Тема урока: «Внутреннее строение Земли»
Цели:
Образовательные:
Сформировать у учащихся знания о внутреннем строении Земли, о горных породах и минералах слагающих земную кору;
Дать представления о земной коре.
Развивающие:
Продолжить развитие умений устанавливать с уже изученным материалом, выделять основное, систематизировать и обобщать учебный материал.
Воспитательные:
Воспитание ответственного отношения к себе, стремления к творческой, познавательной деятельности.
Тип: изучение нового материала
Вид: проблемно-исследовательский
Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристической беседы, с использованием мультимедийной техники, проектной деятельности, групповой работы, тестовых заданий.
Задачи:
Задачи обучения.
Сформировать знания о внутреннем строении Земли, о горных породах и минералах слагающих земную кору.
Расширить знания о внутренних оболочках Земли.
Продолжить формировать умения работать с текстом учебника.
Продолжить ознакомление с особенностями процесса научного познания, этапами и методами исследовательской деятельности.
Задачи развития.
Совершенствовать умение работать с учебными материалами, выделять необходимое и главное, сравнивать и анализировать.
Развивать умения формулировать проблему, определять тему и цель, осуществлять сбор, обработку и интерпретацию данных, доказательно излагать свои выводы.
Развивать интерес к предмету и процессу познания.
Задачи воспитания.
Приумножать знания о внутреннем строении Земли, о горных породах и минералах слагающих земную кору.
Формировать географическую картину мира.
Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Воспитать чувство любви к Родине и ее природе.
Ход урока
Организационный этап.
Мотивирование к учебной деятельности.
Цель:
создать мотивацию к учебной деятельности на уроке;
определить содержательные рамки урока.
Учитель: Мы продолжаем изучение Земли. А начать урок я хочу со слов Юрия Гагарина, первому из людей, увидевшего космос. «Самым красивым зрелищем был горизонт - окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от чёрного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно- голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-чёрному».
Учащиеся 12 апреля 1961 года он облетел вокруг Земли и первым увидел её со стороны
Учитель: Учёные, изучая Землю, пришли к выводу, что наша планета состоит из нескольких оболочек, которые очень отличаются друг от друга. Что же это за оболочки?
Учащиеся: Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Литосфера.
Учитель: Почему о внутреннем строении Земли люди знают меньше, чем о космическом окружении нашей планеты?
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
Цель:
тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
мотивировать к пробному действию, организовать его самостоятельное выполнение и обоснование;
организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения.
Учитель:
Ребята, как вы думаете, что находится внутри Земли?
О земной коре?
О горных породах и минералах, слагающих земную кору?
Учащиеся: Земля состоит из внутренних оболочек: земной коры, мантии и ядра. Наиболее доступна для изучения земная кора, которая состоит из разных пород.
Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрим эти внутренние оболочки нашей планеты. Итак, мы подошли к определению темы нашего сегодняшнего урока. Тема урока «Внутреннее строение Земли». Давайте определим задачи, на которые мы будем сегодня давать ответы.
Какая внутренняя оболочка составляет большую часть объема Земли? (установить размеры внутренних оболочек Земли)
Чем отличаются друг от друга? (описывать внутреннее строение Земли)
Какие горные породы слагают земную кору?
IV. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
Анализ ошибок при выполнении задания. Корректировка.
V.Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
построить проект выхода из затруднения.
Учитель: уточним тему урока «Внутреннее строение Земли». Составим план действий.
Учитель: Сегодня мы пополним наши знания о внутреннем строении Земли и все свои наблюдения вы должны занести в таблицу. Прослушаем информацию о внутренних оболочках и заполним таблицу «Внутреннее строение Земли».
Внутренние оболочки Земли | Характеристика оболочек Земли |
| состояние | температура | давление |
VI. Реализация построенного проекта. Групповая работа.
Центральный этап урока – научить устанавливать причинно-следственные связи между природными компонентами, параллельно формируя представления о внутренних оболочках Земли (выводы заносятся таблицу). Сейчас вы будете работать в группах по составленному плану. Какие правила необходимо соблюдать в группе? (слайд 10)
Правила работы в группе В группе должен быть организатор обсуждения. Каждый может высказать свою версию решения. Один говорит, остальные слушают и пытаются понять. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом. |
Учитель: Итак, вы заполнили информацию в таблице. Давайте дадим характеристику и определения внутренним оболочкам Земли.
Ядро - это _________________________________________________. Характеристика ядра.
Мантия - это ______________________________________________. Характеристика мантии.
Земная кора - это __________________________________________. Характеристика земной коры.
Учитель: Обратим внимание на строение и состав земной коры. Земная кора под океанами и материками сильно различается. Принято выделять 2 вида земной коры.
Вид земной коры | Толщина | Состав (слои) |
| | |
| | |
Учитель: Земная кора состоит из горных пород. Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. Ведь то, что мы наблюдаем, сегодня не существовало вечно, с момента остывания и затвердевания планеты Земля, а является результатом долгой очень динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы.
Учитель:
В начале, возникли породы из магмы,
Они пеpвоpодные самые как бы,
Тяжелый гpанит, в глубине остывал,
Базальт на повеpхности лавою стал.
Поpоды весьма симпатичные,
Увесистые, магматичные.
Учащиеся: рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.
Учитель:
Hо прочность - не вечность,
И вот что случается:
Породы выветриванием pазpушаются,
Дpобятся на глыбы, обломки, пески,
Выносятся водами быстpой pеки,
Река их по pуслу таскает,
Обкатывает, отлагает.
А там, где гоpячие воды стpуятся,
Там в них минеpалы совсем pаствоpяться.
Когда же pаствоp остывает,
То соль из него оседает.
А в толще моpской или в темном болоте,
Вы массу остатков животных найдете,
А также, pастений отмеpших остатки,
Они обpазуют поpоды-осадки.
(Все то, что pазpушено, пеpеотложено,
Осело солями, остатками сложено.)
Учащиеся: рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки.
Учитель:
о вот, под давлением, магма опять,
Стpемится земную коpу pазоpвать,
И в месте такого втоpжения,
Hаметятся, вдpуг, пpевpащения:
Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
Был мел, очень мягкий, вдpуг мpамоp лежит.
Такие поpоды, весьма спецефические,
Зовутся геологами метамоpфические.
Учащиеся: рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.
Учитель: Учащиеся заносят в тетради схему "Происхождение горных пород".
Учитель: Вы уже немного устали и поэтому мы прервемся на небольшую паузу, чтобы отдохнуть и немного отвлечься.
Физкультминутка «Руки за спину, головки назад».
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим - на парту гляди.
(Вниз)
И снова наверх - где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам)
И снова читаем. Немного еще
Учитель: Молодцы. А теперь продолжаем работать.
VII. Первичное закрепление во внешней речи.
Учитель: Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова.
- Из каких оболочек состоит Земля?
Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится … (ядро),
Но ядро не от пушки.
Затем, представьте, … (мантия)
Лежит внутри Земли,
Но не такая мантия,
Что носят короли.
Затем … (земная кора)…
Выбрались мы на поверхность – Ура!
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
Какие утверждения верны:
Земная кора самая тонкая оболочка Земли;
Мантия – верхняя твердая оболочка Земли;
Земная кора находится в центре нашей планеты;
Ядро состоит в основном из железа и никеля;
Рельеф - это неровности земной поверхности.
(1,4,5)
IX. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
Учитель:
Земная кора.
Мантия.
Ядро.
А) ближе всего к центру Земли
Б) толщина от 5 до 70 км.
В) в переводе с латыни «покрывало»
Г) температура вещества около 6 тыс. градусов
Д) верхняя оболочка Земли
Е) толщина около 2900 км.
Ж) состояние вещества особое: твердое и пластичное
3) состоит из материковой и океанической частей.
Учитель: Люди используют минералы и горные породы в хозяйственной деятельности и называют их полезными ископаемыми.
Какие полезные ископаемые вы знаете? Как их используют?
Используется данные полезные ископаемые в различных отраслях хозяйства: в горнодобывающей промышленности, химической, металлургии, используются как ювелирные украшения. Несомненно, данная деятельность человека оказывает влияние на экологическую ситуацию в данном районе.
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
зафиксировать в речи алгоритм действий при характеристики природных условий района;
зафиксировать затруднения, которые остались и способы их преодоления;
оценить собственную деятельность на уроке.
Учитель:
Какова была цель сегодняшнего урока?
Достигли цели? Докажите.
У кого были трудности и в чем?
Справились ли вы с трудностями?
Кто может сказать, что в течение урока он находился в учебной деятельности?
Оцените свою работу с помощью вопросов анкеты. (Слайд 19).
Анкета для учеников.
Уважаемый коллега!
Ответь, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были искренними, честными и полными.
Твое отношение к сегодняшнему уроку (выбери вариант ответа):
а) отличный, интересный, захватывающий;
б) хороший, содержательный, заставляющий работать;
в) нормальный обычный;
г) скучный, работа без интереса;
д) бесполезный, совсем не интересный.
е) твой вариант ответа ____________________________________
________________________________________________________
Какая цель стояла перед тобой на уроке.
________________________________________________________
________________________________________________________
Достигнута ли цель урока.
________________________________________________________
________________________________________________________
Чему новому ты научился на уроке.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Какие были главные трудности на уроке?
________________________________________________________
________________________________________________________
Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил себе? ________
Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил учителю? ____
Спасибо за сотрудничество!
Домашнее задание .
◙(обязательное) параграф 20,
☺(дополнительное) С. 98 Подумайте.
☼(творческое) составить кроссворд по теме «Горные породы»