Тема: «Узоры на крыльях».
Цели: познакомить с различными узорами на крыльях бабочек; учить видеть красоту в природе; развивать творческое воображение, эстетический вкус.
Оборудование: гуашь, кисти, набор открыток «Бабочки», презентация, слайды бабочек, иллюстрации бабочек с их изображением, стихи, загадки, учебник Л.А. Неменской «Искусство и ты», атлас-определитель А.А. Плешакова «От земли до неба».
Ход урока.
Организационный момент.
Проблемная ситуация. Определение темы урока.
- Отгадайте загадку и вы узнаете тему урока:
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
О ком идет речь в загадке?
Как вы думаете, какие цели мы должны поставить для себя и достичь?
Узнать о многообразии бабочек, рассмотреть различные узоры на крыльях бабочек, нарисовать эти узоры, научиться видеть красоту в природе.
Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа с рассматриванием коллекции бабочек, открыток, иллюстраций с их изображением.
В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. В этом вы сейчас убедитесь сами.
Махаон (атлас-определитель) относится к числу самых красивых бабочек нашей страны. Название дано ей по имени одного из героев греческого мифов - врача Махаона. К сожалению, сейчас махаон во многих местах стал редким. Берегите его!
Посчитайте, сколько различных цветов присутствует в ее окраске.
Из чего состоит узор на крыльях? (Из кругов, волнистых линий, пятен).
Крапивница (иллюстрация на доске, атлас-определитель) - одна из самых известных бабочек. Только многие называют ее неправильно -Шоколадница.
Павлиний глаз замечателен необыкновенным рисунком на крыльях. Этих бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране.
Обратите внимание на формы крыльев и рисунок на них.
Что вы заметили? (Круги, похожие на глаза).
На прошлом уроке мы рассматривали перья павлина. Похожи ли эти узоры? Что общего в узорах на перьях павлина и крылышках бабочек?
Как вы думаете, почему ее так назвали? (На передних крыльях у нее круг ярко- красного цвета, а обрамляет его желтый цвет, как будто солнце садится или встает, что напоминает зорьку.)
Опишите узор на крыльях бабочки.
- Капустница - незваный гость наших огородов. Здесь, на капусте, частенько попадаются ее гусеницы. Размах крыльев этой бабочки около 6 см.
2. Работа по учебнику.
Откройте с. 50 учебника. Рассмотрите бабочек. Что можете сказать об «Одежде» бабочек? (Нарядная, красивая)
Из чего состоят узоры на крыльях? (Пятнышки, волнистые каемки, мелкие точки, как будто бы брызги)
Сколько крыльев у каждой бабочки? (Четыре, два крыла впереди и два поменьше сзади).
Из скольких частей состоит тело? (Голова, грудь, брюшко).
Рассмотрите узоры на крыльях бабочек, нарисованных детьми в учебнике нас. 52-53.
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
*
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
- Послушайте стихотворение.
На цветок в саду присела
Бабочка.
Ты откуда прилетела,
Бабочка?
До чего же ты пригожа,
Бабочка!
На цветок сама похожа,
Бабочка!
- С чем сравнивает поэт бабочку? (С цветком).
Вы сейчас будете выполнять свою работу под музыку из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского «вальс цветов».
Обведите заготовку бабочки. Пофантазируйте и «нарядите» бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье, какое вам захочется.
V. Итог урока.
Выставка работ учащихся и их обсуждение.
VI. Обобщение. Рефлексия.
- Приятно было любоваться красивыми узорами бабочек?
-Какая бабочка вам понравилась больше всего? Почему?
Чему учились на уроке?
Что нового узнали?
- Достигли намеченных целей?