

Изморось-отложение льда в виде кристалликов на ветвях деревьев, проводах, возникающие при тумане, обычно в тихую морозную погоду.

Гололед-отложение плотного слоя льда на ветвях, проводах столбах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана. Образуется при температуре от 0 до -30 С вблизи земной поверхности .Не путайте с гололедицей (скользкой дорогой)

Параграф и задание к нему обязательно для всех, сообщение по желанию

Для составления кластера используйте учебный материал и материал учебника с

3. Количество осадков измеряют с помощью осадкомера, высоту снежного покрова — с помощью снегомерной рейки.

СЛАЙД 8

Затем учащиеся по карте определяют те места в России, в мире, где выпадает наибольшее количество осадков и где их выпадает очень мало, анализируют рис. 100.

В заключение урока учитель подводит итоги и делает обобщение, что количество выпадающих осадков зависит от географического положения местности и от её положения относительно морей и океанов. Затем учащиеся выясняют, какое количество осадков выпадает в их местности.

Он похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки, например снег, в сторону. При определении количества осадков из осадкомера выливают воду в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в мм. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и в 19 часов вечера. Количество осадков за сутки определяют путем складывания результатов двух измерений. Так же можно сосчитать количество осадков за месяц или за год.

На нашей планете осадки выпадают неодинаково. Как же узнать, сколько осадков выпадает в разных уголках Земли? Откройте учебники на стр. 164. Познакомьтесь с таблицей годового количества осадков для города Владивостока. 


СЛАЙД 9

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА)

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)

Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)


  1. Первичная проверка понимания

СЛАЙД 10

Определите:

а) количество осадков, выпадающих за год;

б) месяц, за который выпадает самое большое количество осадков;

в) месяц с самым маленьким количеством осадков.

Сейчас и мы научимся чертить столбиковые диаграммы годового количества осадков.

1) Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нижнем углу.

2) По вертикальной оси откладываем количество осадков в мм.

3) По горизонтальной оси – месяцы, начиная с января (масштаб – в 1 см 1 месяц).

4) Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствует количеству осадков за этот месяц.

5) Чертим столбик шириной в 1 см, высотой – в соответственное количество осадков и замыкаем столбик отрезком.

Таблица данных:     (слайд 17)

январь        10 мм          февраль   15 мм          март      5 мм          апрель   10 мм

май            15 мм          июнь        25 мм          июль     30 мм          август   40 мм

сентябрь  60 мм          октябрь  65 мм          ноябрь  50 мм          декабрь  30 мм

Покажите, какие диаграммы у вас получились.

Какие причины могут влиять на количество осадков? Прежде всего, ветры, преобладающие над данными территориями. Итак, какие ветры приносят осадки? Ветры дующие с океана или ветры дующие с моря?

Вывод: осадки приносят ветры, дующие с океана.

Я думаю, что вы запомнили, какие бывают осадки, научились анализировать и чертить диаграммы выпадения осадков. Давайте проверим.


  1. Первичное закрепление.

СЛАЙД 11


Дайте ответы на вопросы.

- Назовите виды осадков.

- На какие группы их можно разделить?

- Какого размера должна быть дождевая капля, чтобы упасть на землю?

- Каким прибором можно измерить количество осадков?

- Что можно узнать, проанализировав столбиковую диаграмму годового количества осадков?

В конце нашего урока мы узнаемо необычных и феноменальных видах осадков. (презентация №2 «Необычные осадки»)

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выставление оценок за работу на уроке.

СЛАЙД 12

      1. Параграф 44, изучить

      2. Выполнить задание 1, 2, 4 стр.50 письменно

      3. Приготовить сообщения про один из видов облаков или осадков.


  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

СЛАЙД 13

Памятки

Настал черед подвести итог урока, в этом вам поможет памятка. (На стадии рефлексии урока для формирования монологических ответов и самооценивания учащихся целесообразно использование памятки):

  • Мне больше всего удалось ...

  • Я могу себя похвалить за…

  • Я могу похвалить одноклассников за...

  • Меня удивило…

  • Для меня было открытием то, что ...

  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…

  • На будущее я учту…

  • « Моё настроение …


СЛАЙД 14

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!