Геометрия
10 класс
Урок № ____
Тема: Призма
Цели урока:
• образовательные: рассмотреть виды призмы, ввести понятие площади поверхности призмы; вывести формулу для вычисления площади полной и боковой поверхности прямой призмы; формирование умений учащихся решать задачи на вычисление площадей полной и боковой поверхностей прямой призмы;
• развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, культуру математической речи;
• воспитательные: воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
Организационный момент
Проверка д/з
Формулирование целей и задач урока
Актуализация опорных знаний
1. Среди изображенных тел выберите те, которые являются многогранниками.
2. Какие из них являются призмами?
3. Обозначьте и назовите для призмы:
а) вершины;
б) основания:
в) боковые грани;
д) противоположные грани;
е) диагонали грани;
ж) диагонали призмы.
Изучение нового материала
Вопрос: Покажите различие многоугольников, из которых состоит произвольный параллелепипед и правильный параллелепипед.
Ответ: Произвольный состоит из параллелограммов, а прямоугольный из прямоугольников.
Вывод: У произвольного параллелепипеда боковые ребра не перпендикулярны основанию, а у прямоугольного - перпендикулярны.
Так же и у призмы (можно показать с помощью «воздушной» модели, примеры прямой и наклонной призм).
Составим схему:
Устно № 218
Решение: а) У прямой призмы боковые ребра перпендикулярны к основаниям, а основания - параллельны, следовательно, боковые грани - прямоугольники. б) Основания - правильные многогранники. Боковые ребра равны, боковые грани - равные прямоугольники.
Далее ввести понятие боковой поверхности, полной поверхности призмы (п. 27). Можно использовать развертки призм, например, треугольная.
Докажем теорему о площади боковой поверхности прямой призмы.
Теорема (п. 27)
Дано: Прямая n-угольная призма; пусть а1, a2, ..., аn - стороны, h- высота.
Доказать:
Доказательство: Так как боковыми гранями прямой призмы являются прямоугольники, то площадь боковой поверхности равна сумме площадей указанных прямоугольников.
Теорема доказана.
Закрепление изученного материала
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание
__________________________________________________________________
Подведение итогов урока
Решение задач
№ 229 а
Ответ: 450 см2 и 450 + 50√3 см2.
№ 229 (б, в)
б) В основании - квадрат. Sосн. = а42; а4 - сторона квадрата.
(Ответ: 672 дм2.)
в) В основании - правильный 6-угольник.
а6 - сторона шестиугольника.
Ответ: 97 дм2.
№ 230. Дано: ABCA1B1C1 - прямая призма, АВ = 5 см, ВС = 3 см,∠ABC = 120°. Наибольшая из боковых площадей граней 35 см2.
Найти: Sбок.
Решение:
1) Из ΔАВС
2) АС - большее ребро основания, значит, АА1С1С имеет большую площадь.
(Ответ: 75 см2.)
№ 231
Решение: Пусть АВ1 = 8 см, A1D1 = 15 см, ∠B1A1D = 60°. Пусть боковое ребро равно Н, тогда площадь первого диагонального сечения
а площадь второго
поэтому АС BD. Наименьшее сечение BB1D1D. Сечение изображено на рисунке,
(Ответ:
)