СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии для 11 класса "Водородная связь"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии для 11 класса "Водородная связь"»

Урок №7 26.10.2022

Тема: Водородная химическая связь.

Цели урока: актуализировать, обобщить и расширить знания учащихся о водородной связи; показать биологическое значение водородной связи и действие различных факторов на водородную связь.

Планируемые результаты: Предметные: знать понятие водородная химическая связь; знать разновидности водородной связи (межмолекулярная и внутримолекулярная); знать механизм возникновения водородной связи; уметь составлять схемы образования, приводить примеры веществ с водородной химической связью; повторить понятия «белок», «нуклеиновые кислоты», «пептидная связь» и т.д.; знать значение разновидностей водородной связи в природе и обществе; уметь объяснять роль водородной химической связи в природе и обществе. Метапредметные: Познавательные умения: уметь отбирать необходимый материал из текста, делать выводы, вести самостоятельный поиск, выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать; уметь аналитически мыслить, искать необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные умения: уметь участвовать в коллективном обсуждении вопроса; уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение; уметь уважительно относиться к точке зрения других, нести ответственность за успехи коллектива и свои лично. Регулятивные умения: уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; уметь преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели; уметь отвечать на вопросы по плану, анализировать свои достижения, самостоятельно контролировать свое время и управлять им; уметь оценивать результаты своей и чужой деятельности, контролировать оценку процесса и результат деятельности; уметь концентрировать внимание, организовать рабочее место. Личностные: уметь устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь развивать интеллектуальные способности, логическое мышление в процессе решения задач, сравнивать, выявлять закономерности, обобщать; уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной математической речи; уметь работать самостоятельно.

Вещества и реактивы: вода, этиловый спирт, уксусная кислота, глицерин, азотная кислота,   р-р сульфата меди, водный раствор куриного белка.

Методы и методические приемы: словесный, наглядный, демонстрационный.


Ход урока:

  1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

Какими особенностями характеризуется строение атомов металлов?

Что такое металлическая связь?

Что представляет собой металлическая кристаллическая решетка?

Как особенности строения металлов – простых веществ сказываются на их физических свойствах?

  1. Мотивация

- Составить схему строения и записать электронную конфигурацию атома индия. Определить, к какому семейству химических элементов принадлежит индий.

- Какой объем водорода выделится при взаимодействии 0,7 моль цинка с соляной кислотой?

- Найти массу 0,75 моль железа.

  1. Основной этап (усвоение новых знаний и способов действий).

– Мы продолжаем изучать типы химических связей. Какие типы химических связей вы уже знаете?

Предполагаемый ответ ученика.

– Ковалентная полярная, ковалентная неполярная, ионная, металлическая.

– На сегодняшнем уроке мы рассмотрим еще один вид химической связи – водородную связь.

Впервые с водородной связью вы познакомились, когда изучали аммиак. При изучении этилового спирта, уксусной и муравьиной кислот тоже говорили о водородной связи. Дадим определение водородной связи.

Задание.

Запишите в тетрадь определение водородной связи.

– Какие виды водородной связи существуют? Почему они так называются?


Межмолекулярная водородная связь

Внутримолекулярная водородная связь

Примеры веществ

Она характерна для следующих веществ: воды, спиртов, карбоновых кислот, аммиака, фтороводорода.

Относятся природные биополимеры –

пептиды и нуклеиновые кислоты.

Особые

свойства

веществ

  1. Наличием водородной связи объясняется тот

факт, что даже вещества с небольшими относительными молекулярными массами при обычных условиях представляют собой жидкости

(вода, спирты – метанол, этанол, пропанол, карбоновые кислоты – мураьиная, уксусная) или

легко сжижаемые газы (фтороводород, аммиак). 

  1. Некоторые спирты – метанол, этанол, глицерин, этиленгликоль, уксусная и муравьиная кислоты неограничеснно растворяются в воде.

(Демонстрация растворения в воде глицерина, уксусной кислоты и этилового спирта).

  1. Образованием водородных связей объясняется аномально высокие температуры кипения (1000) и температуры плавления (00) воды и других веществ.

  2. Водородные связи в немалой степени

способствуют образованию кристаллов в виде снежинок и измороси.

  1. В молекулах белков водородная

связь определяет вторичную структуру. 

Полипептидная цепь закручена в спираль,

витки которой удерживаются от

раскручивания за счет образования

водородных связей между пептидными

фрагментами участков белковой молекулы.

  1. Двойная спираль ДНК построена по

принципу комплементарности. Напротив

аденинового нуклеотида (А) одной

полунуклеотидной цепи всегда

располагается только тиминовый

нуклеотид (Т) другой полинуклеотидной

цепи, а напротив гуанинового (Г)

нуклеотида – цитозиновый (Ц) нуклеотид.

Между этими нуклеотидами возникают

водородные связи: между А и Т – две

водородные связи, между Ц и Г – три.

Значение

Образование межмолекулярной водородной связи влияет на физико-химические свойства веществ

  1. Внутримолекулярная водородная связь

имеет большое значение в организации

структур белковых молекул.

  1. Внутримолекулярная водородная

связь определяет функционирование

нуклеиновых кислот: хранение и передача

наследственной информации (репликация,

транскрипция, трансляция).

Механизм образования водородной связи имеет двойную природу. 

С одной стороны, он состоит в электростатическом притяжении атома водорода, имеющего частично положительный заряд, и атома кислорода (фтора или азота), имеющего частично отрицательный заряд. С другой стороны, в образование водородной связи вносит свой вклад и донорно-акцепторное взаимодействие между почти свободной орбиталью атома водорода и неподеленной электронной парой атома кислорода (фтора или азота).

Задание.

Запишите соответствующую схему в тетрадь.

– Водородная связь непрочная. Она легко может разрушаться в белковых молекулах. Белки денатурируют. Денатурация бывает обратимой и необратимой. Обратимая денатурация белков имеет социальное значение. Денатурирующими факторами белков человеческого организма могут служить вибрации, высокие температуры, электромагнитное излучение, химические вещества. 

Демонстрация опыта: денатурация куриного белка под действием азотной кислоты и под действием сульфата меди.

Задание.

Запишите факторы, которые оказывают на белок человеческого организма денатурирующее воздействие.

5. Закрепление и применение знаний

Беседа по вопросам. Используя составленный опорный конспект, ответьте на вопросы.

  1. Какая химическая связь называется водородной?

  2. Какие виды водородной связи существуют?

  3. Для каких веществ характерна межмолекулярная водородная связь?

  4. Какие особые свойства присущи веществам с межмолекулрной водородной связью?

  5. Для каких веществ характерна внутримолекулярная водородная связь?

  6. Каково значение внутримолекулярной связи?

  7. Каков механизм образования водородной связи?

6. Подведение итогов. Рефлексия.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

7. Домашнее задание: Изучить п.7, конспект, отвечать на вопросы после п.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс