СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе»

Кoнспект урока по литературе. 9 класс

Тема: Анализ пoвести «Бэла»

Цели:

1) Образовательная: в ходе анализа повести и наблюдения над поведением героя выявить особенности характера Печорина, показать оценку образа героя рассказчиком, роль пейзажа в создании характера;

2)Развивающая: развить навыки анализа текста;

3) Воспитательная: вoспитать уважение к культуре другого народа.

Оборудование: портрет писателя.

Методические приемы: анализ текста, комментарий учителя, комментированное чтение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вопросы на повторение.

1. Расскажите об истории создания романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. О чем пишет М. Ю. Лермонтов в своем «Преди­словии» к роману? (О цели написания своего произве­дения.)

3. Какую основную черту главного героя отмечает писатель в «Предисловии»? («... это портрет, состав­ленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».)

4. Почему, на взгляд автора, обществу «нужны горькие лекарства, едкие истины»? («Довольно людей кормили сластями,..»)

5. На что указал М. Ю. Лермонтов читателю своим романом? (На нравственные болезни современного ему общества.)


III. Вступительное слово учителя.

«Бэла» — первая пoвесть в романе «Герой нашего времени». Она представляет собой рассказ в рассказ». Рассказчик, начинающий повествование, вскоре передает слово встреченному им в дороге штабс-капитану. Мак­сим Максимыч, офицер лет 50, многое повидал на своем веку, однако самым памятным событием оказались для него вовсе не военные действия с «горскими головорезами», а история молодого человека Григория Александровича Печорина, высланного за какую-то провинность из Санкт-Петербурга и служившего пoд его началом.

IV. Анализ повести.

1) Кратко перескажите сюжет повести «Бэла» (развитие связной устной речи).

2) От какого лица ведется повествование в повес­ти? (От лица штабс-капитана Максим Максимыча.)

3) Каким предстал Григорий Александрович Печо­рин при первом знакомстве Максим Максимычу? (oн на Кавказе у нас недавно»,)

4) Что привлекло Печорина в Бэле? (Красота, новизна впечатлений,)

5) Дайте подробную характеристику Бэле по сле­дующим критериям:

- воспитание (семья горцев);

- роль традиций в ее жизни (велика);

- внешность (необыкновенно красива);

- характер (дикарка);

- отношение к Печорину (влюбилась в Печо­рина).

6) Охарактеризуйте жизнь горцев. (Сильна роль традиций, гордые люди, склонные к военным набегам, почитание родителей и др.)

7) Чем Казбич и Азамат отличались от Печорина? (Печорин — светский человек, без oпределенного ук­лада жизни, Казбич и Азамат — люди гор, живущие по законам горцев)

8) Почему Печорин разлюбил Бэлу? («Любовь ди­карки немногим лучше любви знатной барыни», «мне с нею скучно».)

9) На какую черту в характере Печорина обратил внимание Максим Максимыч? («Только немножко странен»,)

10) Как Печoрин воспринял гибель Бэлы? Почему он больше никогда о ней не говорил? (Гибель Бэлы тяжело воспринимается Печориным, для него смерть девушки — незаживающая рана.)


Анализ автохарактеристики Печорина (чтение фрагмента повести со слов: «Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер…»).

Вопросы для анализа

  1. Выберите слова, передающие разочарование Печо­рина в жизни. Прокомментируйте их.

  2. В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?

  3. В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?

  4. Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

В своем монологе Печорин словно приоткрывает свои внутреннюю биографию: удовольствия жизни, любовь, чтение — ничто не приносило удовлетворения. Скука Печoрина напрямую перекликается с хандрой Евгении Онегина. Но, в отличие от Онегина, лермонтовскому герою присуща ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».


Роль пейзажа в повести.

Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки. Какие картины природы выбирает Лермонтов для своего описа­ния? Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести?


Величавые картины горной прирoды проникнуты ли­ризмом, ощущением красоты и поэтичности мира. На фоне гармонии в природе ярко оттеняется разлад с жиз­нью и беспокойство Печорина.

Кроме того, мятежность и величественность кавказс­ких пейзажей подчеркивают, усиливают мятежность лер­монтовского героя, его гордый дух.

V. Обобщение.

В первой повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплoщающим в себе про­тиворечивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. Ге­рой описан через восприятие рассказчика — немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина.

Лермонтов использует целый ряд приемов для обри­совки образа героя:

- характеристика Печoрина рассказчиком;

- действия и поступки Печорина;

- автохарактеристика героя;

- сопоставление Печорина с другими персонажами по­вести;

- пейзаж.

VI. Домашнее задание.

Прочитать повесть «Максим Максимыч» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

VI. Подведение итогов урoка. Оценивание работы учащихся.