СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Тема: Я. Аким «Моя родня»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Тема: Я. Аким «Моя родня»»

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ЗернПК)










ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Урока литературного чтения,

проведённого «2» мая 2023 года в 1 «А» классе МБОУ СОШ №17 с. Крученая Балка

в процессе прохождения ПМ.01 Преподавание по программам НОО

студенткой 4 «А» группы

Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Григорьевой Елизаветой Андреевной












Зерноград,

2023



Класс 1 «А», предмет литературное чтение

Тема: Я. Аким «Моя родня»

Цель: формирование умений выделять главную мысль прочитанного текста

Задачи урока:

Дидактические:

- актуализировать знания о прочитанных произведениях о дружбе;

- содействовать усвоению знаний определять главную мысль прочитанного, а также соотносить её с подходящей по смыслу пословицей;

- формировать умения у обучающихся читать произведение с правильной интонацией.

Развивающие:

- способствовать развитию грамотной письменной и устной речи;

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к ценностям своего народа и отражение их в истории;

- способствовать воспитанию бережного отношения к главной ценности народа – семья.

Планируемые результаты урока:

Предметные

— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Познавательные:

П1: — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,

классификации, сравнения, исследования);

Регулятивные:

Р1: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

Р2: — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Коммуникативные:

К1: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой

среде;

К2: — проявлять уважительное отношение к собеседнику

Личностные

Л1: - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

Л2: - освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания.


Результаты сформулированы в ФГОС НОО, программе дисциплины, методическом пособии и т.д. (не в поурочных разработках!!)

Межпредметные связи: русский язык

Оснащение урока:

- дидактические средства: учебник, карточки для самостоятельной работы

- интерактивное/электронное оборудование: проектор, компьютер

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная

Формы контроля: самопроверка, учительский контроль


ХОД УРОКА


Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Пред-

метные

Мета-пред-метные

Личностные

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)

Задача этапа: - способствовать развитию грамотной письменной и устной речи;

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

- воспитывать интерес к ценностям своего народа и отражение их в истории;

Беседа

Рассказ

Приветствует обучающихся, организует рассказ о том, что ценности объединяют народы, предлагает узнать об ещё одной ценности народа

Приветствуют учителя


Слушают учителя.


К1

Л1

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Задача этапа: - актуализировать знания о прочитанных произведениях о дружбе;

- способствовать развитию грамотной письменной и устной речи;

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

Игровой метод

Объяснение

Предлагает вспомнить изученные произведения с помощью викторины.

Объясняет правила игры.

Отвечают на вопросы викторины

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

П1

К1

К2

Л1

Л2



3.ОРГАНИЗАЦИЯ


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


3.1. Целеполагание


Задача этапа:

- способствовать развитию грамотной письменной и устной речи;

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

- воспитывать интерес к ценностям своего народа и отражение их в истории;

- способствовать воспитанию бережного отношения к главной ценности народа – семья

Демонстрация

Объяснение

Рассказ



Беседа



Беседа

Предлагает узнать о какой важной ценности будет идти речь на уроке, проанализировав пословицы и поговорки.

Организует рассказ, что ещё с древней Руси народ посвящал своё творчество данной ценности.

Предлагает определить тему урока прочитав её слева на право.

Организует беседу о значении слова «Родня», и кто к ней относится.

Предлагает определить цель урока, расставив слова в верной последовательности.


Работают с пословицами и поговорками.


Слушают рассказ.



Определяют тему урока.


Представляют своё мнение.


Определяют цель урока



К1

К2

Л1

Л2

3.2. Открытие нового знания.


Задача этапа: - содействовать усвоению знаний определять главную мысль прочитанного, а также соотносить её с подходящей по смыслу пословицей;

- формировать умения у обучающихся читать произведение с правильной интонацией.

- способствовать воспитанию бережного отношения к главной ценности народа – семья

Словарная работа



Беседа


Рассказ








Рассказ, иллюстрация

Работа с учебником

Демонстрация

Словарная работа

Организует работу над словом «родня», предлагает поставить ударение и подобрать проверочное слово.

Спрашивает у обучающихся: «Важно ли иметь родню человеку?»

Рассказывает обучающимся о значении семьи ещё с древних времён, как с почётом относились к членам семьи. Обращает внимание, что, читая сказки, колыбельные и другие жанра фольклора, можно заметить, как бережно относятся к данной ценности.

Организует рассказ о жизни и творчестве русского писателя Я. Акима.

Предлагает прочитать произведение Я. Акима «Моя родня».

Демонстрирует чтение обучающимся.

Организует словарную работу.

Ставят ударение в слове, подбирают проверочное слово.



Отвечают на вопрос


Слушают учителя








Слушают биографию писателя





Следят за чтением учителя


Находят незнакомое слово

— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

К1

К2

Л1

Л2

3.3. Первичное закрепление


Задача этапа:

- способствовать развитию грамотной письменной и устной речи;

- способствовать воспитанию бережного отношения к главной ценности народа – семья

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

Жужжащее чтение

Чтение по цепочке

Диалог

Организует жужжащее чтение.

Организует чтение по цепочке.

Спрашивает обучающихся: «Кого мальчик считал своей семьёй?», «Кого бы вы отнесли к своей родне?», «Как мальчик показывал свою любовь к родным?», «Важны ли подарки, или важно внимание?»

Читают произведение


Отвечают на вопросы






— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

К1

К2

П1

Р1

Р2

Л2

3.4. Самостоятельная работ

а

Задача этапа:

- способствовать развитию грамотной письменной и устной речи;

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

Творческое задание

Предлагает выполнить самостоятельно задание на карточке и составить рассказ о своей семьи.


Предлагает поделиться написанным

Выполняют задание




Делятся рассказом


Р1

Р2

К1

К2

Л2

3.5. Повторение и включение в систему знаний

Задача этапа: - содействовать усвоению знаний определять главную мысль прочитанного, а также соотносить её с подходящей по смыслу пословицей;

- формировать умения у обучающихся читать произведение с правильной интонацией.

- воспитывать интерес к ценностям своего народа и отражение их в истории;

- способствовать воспитанию бережного отношения к главной ценности народа – семья

Диалог

Демонстрация, объяснение

Беседа


Предлагает вспомнить о чём произведение «Моя Родня».

Предлагает обратить внимание на пословицы и выбрать те, которые подходят к произведению.

Отвечают на вопросы учителя.


Работают с пословицами

— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

К1

К2

П1

Л2

4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задача этапа:

- способствовать развитию грамотной письменной и устной речи;

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

Рассказ

Самооценка

Предлагает оценить свою деятельность, дополнив предложения на символе семьи – ромашке: Я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно…

Оценивают свою деятельность


Р1

Р2















  1. Мотивация к учебной деятельности

- Ценности есть у каждого народа, есть ценности, которые нас различают, а есть те, которые объединяют.

- Ребята, сегодня мы с вами узнаем ещё об одной ценности нашего народа, а для начала вспомним то, что изучили на прошлых уроках.

  1. Актуализация опорных знаний

- Я предлагаю вам вспомнить какие произведения мы с вами изучили о дружбе, с помощью викторины.

- Задача викторины, следующая: на доске, будет высвечиваться произведение, а ваша задача поднять руку, назвать героев и о чём это произведение.



- Отлично, вижу, что вы читали произведения вдумчиво.

2.1. Целеполагание

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о самом ценном, что есть у человека, а что же это, мы узнаем из поговорок нашего великого, русского народа!

На что клад, коли в семье лад

Семья – печка, как холодно все в ней собираются

- Да, верно, мы продолжим говорить о семье.

- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока прочитаем слева на право.

- А что такое родня?

- Кто относится к вашей родне?

- Я с вами согласна, родня – это родные, близкие люди, к ней можно отнести папу, маму, бабушку и дедушку, братиков и сестричек.

- Поставим цель нашего урока расставим в верной последовательности слова (научиться выделять главную мысль прочитанного)

2.2. Открытие нового знания

- Обратите, внимание на слово родня, поставим ударение, подберём проверочное слово.

- Как вы считаете важно ли иметь родню человеку?

- Я с вами полностью согласна, значение семьи для человека очень важна и об этой важности посвящает своё творчество наш народ. Ещё издавна младших почитали старших, из избы никогда не выносили ссоры. Читая сказки, пословицы, поговорки, песни, колыбельные, мы с вами можем увидеть, как наш народ ещё с древности заботился о своей семьи.

- Ребята, но о родне писали не только в старые времена, например Я.Аким – известный писатель. Яков Аким родился 15 декабря 1923 года в Костромской губернии. Его отец был инженером, хорошо играл на скрипке, мать работала библиотекарем, часто пела под гитару или играла на мандолине. Сам Яков играл на баяне. В доме будущего писателя часто звучала музыка, пели романсы. Эту атмосферу он запечатлел в ряде своих стихотворений.
В начале 1930-х семья переехала в Москву. Здесь Яков Аким начал посещать драмкружок, увлёкся литературой. Окончив в 1941 году девять классов, Яков Лазаревич ушёл на фронт, по окончании войны был награждён орденами за участие в Великой Отечественной войне.
Сочинять стихи Яков Аким начал после войны. Обращение к детской поэзии сам писатель связывал с появлением дочери. С 1950 года Яков Лазаревич начал печатать свои произведения в журналах «Мурзилка» и «Пионер».

- Яков Аким, также посвящал своё творчество семье. Сегодня, я предлагаю вам познакомиться с одним из его произведений – «Моя Родня»

- Поставьте пальчик на начало произведения, слушайте внимательно и следите за моим чтением.

- Ребята, встретились ли вам неизвестные слова?

- Как вы понимаете словосочетание «Лопоухий щенок»?

- Да, это щенок с оттопыренными в стороны ушками.

Первичное закрепление

- Ребята, чтобы понять о чём это произведение, я предлагаю вам ещё раз прочитать, но как пчёлки.

- Отличная работа!

- Ребята, сейчас, я предлагаю прочитать вместе, по цепочке, следите друг за другом внимательно.

- Ребята, а кого мальчик считает своей роднёй?

- Да, папа, мама, сестра, брат, щенок, друг Серёжа.

- Ребята, а кого бы вы отнесли к родне после прочитанного произведения?

- Посмотрите внимательно, как доказывает мальчик свою любовь к родным?

- Да он хочет сделать им подарки. Скажите, пожалуйста, а важны ли подарки? Или важно внимание?

- Я с вами полностью согласна, подарок не имеет значение, значение имеет внимание, забота и искренность.


Физ.минутка

Самостоятельная работа

- Ребята, я предлагаю вам создать свой рассказ о своей родне на карточках.

Расскажи как зовут твоих родителей:


Кем они работают?


Какое у них любимое занятие?



Все вместе мы …



Я очень люблю …



- Кто желает поделиться?

3.5 Повторение и включение в систему знаний

- Ребята, мы с вами прочитали такое замечательное произведение «Моя Родня». Напомните, пожалуйста, о чём оно?

- Ребята, обратите внимание нашего народа о семье, я предлагаю вам прочитать их, и выбрать те, которые подходят к нашему произведению.

Организует работу с пословицами и поговорками о семье.

· Когда нет семьи, так и дома нет.

· Семья в куче - не страшна и туча.

Человек без семьи, что дерево без плодов

- Важна ли семья для человека?

4. Рефлексия

- Оцените свою деятельность, дополнив предложения на ромашке: Я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…