- Сегодня мы выясним, кто из вас лучше всех усвоил этот раздел учебника и готов дальше изучать новые произведения. Урок проведем в форме игры «Конкурс знатоков». 1Конкурс «Эрудит.» -Соедините фамилию автора с именем и отчеством. 1.Михаил Михайлович Чарушин 2 .Евгений Иванович Астафьев 3 .Виктор Петрович Пришвин 4. Александр Иванович Мамин-Сибиряк 5 Дмитрий Наркисович Куприн 2 «Угадай героя» - Почти в каждом прочитанном произведении этого раздела действующим героем являются животные. Ваша задача: выслушав описание, которое я зачитаю, угадать животное и поднять цифровую карточку с правильным номером. Учитель читает описание: «Весёлая эта собачка, всем нравится: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок». (Вьюшка) 4 «Летом этот пёс с головы до конца хвоста был унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи, а потом, высохнув, превращались в сотни коричневых болтающихся сталактитов». (Барбос) «Пёстрая собачонка только виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала». (Соболько) «Она принадлежала к породе маленьких собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость». (Жулька) «Гордая, настоящая царская птица. Помани его кормом, да не дай другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица…» (Приёмыш) «Из всей семьи она вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове». (Выскочка) - С какой целью мы провели этот этап конкурса? Оцените свою работу 3 «Узнай, кто это?» - А теперь мы вспомним авторов произведений, которые писали об этих животных. И мы переходим к третьему этапу игры. В этом конкурсе я зачитаю вам некоторые отрывки биографии каждого писателя. Ваша задача определить о каком авторе идет речь и поднять соответствующий номер. 1 Михаил Михайлович Пришвин. Этот писатель получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Он был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. 2 Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк Семья этого писателя жила довольно скромно, но в доме было много книг, и любовь к чтению, интерес к литературе уже в детстве был привит мальчику во многом под влиянием отца. За свою жизнь он написал около 150 рассказов, сказок, очерков, повестей для детей, самые интересные из них написаны на Урале и посвящены уральской жизни. 3 Евгений Иванович Чарушин Этот писатель разносторонне одарённый: играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью и скульптурой. Он был не только писателем, но и художником. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. 4 Виктор Петрович Астафьев Детство и юность этого писателя прошли за Полярным кругом – в детском доме посёлка Игарка. После Великой Отечественной войны работал слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником. На высшие литературные курсы поступил только в возрасте 35 лет. 5 Александр Иванович Куприн На заре воздухоплавания этот писатель одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах. - С какой целью мы провели этот конкурс Оцените свою работу Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Шеей крутим осторожно - Голова кружиться может. Влево смотрим - раз, два, три. Так. И вправо посмотри. Вверх потянемся, прогнёмся, И за парты вновь вернёмся 4«Бюро находок» Есть вещи, которые знать обязательно, Есть вещи, которые знать нежелательно, Есть вещи, которые лучше не знать И вещи, что лучше бы не забывать. А есть просто потерянные вещи, которые находятся в этом чёрном ящике. -Узнайте, из каких произведений эти предметы? (Рисунки предметов). Норка (« Стрижонок Скрип»). Рога («Кабан»). Хвост («Выскочка»). Миска («Барбос и Жулька»). Лодка («Приёмыш»). Метла («Кабан»). Оцените свою работу |