Тема урока: «Внутреннее строение Земли»
Цели:
Образовательные:
Сформировать у учащихся знания о внутреннем строении Земли, о горных породах и минералах слагающих земную кору;
Дать представления о земной коре.
Развивающие:
Продолжить развитие умений устанавливать с уже изученным материалом, выделять основное, систематизировать и обобщать учебный материал.
Воспитательные:
Воспитание ответственного отношения к себе, стремления к творческой, познавательной деятельности.
Тип: изучение нового материала
Вид: проблемно-исследовательский
Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристической беседы, с использованием мультимедийной техники, проектной деятельности, групповой работы, тестовых заданий.
Задачи:
Задачи обучения.
-
Сформировать знания о внутреннем строении Земли, о горных породах и минералах слагающих земную кору.
-
Расширить знания о внутренних оболочках Земли.
-
Продолжить формировать умения работать с текстом учебника.
-
Продолжить ознакомление с особенностями процесса научного познания, этапами и методами исследовательской деятельности.
Задачи развития.
-
Совершенствовать умение работать с учебными материалами, выделять необходимое и главное, сравнивать и анализировать.
-
Развивать умения формулировать проблему, определять тему и цель, осуществлять сбор, обработку и интерпретацию данных, доказательно излагать свои выводы.
-
Развивать интерес к предмету и процессу познания.
Задачи воспитания.
-
Приумножать знания о внутреннем строении Земли, о горных породах и минералах слагающих земную кору.
-
Формировать географическую картину мира.
-
Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
-
Воспитать чувство любви к Родине и ее природе.
Ход урока
-
Организационный этап.
-
Мотивирование к учебной деятельности.
Цель:
Учитель: Мы продолжаем изучение Земли. А начать урок я хочу со слов Юрия Гагарина, первому из людей, увидевшего космос. «Самым красивым зрелищем был горизонт - окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от чёрного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно- голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-чёрному».
Учащиеся 12 апреля 1961 года он облетел вокруг Земли и первым увидел её со стороны
Учитель: Учёные, изучая Землю, пришли к выводу, что наша планета состоит из нескольких оболочек, которые очень отличаются друг от друга. Что же это за оболочки?
Учащиеся: Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Литосфера.
Учитель: Почему о внутреннем строении Земли люди знают меньше, чем о космическом окружении нашей планеты?
-
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
Цель:
-
тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
-
мотивировать к пробному действию, организовать его самостоятельное выполнение и обоснование;
-
организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения.
Учитель:
-
Ребята, как вы думаете, что находится внутри Земли?
-
О земной коре?
-
О горных породах и минералах, слагающих земную кору?
Учащиеся: Земля состоит из внутренних оболочек: земной коры, мантии и ядра. Наиболее доступна для изучения земная кора, которая состоит из разных пород.
Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрим эти внутренние оболочки нашей планеты. Итак, мы подошли к определению темы нашего сегодняшнего урока. Тема урока «Внутреннее строение Земли». Давайте определим задачи, на которые мы будем сегодня давать ответы.
-
Какая внутренняя оболочка составляет большую часть объема Земли? (установить размеры внутренних оболочек Земли)
-
Чем отличаются друг от друга? (описывать внутреннее строение Земли)
-
Какие горные породы слагают земную кору?
IV. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
Анализ ошибок при выполнении задания. Корректировка.
V.Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
Учитель: уточним тему урока «Внутреннее строение Земли». Составим план действий.
-
Выполнить задания;
-
Проанализировать результат;
-
Сформулировать вывод.
-
Оформить алгоритм.
Учитель: Сегодня мы пополним наши знания о внутреннем строении Земли и все свои наблюдения вы должны занести в таблицу. Прослушаем информацию о внутренних оболочках и заполним таблицу «Внутреннее строение Земли».
Внутренние оболочки Земли | Характеристика оболочек Земли |
| состояние | температура | давление |
VI. Реализация построенного проекта. Групповая работа.
Центральный этап урока – научить устанавливать причинно-следственные связи между природными компонентами, параллельно формируя представления о внутренних оболочках Земли (выводы заносятся таблицу). Сейчас вы будете работать в группах по составленному плану. Какие правила необходимо соблюдать в группе? (слайд 10)
Правила работы в группе -
В группе должен быть организатор обсуждения. -
Каждый может высказать свою версию решения. -
Один говорит, остальные слушают и пытаются понять. -
Каждая версия обсуждается в группе. -
В группе согласуется общее решение. -
Представитель группы защищает согласованное решение перед классом. |
Учитель: Итак, вы заполнили информацию в таблице. Давайте дадим характеристику и определения внутренним оболочкам Земли.
-
Ядро - это _________________________________________________. Характеристика ядра.
-
Мантия - это ______________________________________________. Характеристика мантии.
-
Земная кора - это __________________________________________. Характеристика земной коры.
Учитель: Обратим внимание на строение и состав земной коры. Земная кора под океанами и материками сильно различается. Принято выделять 2 вида земной коры.
Вид земной коры | Толщина | Состав (слои) |
| | |
| | |
Учитель: Земная кора состоит из горных пород. Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что мы наблюдаем, сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.
Учитель:
В начале, возникли породы из магмы,
Они пеpвоpодные самые как бы,
Тяжелый гpанит, в глубине остывал,
Базальт на повеpхности лавою стал.
Поpоды весьма симпатичные,
Увесистые, магматичные.
Учащиеся: рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.
Учитель:
Hо прочность - не вечность,
И вот что случается:
Породы выветриванием pазpушаются,
Дpобятся на глыбы, обломки, пески,
Выносятся водами быстpой pеки,
Река их по pуслу таскает,
Обкатывает, отлагает.
А там, где гоpячие воды стpуятся,
Там в них минеpалы совсем pаствоpяться.
Когда же pаствоp остывает,
То соль из него оседает.
А в толще моpской или в темном болоте,
Вы массу остатков животных найдете,
А также, pастений отмеpших остатки,
Они обpазуют поpоды-осадки.
(Все то, что pазpушено, пеpеотложено,
Осело солями, остатками сложено.)
Учащиеся: рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки.
Учитель:
о вот, под давлением, магма опять,
Стpемится земную коpу pазоpвать,
И в месте такого втоpжения,
Hаметятся, вдpуг, пpевpащения:
Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
Был мел, очень мягкий, вдpуг мpамоp лежит.
Такие поpоды, весьма спецефические,
Зовутся геологами метамоpфические.
Учащиеся: рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.
Учитель: Учащиеся заносят в тетради схему "Происхождение горных пород".
Учитель: Вы уже немного устали и поэтому мы прервемся на небольшую паузу, чтобы отдохнуть и немного отвлечься.
Физкультминутка «Руки за спину, головки назад».
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим - на парту гляди.
(Вниз)
И снова наверх - где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам)
И снова читаем. Немного еще
Учитель: Молодцы. А теперь продолжаем работать.
VII. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель: Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова.
- Из каких оболочек состоит Земля?
Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится … (ядро),
Но ядро не от пушки.
Затем, представьте, … (мантия)
Лежит внутри Земли,
Но не такая мантия,
Что носят короли.
Затем … (земная кора)…
Выбрались мы на поверхность – Ура!
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
Какие утверждения верны:
-
Земная кора самая тонкая оболочка Земли;
-
Мантия – верхняя твердая оболочка Земли;
-
Земная кора находится в центре нашей планеты;
-
Ядро состоит в основном из железа и никеля;
-
Рельеф - это неровности земной поверхности.
(1,4,5)
IX. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
Учитель:
-
Земная кора.
-
Мантия.
-
Ядро.
А) ближе всего к центру Земли
Б) толщина от 5 до 70 км.
В) в переводе с латыни «покрывало»
Г) температура вещества около 6 тыс. градусов
Д) верхняя оболочка Земли
Е) толщина около 2900 км.
Ж) состояние вещества особое: твердое и пластичное
3) состоит из материковой и океанической частей.
Учитель: Люди используют минералы и горные породы в хозяйственной деятельности и называют их полезными ископаемыми.
Какие полезные ископаемые вы знаете? Как их используют?
Используется данные полезные ископаемые в различных отраслях хозяйства: в горнодобывающей промышленности, химической, металлургии, используются как ювелирные украшения. Несомненно, данная деятельность человека оказывает влияние на экологическую ситуацию в данном районе.
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
-
зафиксировать в речи алгоритм действий при характеристики природных условий района;
-
зафиксировать затруднения, которые остались и способы их преодоления;
-
оценить собственную деятельность на уроке.
Учитель:
-
Какова была цель сегодняшнего урока?
-
Достигли цели? Докажите.
-
У кого были трудности и в чем?
-
Справились ли вы с трудностями?
-
Кто может сказать, что в течение урока он находился в учебной деятельности?
-
Оцените свою работу с помощью вопросов анкеты. (Слайд 19).
Анкета для учеников.
Уважаемый коллега!
Ответь, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были искренними, честными и полными.
-
Твое отношение к сегодняшнему уроку (выбери вариант ответа):
а) отличный, интересный, захватывающий;
б) хороший, содержательный, заставляющий работать;
в) нормальный обычный;
г) скучный, работа без интереса;
д) бесполезный, совсем не интересный.
е) твой вариант ответа ____________________________________
________________________________________________________
-
Какая цель стояла перед тобой на уроке.
________________________________________________________
________________________________________________________
-
Достигнута ли цель урока.
________________________________________________________
________________________________________________________
-
Чему новому ты научился на уроке.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
-
Какие были главные трудности на уроке?
________________________________________________________
________________________________________________________
-
Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил себе? ________
-
Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил учителю? ____
Спасибо за сотрудничество!
Домашнее задание .
◙(обязательное) параграф 20,
☺(дополнительное) С. 98 Подумайте.
☼(творческое) составить кроссворд по теме «Горные породы»