Открытый урок по химии в 9 классе 24.03.2016 г.
Тема: Алюминий
Цели урока:
Обучающая – изучить физические и химические свойства алюминия. Охарактеризовать химический элемент по положению в периодической системе элементов.
Развивающая – развитие коммуникативных способностей, умения слушать, умение правильно высказывать свои мысли.
Воспитательная – воспитывать культуру работы с химическими веществами, соблюдение правил техники безопасности, воспитывать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
Учащиеся должны знать: строение атома алюминия, физические и химические свойства алюминия как простого вещества.
Учащиеся должны уметь: давать характеристику алюминия, как химического элемента, так и простого вещества. Записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства алюминия в молекулярном и окислительно-восстановительном виде.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: научно-познавательные тексты по теме урока, карточки-задания по отдельному вопросу плана изучения материала, таблица ПСХЭ, Коллекция «Алюминий и его соединения», презентация «Алюминий», алюминиевая фольга, алюминий.
Содержание урока:
1. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся.
2.Проверка домашнего задания: слайд№1
Выполнение тестов на отдельных листочках с взаимопроверкой.
(Жесткость имеет большое значение в использовании воды в промышленности и в быту, жесткая вода вызывает накопление осадка в водопроводных трубах, постепенно блокируя трубы и снижает эффективную работу труб и нагревательных устройств. С другой стороны выгодно пить воду содержащую растворенные в ней соли, потому что она поставляет микроэлементы необходимые организму человека)
3.Мотивация.
Вступительное слово учителя Мы продолжаем изучение большой и важной темы «Металлы». Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с металлом хорошо известным вами с детства.
Слайд 2
Слайд3
О каком металле идет речь? (Об алюминии) Учитель: - Таким образом, тема нашего урока: «Алюминий»
Записываем в тетрадь
Давайте определим цель работы на уроке. (определение цели).
Сайд5
4. Изучение нового материала.
Я предлагаю следующий порядок работы на уроке:
1.Строение атома алюминия
2.Нахождение в природе
3.Получение
4.Физические свойства
5. Химические свойства
Слайд 6
1.Строение атома алюминия
Приложение1
Характеристика химического элемента алюминия по положению его в ПСХЭ. Работа со схемой самостоятельно и затем проверка у доски.
Сделайте вывод опираясь на строение атома:
1.Алюминий –металл с валентностью 3, проявляющий восстановительные свойства.
2.Нахождение в природе
Слайд8, 9,10
Работа с коллекцией
3.Получение
Слайд11
4.Физические свойства
Алюминий в гранулах
А теперь нам пришло время познакомиться с его физическими свойствами. У вас на столах имеется алюминий в гранулах. Давайте рассмотрим их, вспомним все, что мы знаем об алюминии из жизни и выясним, какими физическими свойствами обладает алюминий:
По каким внешним признакам можно отличить алюминий от других металлов.
Слайд12
Агрегатное состояние
Цвет (серебристо-белый)
блеск
плотность (легкий или тяжелый) плотность меньше 5 г/см3
Почему вода в алюминиевой посуде быстрее закипает, чем в эмалированной?
высокая теплопроводность
электропроводность
пластичный(можно вытягивать в проволоку и прокатывать в фольгу)
5.Химические свойства.
Слайд13, 14
Переходим к изучению химических свойства алюминия, как простого вещества. (Работа со схемой)
Видео1 (взаимодействие алюминия с йодом.)
Видео2(взаимодействие алюминия с оксидом железа-алюмотермия)
Почему алюминий вступает в реакции и с кислотами и с щелочам? (Он относится к переходным металлам, образует амфотерные соединения, т.е может проявлять как металлические так и неметаллические свойства.)
Вывод:
1. Алюминий покрыт оксидной пленкой, поэтому не взаимодействует при обычных условиях с водой и компонентами входящими в состав воздуха, следовательно не подвергается коррозии.
2.Алюминий является переходным металлом, обладая амфотерными свойствами, т.е. взаимодействует с кислотами и щелочами.
3.Алюминий проявляет восстановительные свойства в реакциях, поэтому может восстанавливать металлы из оксидов.
6. Закрепление
1.Какая валентность характерна алюминию.
2.Встречается алюминий в природе в чистом виде?
3.Кто первым получил алюминий?
4.Какие физические свойства характерны алюминию?
5.Какие химические свойства характерны алюминию?
6.Как называется способ получение металлов, при воздействии алюминия на оксид.
7.Подведение итога урока.
Возвращаемся к теме урока
8.Рефлексия:
Я все понял-
Я не все понял-
Я ничего не понял-
9.Д/З
Пар.46(?)стр.166 №5,стр.167.№8