воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.
- позитивное отношение к чтению народных сказок.
- Литературное чтение. 2 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
- Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I Мотивация ( самоопределение к учебной деятельности) | Всем доброе утро. Прошу садиться. Учитель – Настроенье каково? Дети – Во! Учитель – Все такого мнения? Дети – Все без исключения! Учитель – Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачным? Дети – Настроение должно быть хорошим, деловым. Учитель – Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение. Дети – Спасибо! -Ребята, поднимите руку у кого много друзей. - Часто ли вы ходишь к друзьям в гости? - А кто любит принимать гостей? - У нас тоже сегодня гости. Давайте им покажем свое гостеприимство хорошей работой. Учитель – Всё у человека предназначено для самого себя: глаза, чтобы … Учитель – Рот, чтобы … Учитель - Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки нашим гостям. | Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: мотивация, осознание смысла (смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности. Регулятивные: Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание. Коммуникативные: оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем. Познавательные: Анализ визуальной информации, выделение главного в информации |
II. Речевая разминка. | Ребята, скажите, пожалуйста, что значит хорошо читать? Дети- Для того, чтобы сегодня мы с вами читали правильно и выразительно мы проведём разминку. Слайд «Веселый язычок» Прочитаем чистоговорку хором, по – одному Слайд Са-са-са Это хитрая лиса Су-су-су И живет она в лесу Сы-сы-сы Много дел у той лисы Со-со-со Она крутит колесо. | читать выразительно, громко, чётко. Проговаривают скороговорку | Личностные: Построение смысла учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, смыслообразование, личностная самооценка. Регулятивные: контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания. Коммуникативные: организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания. Познавательные: смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных |
III Проверка д/з | Ребята, скажите, пожалуйста, какой раздел по литературному чтению мы изучаем- Что относится к этому разделу? - Сказки бывают разные. - Есть сказки, которые сочиняют писатели. Как называются такие сказки? (Авторские) - А есть сказки, которые сочинил народ. И они называются (народные) - Скажите, ребята, а какие бывают сказки? -Какую сказку мы прочитали на прошлом уроке? -Попробуем ее инсценировать. Дима (Лера)-тетерев Полина (Настя) –лиса. -Что делала лиса, чтобы тетерев спустился с дерева? -О каком указе говорила лисица? – Существовал ли на самом деле этот указ? -С какой целью лиса придумала указ? -Как вы думаете, поверил ли тетерев в то, что указ появился? - Как вы думаете, почему тетерев сказал лисице о собаках? – Чему учит сказка? Поняли ли вы мысль сказки? Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи. | Устное народное творчество Песенки, потешки, пословицы, загадки, сказки) Волшебные, бытовые, о животных Лиса и тетерев Инсценировка сказки она выдумала указ и пыталась ласковыми словами выманить тетерева к себе вниз, пыталась сделать так, чтобы он спустился с дерева об указе, что никто из зверей друг друга не трогает нет, лиса его придумала сама чтобы убедить тетерева спуститься с дерева и лиса бы его сьела Тетерев был не менее хитрым чем лисица, поэтому он решил проверить правду ли существует указ, говорила ли лисица правду, или лгала в очередной раз. Эта сказка учит не слушать хитростей тех, кому изначально нет доверия. | |
3. Сообщение темы урока. Мотивация чтения. | А сегодня мы будем изучать еще одну сказку, а как она называется, вы ответите мне сами. (работа в парах) У вас на столах числа, но не простые. первой паре (Полине и Лере) необходимо эти числа расставить в порядке увеличения ,второй паре(Диме, Насти…в порядке уменьшения) Все верно, молодцы. Переворачиваем карточки и у вас получилась…какая сказка? Верно..Лиса и Журавль -Кто скажет, что мы будем изучать на уроке? -Да, верно, сейчас мы прочитаем сказку про Лису и Журавля. С лисичкой вы знакомы, а сегодня я хотела бы вам показать и рассказать про журавля. Слайд | Отгадывают загадки Выполняют инструкцию учителя Ответы детей Знакомятся с журавлем. | Личностные: наличие мотивации к работе на результат. Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. (Регулятивные УУД). Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы. (Познавательные УУД). |
Первичное чтение учителем Работа с незнакомыми словами | Чтение учителем сказки. Вам в сказки встретились слова, которые незнакомы Вам Потчевать - угощать не обессудь - не суди строго несолоно хлебавши- оказалась ни с чем, обманулась в своих ожиданиях окрошка- «летний суп», состоящий из овощей с квасом званый (обед)- праздничный, особенный врозь - не вместе | Слушают и следят пальчиком. | Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли. Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею) |
Физкультминутка | | Повторяют движения за учителем. | |
4. Работа над содержанием сказки. А) Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию. Б) Целевая установка. В)Перечитывание сказки по абзацам и анализ. | - Кто из героев сказки вам понравился и почему? Давайте перечитаем эту сказку и разберёмся, кто из вас прав. - Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»? (Ответы детей) Обобщение учителя: Только- только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали. - Что значит покумились? - Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слов «вздумала»? -Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте. -Как же Лиса звала Журавля? (По-доброму, как принято у русских людей.) - Прочитайте 4 абзац. Что приготовила Лиса? Почему? (Сказка давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.) - А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете? - А что сделала Лиса? - Зачем она размазала кашу по тарелке? - Как она угощала гостя? (Подала тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай, голубчик-куманёк, сама стряпала») - Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки? - Тогда где же, в чём, когда она допустила промашку? - Прочитайте следующие два предложения. - Как ел Журавль? (Клевал) - А как едят другие птицы? - Знала ли об этом Лиса? (Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.) - Как ела Лиса? - В чём была её оплошность? (Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» - и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.) - Как могут вести себя разные люди, когда их обманули? ( Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.) - Как поступает Журавль? (Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.) | (Ответы детей разные.) Породнились на крестинах ребёнка, стали кумовьями. Чтобы гость не обжёгся. Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам. Тогда, когда начали есть. | Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли. Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею) |
Зрительная физминутка | Слайд | Выполняют по инструкции учителя | |
4. Работа над продолжением содержанием сказки. | - Прочитайте следующий абзац. - Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль? - Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет? - Какое слово в этом абзаце подсказывает нам ответ? - Прочитайте ещё раз, какими словами Лиса угощала Журавля? - Как Журавль угощал Лису? - Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения? - Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения? (Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.) - Что почувствовала Лиса после такого угощения? Давайте прочитаем дальше. -Что значит «взяла досада»? - Вы удивлены этому? Да, обидно. Только обида обиде рознь. Почему? - Но чего не учла? - А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться? - Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае? | умышленно приготовил предупредил, что никакого другого угощения нет Нет. Кому приятно, когда над тобой насмехаются, пригласив в гости. Но ведь Журавлю тоже было обидно возвращаться домой голодным. Лиса не умышленно обидела Журавля: она его угостить хотела. Что, если приглашаешь гостя, надо знать его вкусы и возможности; во время приёма надо заниматься гостем, а не собой.) Культурно, искренне, честно. | Коммуникативные: уметь выражать свои мысли. Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею) |
Вывод | Тактично обратить внимание Лисы на совершённую ею оплошность; намекнуть, что каши ему не досталось; если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось; а если пригласил, то будь выше своей обиды, учти все промахи, допущенные тем, кто с тобой захотел дружить и с кем ты не прочь подружиться | | |
| - Дочитаем сказку до конца. - Что значит «несолоно хлебавши»? - В этих строках есть пословица. Перечитаем её ещё раз. «Как аукнется, так и откликнется». - Объясните смысл пословицы. - Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость. И в этой пословице действительно заключена огромная мудрость. А к кому она обращена? (К каждому из нас.) - И, главное до того, как мы обидели кого-то. Пословица прямо так и говорит каждому из нас: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно, потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой. Так что, если, как тебе кажется, кто-то незаслуженно тебя обидел, подумай, в чём ты виноват, чем ты спровоцировал обиду, которая вернулась к тебе. | | |
Обобщение | - А теперь вернёмся к началу нашего урока, там, где мы выясняли, кто из героев этой сказки лучше. Как вы теперь ответите на этот вопрос. -А что же их объединяет? Народные сказки были придуманы очень- очень давно. А зачем они нужны нам сегодня? Если в жизни случилась неудача, прежде всего надо спросить себя: не я ли сам причина моих бед, не моё ли поведение провоцирует эти беды. Что мне нужно изменить в себе, чтобы не было за себя стыдно, и окружающим стало со мной спокойно и хорошо. Ребята, посмотрите на доску, у нас слова на доске: умный, хитрая, находчивый, жадная, злопамятный Какие слова мы можем отнести лисе? Журавлю? (выходят по -одному к доске) и напротив героя прикрепляют слово, характеризующее его. Да, действительно, вы верно дали характеристику героям. -А как хорошо вы запомнили последовательность событий в сказке я узнаю после выполненной вами работы. У вас на столах события из сказки, но они совсем не в той последовательности. Ваша задача: восстановить последовательность. | Оба персонажа не хороши, неприятны. Интерес к самим себе и безразличие к тому, кто рядом. Они учат людей честности, трудолюбию, доброте. Выполняют задания, по–цепочке у доски. Самостоятельно выполняют задания. | Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли. Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею) |
Резерв! | Чтение сказки по ролям. | | |
Домашнее задание | Выразительно читать сказку стр. 40-41, чтение по ролям Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку | Записывают домашнее задание | |
Рефлексия | Ребята, у Вас на столах, смайлики Если вам понравилось, как вы работали, то покажите улыбающегося смайлика. Если нет, то грустного. | | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия. Личностные: Способность к самооценке. |
.