Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ЗернПК)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Урока литературного чтения,
проведённого «2» мая 2023 года в 1 «А» классе МБОУ СОШ №17 с. Крученая Балка
в процессе прохождения ПМ.01 Преподавание по программам НОО
студенткой 4 «А» группы
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Григорьевой Елизаветой Андреевной
Зерноград,
2023
Класс 1 «А», предмет литературное чтение
Тема: Я. Аким «Моя родня»
Цель: формирование умений выделять главную мысль прочитанного текста
Задачи урока: Дидактические: - актуализировать знания о прочитанных произведениях о дружбе; - содействовать усвоению знаний определять главную мысль прочитанного, а также соотносить её с подходящей по смыслу пословицей; - формировать умения у обучающихся читать произведение с правильной интонацией. |
Развивающие: - способствовать развитию грамотной письменной и устной речи; - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. |
Воспитательные: - воспитывать интерес к ценностям своего народа и отражение их в истории; - способствовать воспитанию бережного отношения к главной ценности народа – семья. |
Планируемые результаты урока:
Предметные | — понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; |
Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Познавательные: П1: — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); Регулятивные: Р1: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; Р2: — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Коммуникативные: К1: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; К2: — проявлять уважительное отношение к собеседнику |
Личностные | Л1: - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; Л2: - освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания. |
Результаты сформулированы в ФГОС НОО, программе дисциплины, методическом пособии и т.д. (не в поурочных разработках!!)
Межпредметные связи: русский язык
Оснащение урока:
- дидактические средства: учебник, карточки для самостоятельной работы
- интерактивное/электронное оборудование: проектор, компьютер
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная
Формы контроля: самопроверка, учительский контроль
ХОД УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Пред- метные | Мета-пред-метные | Личностные |
1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап) | Задача этапа: - способствовать развитию грамотной письменной и устной речи; - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. - воспитывать интерес к ценностям своего народа и отражение их в истории; | Беседа Рассказ | Приветствует обучающихся, организует рассказ о том, что ценности объединяют народы, предлагает узнать об ещё одной ценности народа | Приветствуют учителя Слушают учителя. | | К1 | Л1 |
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ | Задача этапа: - актуализировать знания о прочитанных произведениях о дружбе; - способствовать развитию грамотной письменной и устной речи; - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. | Игровой метод Объяснение | Предлагает вспомнить изученные произведения с помощью викторины. Объясняет правила игры. | Отвечают на вопросы викторины | — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; | П1 К1 К2 | Л1 Л2 |
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 3.1. Целеполагание | Задача этапа: - способствовать развитию грамотной письменной и устной речи; - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. - воспитывать интерес к ценностям своего народа и отражение их в истории; - способствовать воспитанию бережного отношения к главной ценности народа – семья | Демонстрация Объяснение Рассказ Беседа Беседа | Предлагает узнать о какой важной ценности будет идти речь на уроке, проанализировав пословицы и поговорки. Организует рассказ, что ещё с древней Руси народ посвящал своё творчество данной ценности. Предлагает определить тему урока прочитав её слева на право. Организует беседу о значении слова «Родня», и кто к ней относится. Предлагает определить цель урока, расставив слова в верной последовательности. | Работают с пословицами и поговорками. Слушают рассказ. Определяют тему урока. Представляют своё мнение. Определяют цель урока | | К1 К2 | Л1 Л2 |
3.2. Открытие нового знания. | Задача этапа: - содействовать усвоению знаний определять главную мысль прочитанного, а также соотносить её с подходящей по смыслу пословицей; - формировать умения у обучающихся читать произведение с правильной интонацией. - способствовать воспитанию бережного отношения к главной ценности народа – семья | Словарная работа Беседа Рассказ Рассказ, иллюстрация Работа с учебником Демонстрация Словарная работа | Организует работу над словом «родня», предлагает поставить ударение и подобрать проверочное слово. Спрашивает у обучающихся: «Важно ли иметь родню человеку?» Рассказывает обучающимся о значении семьи ещё с древних времён, как с почётом относились к членам семьи. Обращает внимание, что, читая сказки, колыбельные и другие жанра фольклора, можно заметить, как бережно относятся к данной ценности. Организует рассказ о жизни и творчестве русского писателя Я. Акима. Предлагает прочитать произведение Я. Акима «Моя родня». Демонстрирует чтение обучающимся. Организует словарную работу. | Ставят ударение в слове, подбирают проверочное слово. Отвечают на вопрос Слушают учителя Слушают биографию писателя Следят за чтением учителя Находят незнакомое слово | — понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; | К1 К2 | Л1 Л2 |
3.3. Первичное закрепление | Задача этапа: - способствовать развитию грамотной письменной и устной речи; - способствовать воспитанию бережного отношения к главной ценности народа – семья - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. | Жужжащее чтение Чтение по цепочке Диалог | Организует жужжащее чтение. Организует чтение по цепочке. Спрашивает обучающихся: «Кого мальчик считал своей семьёй?», «Кого бы вы отнесли к своей родне?», «Как мальчик показывал свою любовь к родным?», «Важны ли подарки, или важно внимание?» | Читают произведение Отвечают на вопросы | — понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; | К1 К2 П1 Р1 Р2 | Л2 |
3.4. Самостоятельная работ а | Задача этапа: - способствовать развитию грамотной письменной и устной речи; - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. | Творческое задание | Предлагает выполнить самостоятельно задание на карточке и составить рассказ о своей семьи. Предлагает поделиться написанным | Выполняют задание Делятся рассказом | | Р1 Р2 К1 К2 | Л2 |
3.5. Повторение и включение в систему знаний | Задача этапа: - содействовать усвоению знаний определять главную мысль прочитанного, а также соотносить её с подходящей по смыслу пословицей; - формировать умения у обучающихся читать произведение с правильной интонацией. - воспитывать интерес к ценностям своего народа и отражение их в истории; - способствовать воспитанию бережного отношения к главной ценности народа – семья | Диалог Демонстрация, объяснение Беседа | Предлагает вспомнить о чём произведение «Моя Родня». Предлагает обратить внимание на пословицы и выбрать те, которые подходят к произведению. | Отвечают на вопросы учителя. Работают с пословицами | — понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; | К1 К2 П1 | Л2 |
4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Задача этапа: - способствовать развитию грамотной письменной и устной речи; - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. | Рассказ Самооценка | Предлагает оценить свою деятельность, дополнив предложения на символе семьи – ромашке: Я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… | Оценивают свою деятельность | | Р1 Р2 | |
Мотивация к учебной деятельности
- Ценности есть у каждого народа, есть ценности, которые нас различают, а есть те, которые объединяют.
- Ребята, сегодня мы с вами узнаем ещё об одной ценности нашего народа, а для начала вспомним то, что изучили на прошлых уроках.
Актуализация опорных знаний
- Я предлагаю вам вспомнить какие произведения мы с вами изучили о дружбе, с помощью викторины.
- Задача викторины, следующая: на доске, будет высвечиваться произведение, а ваша задача поднять руку, назвать героев и о чём это произведение.
- Отлично, вижу, что вы читали произведения вдумчиво.
2.1. Целеполагание
- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о самом ценном, что есть у человека, а что же это, мы узнаем из поговорок нашего великого, русского народа!
На что клад, коли в семье лад Семья – печка, как холодно все в ней собираются |
- Да, верно, мы продолжим говорить о семье.
- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока прочитаем слева на право.
- А что такое родня?
- Кто относится к вашей родне?
- Я с вами согласна, родня – это родные, близкие люди, к ней можно отнести папу, маму, бабушку и дедушку, братиков и сестричек.
- Поставим цель нашего урока расставим в верной последовательности слова (научиться выделять главную мысль прочитанного)
2.2. Открытие нового знания
- Обратите, внимание на слово родня, поставим ударение, подберём проверочное слово.
- Как вы считаете важно ли иметь родню человеку?
- Я с вами полностью согласна, значение семьи для человека очень важна и об этой важности посвящает своё творчество наш народ. Ещё издавна младших почитали старших, из избы никогда не выносили ссоры. Читая сказки, пословицы, поговорки, песни, колыбельные, мы с вами можем увидеть, как наш народ ещё с древности заботился о своей семьи.
- Ребята, но о родне писали не только в старые времена, например Я.Аким – известный писатель. Яков Аким родился 15 декабря 1923 года в Костромской губернии. Его отец был инженером, хорошо играл на скрипке, мать работала библиотекарем, часто пела под гитару или играла на мандолине. Сам Яков играл на баяне. В доме будущего писателя часто звучала музыка, пели романсы. Эту атмосферу он запечатлел в ряде своих стихотворений.
В начале 1930-х семья переехала в Москву. Здесь Яков Аким начал посещать драмкружок, увлёкся литературой. Окончив в 1941 году девять классов, Яков Лазаревич ушёл на фронт, по окончании войны был награждён орденами за участие в Великой Отечественной войне.
Сочинять стихи Яков Аким начал после войны. Обращение к детской поэзии сам писатель связывал с появлением дочери. С 1950 года Яков Лазаревич начал печатать свои произведения в журналах «Мурзилка» и «Пионер».
- Яков Аким, также посвящал своё творчество семье. Сегодня, я предлагаю вам познакомиться с одним из его произведений – «Моя Родня»
- Поставьте пальчик на начало произведения, слушайте внимательно и следите за моим чтением.
- Ребята, встретились ли вам неизвестные слова?
- Как вы понимаете словосочетание «Лопоухий щенок»?
- Да, это щенок с оттопыренными в стороны ушками.
Первичное закрепление
- Ребята, чтобы понять о чём это произведение, я предлагаю вам ещё раз прочитать, но как пчёлки.
- Отличная работа!
- Ребята, сейчас, я предлагаю прочитать вместе, по цепочке, следите друг за другом внимательно.
- Ребята, а кого мальчик считает своей роднёй?
- Да, папа, мама, сестра, брат, щенок, друг Серёжа.
- Ребята, а кого бы вы отнесли к родне после прочитанного произведения?
- Посмотрите внимательно, как доказывает мальчик свою любовь к родным?
- Да он хочет сделать им подарки. Скажите, пожалуйста, а важны ли подарки? Или важно внимание?
- Я с вами полностью согласна, подарок не имеет значение, значение имеет внимание, забота и искренность.
Физ.минутка
Самостоятельная работа
- Ребята, я предлагаю вам создать свой рассказ о своей родне на карточках.
Расскажи как зовут твоих родителей: | | Кем они работают? | | Какое у них любимое занятие? | | | Все вместе мы … | | | Я очень люблю … | | |
- Кто желает поделиться?
3.5 Повторение и включение в систему знаний
- Ребята, мы с вами прочитали такое замечательное произведение «Моя Родня». Напомните, пожалуйста, о чём оно?
- Ребята, обратите внимание нашего народа о семье, я предлагаю вам прочитать их, и выбрать те, которые подходят к нашему произведению.
Организует работу с пословицами и поговорками о семье.
· Когда нет семьи, так и дома нет. · Семья в куче - не страшна и туча. Человек без семьи, что дерево без плодов |
- Важна ли семья для человека?
4. Рефлексия
- Оцените свою деятельность, дополнив предложения на ромашке: Я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…