СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии " Наши моря" 8класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль этого урока велика в формировании диалектико-материалистического мировоззрения, в осознании закономерностей взаимосвязей природы и преобразующей силы человеческой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии " Наши моря" 8класс.»






Схема конспекта урока географии




1. Штин Алла Марленовна

2. География

3. 8 класс

4. Тема урока : Наши моря

5. Краткое описание идеи занятия – Изучением наших российских морей заканчивается физико-географическая подготовка школьников. Основа знаний о морях закладывается в начальном курсе физической географии (6 класс). Полученные знания затем развиваются и углубляются в курсе географии материков и океанов (7 класс) и, наконец, в курсе географии России (8 класс). Роль этого урока велика в формировании диалектико-материалистического мировоззрения, в осознании закономерностей взаимосвязей природы и преобразующей силы человеческой деятельности. На этом уроке хорошо прослеживать взаимодействие природы и общества. На уроке межпредметные связи прослеживаются со многими предметами: биология «промысловое значение рыб»; физика «давление жидкости и газов», «удельная теплоемкость», «теплопроводимость», «скорость», «движение волн». Цель привлечения этих знаний для более полного раскрытия проблемы рационального использования природных богатств морей нашей страны.

6. Цели урока для учащихся:

- в результате занятия учащиеся смогут назвать признаки, характеризующие моря трех океанов, омывающих берега России, перечислить острова, полуострова, заливы, проливы, моря у берегов России. Приводить примеры внутренних и окраинных, мелководных и глубоководных, свои ответы аргументировать.

- продолжить формирование умения и навыков самостоятельно работать с текстом, делать выводы, сравнивать, сопоставлять моря по рыбопродуктивности, определять круг проблем по охране морей от загрязнения.

7. Цели урока для учителя - Формировать знания о природных условиях и ресурсах морей, омывающих Россию. Научить выявлять причинно-следственные природные связи при характеристике происхождения морских котловин, рельефа дна, солености, климата морей и ресурсов. Воспитывать интерес к проблемам изучения и освоения природных богатств Мирового океана. Способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные теоретические знания по географии, физике и биологии в новых условиях при решении поисковых задач.

8. Ресурсы:

Презентация мультимедийная:

  • Репродукция картины «Девятый вал».

  • Тема урока: Наши моря.

  • Цели урока.

  • Самопроверка по заполнению таблицы на установление соответствий понятий и определений.

  • Ресурсы морей.

  • Схема конспекта.

Раздаточный материал:

  • Таблица на установление соответствий (на каждую парту) 14 экземпляров.

  • Текст с пропусками в предложениях:

а. Характеристика морей Северного Ледовитого океана (2 экземпляра).

б. Характеристика морей Тихого океана (2 экземпляра).

в. Характеристика морей Атлантического океана (2 экземпляра).

  • Тест итоговый. 14 экземпляров, т.к. два варианта.

Учебник: факты стр. 110;

цели урока стр. 110;









Ход занятия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент.

Мотивация.

Психологическая настройка детей. Использование художественных произведений. Поэтический образ моря и репродукция картины «Девятый вал».

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь гордою красою…

Показ. Слайд №1. Картина «Девятый вал».


Слушают, восхищаются.

Психологическая настройка детей.

Вступление. Наши знания о природных условиях и Г. П. России были бы неполными без рассмотрения морей, омывающих берега России.


- Поэтому, какова тема урока?

Показ. Слайд №2.

Тема урока: «Наши моря».

Обобщение и вывод учащихся.




«Наши моря»

тему урока записывают в тетрадь.

В настоящее время моря всё больше вовлекаются в производственную деятельность людей. С морями связаны важные и трудные проблемы рационального использования и охраны природы.

- Ребята, давайте сформулируем цели, задачи, вопросы на которые мы должны сегодня ответить.

Открыли учебник стр. 110. Краткое содержание параграфа.

Предполагаемые цели урока (ответы учащихся).

  1. Отличается ли море от океана.

  2. Какова особенность наших морей?

  3. Что дают моря и люди друг другу?

Работа с учебником стр.110.

Краткое содержание параграфа.

Цели.

Показ. Слайд №3.

Цели урока:

  1. Объяснить особенности морей, омывающих территорию России.

  2. Рассмотреть природные ресурсы морей и их использование человеком.

  3. Экологические проблемы Российских морей.


Аналитическая деятельность.

Учащиеся представляют свои варианты.

Читают, проговаривают цели урока.

Сравнивают с учебником.

Новый материал.

  1. Вступление. У морей можно выделить и общие признаки, объединяющие их в Мировой океан, и единичные, характерные для каждого моря. Давайте вспомним эти понятия.


На столах лежат тесты (таблицы), которые предусматривают установление соответствий между определением и названием (термином).

Проверка уровня сформированных ранее знаний и степени овладения ими (способ сравнения и сопоставления).

Ученики вспоминают название этих определений и записывают в таблицу. Проговаривают и отмечают признаки (+), высказывают своё мнение по этому вопросу.

В конце работы надо сделать вывод, который подводит к решению первой цели урока.

Показ. Слайд №4.

Вывод учащиеся записывают в тетрадь.

Самопроверка по слайду и жёлтому прямоугольнику.



Определение

Название. Термин. Понятие.

только к морю

только к океану

и к морю и океану

  1. Моря, не значительно вдающиеся в сушу и имеющие широкую связь с океаном.

окраинное море

+



  1. Море, глубоко вдающиеся в сушу, соединяющиеся с океаном, проливом.

внутреннее море

+



  1. Единица измерения солености.

промилле



+

  1. Движение воды в морях и океанах под действием господствующих ветров.


течение




+

  1. Узкая полоса воды, соединяющая океаны, моря и разделяющие участки суши.


пролив




+

  1. Самая глубокая впадина - 11022 м.

Марианская


+


  1. Самое солёное море - 42%.

Красное

+



Вывод: Моря – это части океанов. Моря отличаются от океанов: 1.свойствами воды; 2.глубинами.

Работа по физической карте России, стр.262-263 или по атласу.

Карта рассматривается как объект изучения и как источник знаний. На этом этапе урока учитель отслеживает уровень картографической подготовки учащихся.


Фронтальный опрос.

Умение работать с картой (чтение, сопоставление, анализ, владение навыками извлечения информации из карт). Практическая направленность, картографическая грамотность нужны современному человеку не менее чем компьютерная.

- Откройте физическую карту России, стр. 262-263 учебника. Она поможет многое узнать о наших морях.

Вопрос.

  1. К каким океанам относятся моря омывающие Россию?




Предполагаемый ответ учащихся:

  1. К Северному Ледовитому, Тихому и Атлантическому океанам.

  1. Назовите и покажите моря Северного ледовитого океана и их количество.

2. Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Количество 6.

  1. Назовите и покажите моря Тихого океана и их количество.

3. Берингово, Охотское, Японское.

Количество 3.

  1. Назовите и покажите моря Атлантического океана и их количество.

4. Чёрное, Азовское, Балтийское.

Количество 3.

  1. Теперь понятно, почему Россию называют морской державой. Сколько морей омывают границы России?

5. Ответ базового уровня: 12 морей омывают границы России.

Ответ для углубленного изучения: 12 морей+1 озеро-море (Каспийское).

  1. Назовите и покажите четыре внутренних моря России.

6. Белое, Балтийское, Чёрное и Азовское.

  1. Каких морей больше в России: мелководных или глубоководных? (базовый уровень).

7. Мелководных.

    1. Каких морей больше в России: мелководных или глубоководных? Почему? (для углубленного изучения).

    1. Мелководных, т.к. у морей Северного Ледовитого океана большой шельф, а их больше всего по количеству – шесть.

    1. По карте, по фоновой окраске, определите, каких морей в России больше: мелководных или глубоководных?

7.2. Мелководных, фоновая окраска светлая.

Работа со стратегическим материалом, стр. 257 таблица 5.


Учитель использует как средство для конкретизации абсолютных величин.

Познавательная активность учащихся и самостоятельность в оценке географических фактов, знакомит с приёмами научного познания и анализом.

Пользуясь таблицей 5, стр. 257 ответьте.

Вопрос:

  1. Самое большое море по площади среди морей омывающих Россию?

  2. Самое глубокое море России?

  3. Самое мелкое море, омывающее Россию?


Предполагаемый ответ:

  1. Берингово – 2315 тыс. км2.


  1. Берингово, максимальная глубина 5500 м.

  2. Азовское, максимальная глубина 15 м.

Вопросы по карте на ассоциацию.

Лучшее усвоение, особенно в классах коррекции.

Вопрос по карте на знание морей, способы ассоциации.

Вопрос:

  1. Какие моря, омывающие берега России, получили название от имени их исследователя?

  2. Какие моря, омывающие берега России, получили название по особенностям географического положения?



Ответ:

  1. Баренцево, Лаптевых, Берингово.



  1. Восточно-Сибирское, Японское, Чукотское.

Работа в группах.


Класс делится на три группы по рядам, по количеству принадлежности морей России к океаническим бассейнам. И каждая группа делится на две подгруппы, чтобы изменить пошагово равномерный ритм в эстафету.





Группам предлагается алгоритм работы. Читая параграф, закончить предложение по характеристике морей. Текст дан.

Изменить статус исполнителя у доски от сугубо личного до делегата команды.

Бригадный способ учебной работы – средство развивающего обучения.

Учащиеся используют приём рецензирования учебника. Этот вид работы позволяет совершенствовать мыслительную деятельность.

Частично используется словарная работа с текстом для формирования основных понятий изучаемого материала.

Характеристика морей Северного Ледовитого океана.

1 группа и две подгруппы. Количество – 2 экземпляра.

  1. Все моря окраинные, кроме Белого моря (1).

  2. Все моря расположены на шельфе, поэтому они мелководны (2).

  3. В моря впадают крупные реки: - Печёра (3).

- Обь (3).

- Лена (3).

4. Климат морей суровый (4.1), не замерзает только часть какого моря? Баренцева (4.2), благодаря поступлению тёплых вод какого течения? Северо-Атлантического (4.3).

5. Какова солёность морей Серного Ледовитого океана? Низкая (5).

6. Лёд в Северном Ледовитом океане движется под действием ветров и течений по часовой стрелке, т.е. дрейфует (6).

7. Льды сталкиваются, образуя нагромождение льда – торосы (7).


Характеристика морей Тихого океана.

(стр. 112, 4 абзац и карта). Количество – 2 экземпляра.

  1. Все моря Тихого океана окраинные (1).

  2. Моря бассейна Тихого океана расположены в области границы литосферных плит, поэтому по глубине все они глубокие, 3-4 тыс. м (2).

  3. Самая глубокая впадина – 9717 м – Курило – Камчатская (3).

  4. Моря окраинные и отделяются от океана цепочкой островов, например, Охотское море отделено островами Курильскими (4).

  5. Остров Сахалин от материка отделён Татарским проливом (5).


Характеристика морей Атлантического океана.

  1. Все моря Атлантического океана по положению – внутренние (1).

  2. Через какой пролив соединяется Азовское море с Чёрным? Керченский пролив (2).

  3. Чёрное море расположено в тектонической впадине, поэтому оно глубоководное (3).

  4. Какое море самое мелководное в России? Азовское (4).

  5. Какое море самое тёплое в России? Чёрное (5).

Подведение итогов. Учитель использует метод нескольких попыток.

Метод нескольких попыток носит обучающий характер, активизирует подвижность учащихся.

Переходим к последнему вопросу нашего урока.

- Что дают моря и люди друг другу?


Показ. Слайд №5.

стр. 17, учебник Баринова.

Возможно к ответу привлечь учащихся, пусть активизируется их мыслительная деятельность.

Решение по возможности проводится на исследовательском уровне, при затруднениях, нерешительности класса перехожу на частично-поисковой уровень.

Учащиеся высказывают своё мнение, аргументируют.

Вопрос. Каковы ресурсы наших морей?

Оценку природных ресурсов отрабатывали неоднократно, поэтому есть реальная возможность выйти на самостоятельную деятельность учащихся.

Опираясь на схему, выявляем ресурсы (действие1). Далее оцениваем каждый вид их, богаты, бедны (действие 2).

- Как ресурс используется?

Интенсивно или нет, или вообще не используются (действие 3).

Дадим рекомендации вместе с учащимися по дальнейшему использованию и охране (действие 4).



Рассказ учителя: Азовское море – уникальный рыбохозяйственный водоём, не имеющий равного себе по рыбопродуктивности; 70-80 кг ценной рыбы с 1 га, что в 25 раз больше, чем в Чёрном море.

После рассказа проблемный вопрос. Чем объясняется высокая продуктивность Азовского моря?

- Вспомните, какова соленость вод в бассейне Азовского моря? Какая связь существует между соленостью и продуктивностью моря?



- Какие реки впадают в Азовское море? Как они могут влиять на рыбопродуктивность моря?



Разбирается вопрос об охране Азовского моря и пути решения проблемы.

При изучении проблем рационального использования, охраны и преобразования Азовского моря, можно предусмотреть следующую познавательную деятельность школьников.






В случае затруднения, учащимся можно предложить наводящие вопросы.

Обучение учащихся установлению причинно-следственных связей между хозяйственной деятельностью человека и последствиями, ею вызываемыми, при изучении морей.

Предполагаемый ответ:

Высокая продуктивность Азовского моря определяется низкой соленостью вод, наличием больших нерестовых площадей в низовьях Дона и Кубани.

Учащимся необходимо выполнить следующие действия: найти условие и требования вопроса; вспомнить, что знаете об этом объекте (Азовское море); какие причинно следственные связи его объясняют; сопоставить ранее полученные знания и новую информацию из рассказа учителя; выявить на основании сопоставления противоречия.


Рассказ учителя: В связи со снижением поступления речного стока в Азовское море и ростом загрязнённости создалась реальная угроза экосистеме моря. Подумайте, к каким изменениям может привести дальнейшее загрязнение вод Азовского моря и рост водопотребления предприятиями чёрной металлургии, химической промышленности. Свой ответ обоснуйте!

Солёность вод Азовского моря равна 10-12%. Такая соленость сформировалась в условиях ограниченного водообмена с Чёрным морем через Керченский пролив. Рост потребления воды приводит к снижению поступления в море пресного речного стока. В результате роста соленость Азовского моря развиваются процессы угнетения местной фауны черноморскими видами, снизилась рыбопродуктивность моря. Таким образом, решение проблемы требует:

  1. Ограничения водопотребления в целях сохранения притока пресных речных води улучшения их качества.

  2. Необходимо свести до минимума усиленное поступление солёной воды из Чёрного моря в Азовское.

Рефлексия.

Схема-конспект.


Показ. Слайд №6.


стр. 112, учебник Назарова (отсканировать).



Что нового вы узнали?

Повлиял ли материал, изложенный на уроке на ваше представление о морях?

Воспроизведение конспекта по блокам (закрепление).

Метод нескольких попыток.

Попытка последняя, итоговая. Письменно три вопроса, указать цифру, предусматривает установление соответствий.

Вопросы (напечатаны, лежат на партах).

  1. Что означает цифра 3 справа?

  2. Что означает цифра 6 сверху?

  3. Моря платформ, как правило, какие?

  4. Северный морской путь проходит по морям, каких океанов?

  5. Азовское море соединяется Керченским проливом с Каспийским морем.

  6. К западу от Карского моря находится Восточно-Сибирское.


Ответы: а) моря Северного Ледовитого океана;

б) моря Атлантического океана;

в) моря Тихого океана;

г) мелководны;

д) глубоководны;

е) да;

ж) нет.



Домашнее задание. Параграф 26 учебника, на контурной карте напишите номенклатуру, указанную в первом вопросе стр. 114 учебника. Выполните письменный блок «Это я могу», вопрос №8 и вопрос №9. Творческое задание для интересующихся из блока «Это мне интересно» вопрос №10 (по желанию).





Приложение №1.


Определение

Название. Термин. Понятие.

только к морю

только к океану

и к морю и океану

  1. Моря, не значительно вдающиеся в сушу и имеющие широкую связь с океаном.

окраинное море




  1. Море, глубоко вдающиеся в сушу, соединяющиеся с океаном, проливом.

внутреннее море




  1. Единица измерения солености.

промилле




  1. Движение воды в морях и океанах под действием господствующих ветров.


течение





  1. Узкая полоса воды, соединяющая океаны, моря и разделяющие участки суши.


пролив





  1. Самая глубокая впадина - 11022 м.

Марианская




  1. Самое солёное море - 42%.

Красное




Вывод: Моря – это части... Моря отличаются от океанов: 1…; 2….

Приложение №2.

Характеристика морей Северного Ледовитого океана.

1 группа и две подгруппы. Количество – 2 экземпляра.


  1. Все моря окраинные, кроме … (1).

  2. Все моря расположены на шельфе, поэтому они … (2).

  3. В моря впадают крупные реки: - … (3).

- … (3).

- … (3).

4. Климат морей … (4.1), не замерзает только часть какого моря? … (4.2), благодаря поступлению тёплых вод какого течения? … (4.3).

5. Какова солёность морей Серного Ледовитого океана? … (5).

6. Лёд в Северном Ледовитом океане движется под действием ветров и течений по часовой стрелке, т.е. … (6).

7. Льды сталкиваются, образуя нагромождение льда – … (7).



Приложение №3.

Характеристика морей Тихого океана.

(стр. 112, 4 абзац и карта). Количество – 2 экземпляра.


  1. Все моря Тихого океана … (1).

  2. Моря бассейна Тихого океана расположены в области границы литосферных плит, поэтому по глубине все они … (2).

  3. Самая глубокая впадина – 9717 м – … (3).

  4. Моря окраинные и отделяются от океана цепочкой островов, например, Охотское море отделено островами … (4).

  5. Остров Сахалин от материка отделён … (5).

Приложение №4.

Характеристика морей Атлантического океана.

  1. Все моря Атлантического океана по положению – … (1).

  2. Через какой пролив соединяется Азовское море с Чёрным? … (2).

  3. Чёрное море расположено в тектонической впадине, поэтому оно … (3).

  4. Какое море самое мелководное в России? … (4).

  5. Какое море самое тёплое в России? … (5).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей