Урок литературного чтения 4 класс УМК Перспектива
Тема: Ш. Перро «Мальчик с пальчик»
Цель: создать условия для формирования умений, обеспечивающих способность быть читателем, мировоззрения детей, обогащения умственного потенциала.
Задачи:
закрепить понятие о народных и литературных сказках;
учить различать положительных и отрицательных героев сказки;
учить работать с сюжетом сказки, выделять особенности сказки;
развивать умение анализировать произведения, определять главную мысль; развивать речь, память, внимание, воображение;
воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к ближнему, сопереживание.
Ход урока:
Организационный момент 1мин СЛАЙД 1
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сядьте, не спеша
И начнём урок, друзья.
Артикуляционная гимнастика 4 мин СЛАЙД 2
- Подготовим к общению наш артикуляционный аппарат
Ручки растираем и разогреваем.
И лицо теплом своим мы умываем
Грабельки сгребают все плохие мысли
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро
Их вперед сгибаем
Тянем вниз за мочки
А потом уходим пальцами на щечки
Щечки разминаем, чтобы надувались
Губки разминаем, чтобы улыбались
Как утята к утке, клювики потянем
Разомнем их мягко, не задев ногтями
Уголками губ мы щечки поднимаем
А потом от носа мы к губам стекаем
Губки пожуем мы, шарики надуем
И губами вправо-влево потанцуем
Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит
Под другой губой лежит, кулачок другой стучит
Тянем подбородок и его щипаем
А потом по шейке ручками стекаем.
Речевая разминка 4 мин СЛАЙД 3
- Сегодня мы будем читать про себя и вслух, быстро, выборочно и выразительно.
По следам от крошек
Не выбраться из леса.
Но малыш не унывает,
Братьев снова он спасает!
Ростом с палец лишь всего,
Как же все зовут его?
Чтение про себя
Чтение шепотом
Чтение четвертой строки с разной интонацией.
Чтение вслух отдельными учащимися
Постановка темы и целей урока. АОЗ
- С каким произведением продолжим работать? СЛАЙД 4
- Что предстоит сделать сегодня на уроке?
-Помни правило, когда ты читаешь, надо думать, представлять, переживать, понимать.
-Сегодня мы продолжим работать над содержанием сказки и постараемся определить ее главную мысль, через характеристику героев, будем учиться составлять план сказки и творчески ее пересказывать.
-Но сначала повторим имеющиеся знания. Они нам помогут достичь поставленных задач.
- Кто сочиняет сказки? (народ, авторы) Приведите примеры. СЛАЙД 5
- Какими особенностями отличается сказка от других литературных произведений? СХЕМА НА ДОСКЕ
Есть зачин(начало) ЖИЛИ-были |
Концовка |
Троекратный повтор |
Волшебные герои |
Волшебные события |
Добро побеждает зло |
Мудрость |
-Какие сказки бывают по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных) СЛАЙД 6
- Какие сказки вам больше всего нравятся? Почему?
Ученица читает наизусть СЛАЙД 7
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться
Что-то ждет нас впереди
Слышишь?
Сказка в дверь стучится
Скажем сказке «ЗАХОДИ»! Демонстрация работ учащихся по теме «Сказки Ш.Перро»
Работа по теме урока
Мы получили возможность пригласить сказки в гости, благодаря вашей домашней подготовке.
. Вы узнаете, из каких сказок эти герои?
- Что их объединяет?
-А что вы помните о самом сказочнике? СЛАЙД 8
- К какому виду сказок относятся сказки Перро? (волшебные)
- А где водятся волшебники? СЛАЙД 9 МУЗЫКА
Физминутка под песню «Где водятся волшебники»
-Закройте глаза и представьте самую яркую картину. Поделитесь своими представлениями?
- Кому вы больше всего сочувствовали?
-За кого переживали? Почему?
- Кто герои сказки?
- В какой ситуации оказались дети? Почему так сложилась судьба детей?
Как удалось детям выбраться в первый раз?
Найдите и прочитайте фрагмент.
Почему это не получилось во второй раз. Где об этом написано?
Какой конец сказки?
Дифференцированная работа в группах
Для следующего вида работы разделимся на группы . Задания на цветных карточках
Задания для групп. Характеристика героев
1 группа Самостоятельно. Мальчик с пальчик
2 группа Людоед Характеристика по вопросам-помощникам. Какой он? Какие поступки совершает?
3 группа Жена людоеда. Родители. (выбрать подходящие прилагательные из предложенного списка) выбрать из предложенных имён прилагательных те, которые точнее характеризуют героя)
Прочитайте, какие характеристики получились.
Выступление групп. СЛАЙДЫ 10-12
Выводы:
Какое качество помогло спастись в третий раз? (Смекалка, сообразительность, смелость)
-Хорошо ли поступил мальчик с Людоедом и его дочерями? (мальчик с пальчик очень хотел спасти своих братьев и вернуться с ними домой , у него не было другого выхода, иначе Людоед съел бы их всех)
- А как бы вы поступили на его месте? Какой совет могли бы дать герою?
- Как сказал А. Пушкин – сказка ложь, да в ней намек. Чему же учит нас эта сказка?
- Прочитайте пословицы. Какие из них соответствуют сказке?
«Мудрец отличен от глупца тем, что мыслит до конца»
Мал, да удал. Делу-время, потехе-час.
Автор дает нам читателям надежду на счастье, на удачу. Если ты добрый, смелый, учтивый, помогаешь людям, то окружающие ответят тебе тем же. Это лучшая награда для человека.
- Попробуем пересказать сказку. Зачем нам это надо?
- Мамы рассказывали вам сказки в детстве, когда-то и вы будете их рассказывать своим малышам. Чтобы запомнить сказку на будущее, поучимся ее пересказывать.
-Как легче пересказать?
Работа в паре по составлению картинного плана
- Чтобы подготовиться к пересказу сказки, составим картинный план. Восстановите последовательность событий, используя разрезные иллюстрации. Вспомните, что было сначала, потом. Поработайте в паре. Не забывайте правила работы в паре.
Правила работы в паре.
Проверка по образцу
Пересказ по плану 1-2 сильными учащимися
Домашнее задание.
Выбрать и пересказать подробно любой эпизод сказки.
Рассказать эту историю от лица Мальчика-с-пальчик.
В Р.Т. творческое задание стр.21
Итог урока. Рефлексия
Пользуясь нашим алгоритмом проанализируйте прочитанную сказку.
Алгоритм.
1.Мы прочитали сказку __________
2. Её написал ______________, значит, сказка_________.
3. По содержанию сказка___________________.
4. Положительные герои____________________.
5. Отрицательные герои____________________.
6. Помощники____________________________.
7.Нейтральные персонажи__________________.
8. Сказка учит___________________________.
Задания для групп. Характеристика героев
1 группа Самостоятельно. Мальчик с пальчик (Характеристика)
2 группа Людоед Характеристика по вопросам-помощникам. Какой он? Какие поступки совершает?
3 группа Жена людоеда.( Характеристика)