СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству "Натюрморт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству "Натюрморт"»

Государственное учреждение образования

«Гимназия №6 г. Минска»












Конспект урока

изобразительного искусства

4 класс

Тема: «Натюрморт»














Подготовил

учитель начальных классов

Гущина Л.К.



Тема: «Натюрморт».

Цель:

Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства, расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения.

Задачи:

  • ознакомить с конструкцией, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирование деталей;

  • развивать зрительные представления, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно);

  • формировать графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «тёплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности;

  • учить составлять натюрморты;

  • развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие;

  • воспитывать эстетическую восприимчивость.

Методы урока: объяснительно – иллюстративный, наглядный, практический

Формы организации: коллективная, индивидуальная

Оборудование: компьютер, телевизор

Материалы и инструменты: бумага белая А-4, акварель, кисти, ластик,

простой карандаш

Ход урока.

  1. Организационный  момент.

  2. Актуализация и активизация  знаний учащихся.

Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями по ранее изученному.

 Затем потренируем мозги - изучая новые понятия.

  И наконец,  вытащим из тайников воображение и вдохновение и выполним творческую работу.

  1. Сообщение темы урока.

- Послушайте стихотворение – загадку.

              Если видишь на картине

              Чашку кофе на столе,

              Или морс в большом графине,

              Или розу в хрустале,

              Или бронзовую вазу,

              Или грушу, или торт,

              Или все предметы сразу

              Знай, что это …(натюрморт).

(Вывешивание опорного слова к доске)

- Сегодня на уроке мы поговорим о красивейшем жанре изобразительного искусства – натюрмортом, узнаем об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим составить натюрморты.  


  1. Изучение нового материала.

Из истории натюрморта

«Натюрморт» - от французского «мертвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображение различных предметов обихода, вещей, еды, цветов и прочего. Возник этот жанр около 400 лет назад в Голландии и Испании.

(Вывешивание опорных слов к доске)

Натюрморт является одним из жанров изобразительного искусства, в основе которого лежит изображение неодушевленных предметов.

Выделяют следующие виды натюрморта

(вывешивание опорных слов к доске)

  • реалистический

  • декоративный (запечатляет красочность, изящество и пышность природных форм)

  • абстрактный

  • символический (изображаются свечи, череп, песочные часы, напоминает о быстротечности человеческой жизни, времени)

-Попробуйте определить к какому виду относятся следующие картины.

- Что же такое натюрморт?

-Что объединяет все предметы одного натюрморта? (Тема, принадлежность).

- Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин?

-Какую роль здесь играет солнечный свет? (Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность).

- Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в натюрморте? Почему?

(настроение)

(Повторение цветовой гаммы тёплых и холодных цветов)


Последовательность и правила работы над натюрмортом.

Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляется вкус. Составить натюрморт - дело не из легких. Оно подразумевает умение не просто срисовать предметы, но изобразить форму, используя цветовые законы, перспективу, тень.

  В искусстве жестких рецептов нет. Но определенные правила в натюрморте все же есть.

1. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, в них должна быть заложена определенная тема. Например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т. д.

2. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Хорошо когда чередуются светлые и темные предметы, тяжелые и более изящные по форме.

3. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Но композиционный центр не обязательно должен совпадать с центром геометрическим.

4. Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.

5. Большую роль в натюрморте играет фон, задник. Помещенный вплотную за натюрмортом фон не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки.

6. Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие – перед нами, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым.

(Пояснение ошибок композиций из цветной бумаги )

Этапы работы над натюрмортом (демонстрация этапов у доски)

  1. Важно продумать, как лучше расположить натюрморт на листе бумаги — в вертикальном или горизонтальном положении .

  2. Целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения, разместив изображение в разных форматах. Наиболее выразительное композиционное решение переносят на основной лист.

  3. При рисовании натюрморта необходимо выделить его композиционный центр, т. е. главный в смысловом отношении предмет. Остальные предметы постановки являются второстепенными и подчинены композиционному центру.Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно.

  4. Рисунок не должен упираться в края листа, но и не должен «плавать» на нем. Удачным будет такое композиционное размещение, в котором изображение умещается на листе целиком и не возникает желания сдвинуть рисунок в ту или иную сторону.

(Пояснение ошибок рисунков в карандаше)


Физминутка.

Упражнение «Зеркальное рисование».  

Цель: развитие межполушарного взаимодействия,  произвольности и самоконтроля.

 Необходимо рисовать в воздухе одновременно обеими руками  зеркально-симметричные рисунки, буквы.


  1. Актуализация знаний.

Ваша задача составить натюрморт. Выбрать предметы и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом.

Перед началом выполнения работы предлагаю вспомнить, как рисуются овощи и фрукты.

(Рисунок на доске + изображение в цвете)


V. Практическая работа.

Сейчас вам предстоит составить натюрморт. Повторим план работы над рисунком.

1. Решить, что будете рисовать

2. Продумать, как расположить предметы

3. Нарисовать предметы карандашом (5 мин.)

4. Раскрасить натюрморт (5 мин.)

5. Придать рисунку объёмность: свет и тень (3 мин.)

6. Выбрать правильно фон (2 мин.)


- Не забывайте о реальности – яблоко не должно быть больше кувшина и т. д.

-При закрашивании рисунка пользуйтесь правилами сочетания цветов.

(Контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения)

VI. Итог урока.

- Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? (над натюрмортом).

- Что такое натюрморт? (предметы неживой природы: цветы, рыба, дичь, утварь).

Сегодня вы сами оцениваете свои работы. Можно посоветоваться с соседом по парте.

(Вывешивание учащимися работ на доску согласно уровню выполнения: высокий, средний, низкий)

  1. Домашнее задание.

 Подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.

  1. Рефлексия «Настроение»


Окончание урока

Проходят года, ручейками стекающие в реку времени, 
а музыка, стихи и картины
неизменно волнуют сердца, потому что у искусства
нет возраста... а есть Душа
.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя