Урок литературы в 7 классе.
Тема: Тематика, проблематика сатирических произведений, средства выразительности в них
Цели:
Выяснить причины обращения писателя к сказкам;
Выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность;
Показать художественное своеобразие сказок;
Развивать умение анализировать сказки;
Воспитывать уважение к родной культуре и истории;
Развитие связной речи.
Оформление:
Портрет М.Е. Салтыков – Щедрина;
Презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент
Вы любите смеяться? Давайте посмеемся вместе. Понравилось? Почему? А где еще мы можем встретить смешное? В каких видах искусства?
(возможные варианты обучающихся: живопись, музыка, кинематограф, русское народное творчество(прибаутки, загадки, сказки))
Слайд 1
Творчество П. Федотова, шаржи.
Слайд 2
Комедии Л. Гайдая и Э. Рязанова
(звучит фрагмент музыки Ф.Шопена «Шутка»)
Слайд 3
Русские народные сказки «Два Мороза», «Каша из топора», «Бедный мужик».
Слайд 4
Любили пошутить и русские писатели и поэты. Назовите писателей – сатириков? (примерные ответы обучающихся: Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков - Щедрин).
Слово учителя. Писатель – сатирик. Сатира.
М.Е. Салтыков – Щедрин является достойным преемником сатирических традиций русской литературы.
Юмор и сатира – два очень близких понятия, но это не одно и то же.
Слайд 5 (Юмор – это когда смеются над тем, кто упал. А сатира – это когда смеются над тем, кто толкнул. Константин Мелихан)
Константин Семенович Мелехан – русский писатель, автор юмористических книг, эстрадный исполнитель собственных произведений, карикатурист.
Сатира воюет с недостатками, а юмор с ними примиряет. Автор Константин Мелихан.
Юмор – это смех до слез, а сатира – это смех сквозь слезы.
Сатира – юмор, выведенный из терпения.
Едва ли не каждый скорее согласится, чтобы его ненавидели, чем чтобы над ним смеялись.
Слайд 6
Сатира (лат. satira, от более раннего satura – сатура, буквально – смеясь, всякая всячина) – вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
Юмор (от англ. humour - настроение)- изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный.
Творчество М.Е. Салтыкова – Щедрина чрезвычайно многообразно, но наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Салтыкова – Щедрина. Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г. («Повесть о том, как один мужик двух генералов кормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).
Вы прочитали две сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина, одну из них обсудили, проанализировали. Сегодня мы поговорим еще об одной сказке этого автора, сравним две сказки, определим, что общего в этих сказках и чем они отличаются, выясним, над какими недостатками общества смеется автор.
Вопрос классу – Почему автор прибегает к жанру сказок?
(форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу. Сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика).
М.Е. Салтыков – Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности.
Идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу. Создавая свои сказки, Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни великого Крылова, на традиции западноевропейской сказки.
Он создал новый, оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика с реальностью.
Эти сказки не совсем обычны, они предназначались для «детей изрядного возраста», т.е. для людей,уже способных думать и анализировать, которым нужно было открыть глаза на мир и на проблемы, существующие в нем.
Слайд 6
«Для того, чтобы сатира была действительно сатирою и достигала своей цели, надобно, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено ее жало». М.Е. Салтыков – Щедрин.
Вопрос классу – Кто главные герои сказок?
(как и во всем творчестве Щедрина, в сказках противостоят две противоположные силы: рабочий народ и его эксплуататоры).
Работа с текстом.
Игра «Аукцион»: каждая группа по очереди называет какую-то характеристику своего героя, учитель ведет счет. Проиграла та команда, которая не назвала вовремя слово.
Первая группа работает по сказке «Дикий помещик», вторая группа – «Повесть о том, как один мужик двух генералов кормил».
Задание : представить образ генерала и помещика.
генералы | помещик | мужик |
Легкомысленные, беспомощные, необразованные, ничего не умеют делать, лентяи, плачут, рычат, кинулись друг на друга, глупые, жадные, не могут жить без мужика, а общаются с ним грубо: тунеядец, лентяй, лежебока. | Глупый, тело мягкое, белое и рассыпчатое, «твердый курицын сын», беспомощный, необразованный, ничего не умеет делать, утратил способность произносить членораздельные звуки, ходил на четвереньках, оброс шерстью. | Работящий, трудолюбивый, рабски послушный, смекалистый, без чувства собственного достоинства, верующий, ловкий, мастер на все руки, рад и малому. |
Беседа.
Вопрос классу: - Сравните образы генералов, помещика и мужика, в чем сходство?
(образ мужика в обеих сказках похож: работящий, безропотный. Генералы и помещик – схожи по основным чертам характера).
- Каково отношение автора к героям?
(сатира и злая ирония по отношению к генералам – симпатия, но горечь и недоумение по отношению к мужику. Автор высмеивает не только правящие верхушки, но и иронизирует над мужиком – над его рабской покорностью .)
- почему нет имен генералов и мужика?
(нет имен, т..к. типичные представители общества).
Слайд 7
«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». М.Е. Салтыков – Щедрин .
Вопрос классу – Какой показана Россия в произведении?
(неравноправие, генералы не могут смириться со своим положением).
- Против каких устоев общества выступает автор?
«Я вырос на лоне крепостного права»
«Я не дам в обиду мужика».
Рефлексия.
Писателя возмущало, что человек глупый и невежественный благодаря богатству и чинам становится полновластным хозяином, презирает тех, кто на него трудится и его кормит. Более странным было то, что трудолюбивый, умный и сильный мужик покорно сносит гнет и издевательства. Автор высмеивает лень, неприспособленность, неблагодарность, рабскую покорность.