СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 4 КЛАССЕ В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 4 КЛАССЕ В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»»

МБОУ Блюдчанская СШ  Чановского района Новосибирской области  В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Подготовила  учитель начальных классов Герасимова Н.Ф.  1

МБОУ Блюдчанская СШ Чановского района Новосибирской области В.Ф. Одоевский

«Городок

в табакерке»

Подготовила

учитель начальных классов Герасимова Н.Ф.

1

Прочитайте  Сказка по лесу идёт –  Сказку за руку ведёт,  Из реки выходит сказка,  Из трамвая! Из ворот!  Это что за хоровод?  Это сказок хоровод!  Сказка – умница и прелесть,  С нами рядышком живёт.  Чтобы,  Чтобы,  Чтобы снова  Добрый злого  Победил!  Чтобы добрый,  Чтобы злого  Стать хорошим  Убедил!    2

Прочитайте

Сказка по лесу идёт – Сказку за руку ведёт, Из реки выходит сказка, Из трамвая! Из ворот! Это что за хоровод? Это сказок хоровод! Сказка – умница и прелесть, С нами рядышком живёт. Чтобы, Чтобы, Чтобы снова Добрый злого Победил! Чтобы добрый, Чтобы злого Стать хорошим Убедил!

2

3

3

Сказки о животных Социально-бытовые сказки Главные герои: животные. Если участвует человек, то он противопоставлен животным Волшебные сказки Главные герои: люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости. «Медведь и лиса» «Лиса и тетерев» «Лиса и журавль»… « Каша из топора» «Умная внучка» «Солдат и царь»… Главные герои: люди, фантастические существа. Животные обычно являются помощниками сказочных героев. «Василиса Прекрасная» «Царевна - лягушка» «Кощей Бессмертный» 4

Сказки о животных

Социально-бытовые сказки

Главные герои:

животные. Если участвует человек, то он противопоставлен животным

Волшебные сказки

Главные герои:

люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости.

«Медведь и лиса»

«Лиса и тетерев»

«Лиса и журавль»…

« Каша из топора»

«Умная внучка»

«Солдат и царь»…

Главные герои:

люди, фантастические существа. Животные обычно являются помощниками сказочных героев.

«Василиса Прекрасная»

«Царевна - лягушка»

«Кощей Бессмертный»

4

Авторские сказки Авторские сказки Нет четкого деления. Зависят от авторской фантазии. Могут быть сказки, написанные стихами (сказки Пушкина), пьесы-сказки (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»). В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, легенды, даже пословицы и детской песенки. 5

Авторские сказки

Авторские сказки

Нет четкого деления. Зависят от авторской фантазии. Могут быть сказки, написанные стихами (сказки Пушкина), пьесы-сказки (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»). В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки, предания, поверья, легенды, даже пословицы и детской песенки.

5

6

6

7

7

В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом «Дедушка Ириней». Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей  «Детские сказки дедушки Иринея».  Сюда вошли сказки «Червячок»,  «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке». 8

В. Ф. Одоевский

работал под псевдонимом «Дедушка Ириней».

Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей

«Детские сказки дедушки Иринея».

Сюда вошли сказки «Червячок»,

«Мороз Иванович» и

«Городок в табакерке».

8

9

9

Табакерка - маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли. 10

Табакерка - маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли.

10

11

11

12

12

13

13

Бюро - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой 14

Бюро - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

14

Горка – это мебель для посуды 15

Горка – это мебель для посуды

15

Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах. 16

Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах.

16

Флюгер - прибор для определения направления и измерения скорости ветра. 17

Флюгер - прибор для определения направления и измерения скорости ветра.

17

18

18

Затеплилась звездочка – Право - С сими словами – Учтиво – 19

Затеплилась звездочка

Право -

С сими словами

Учтиво

19

 Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.   20-21

Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

20-21

Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу.  “Да отчего же, — подумал Миша, — папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости”.  — Извольте, с величайшею радостью!   22-23

Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу. “Да отчего же, — подумал Миша, — папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости”. — Извольте, с величайшею радостью!

22-23

 — Динь-динь-динь! — отвечал мальчик. — Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной.  Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.    24-25

— Динь-динь-динь! — отвечал мальчик. — Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной. Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.

24-25

Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали.  — Весело вы живете, — сказал им Миша, — век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день.  — Динь-динь-динь! — закричали колокольчики. — Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и все это очень нам надоело; из городка мы — ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.   26-27

Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. — Весело вы живете, — сказал им Миша, — век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день. — Динь-динь-динь! — закричали колокольчики. — Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и все это очень нам надоело; из городка мы — ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.

26-27

Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал:  — Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры!  — Это я, — храбро отвечал Миша, — я — Миша...  — А что тебе надобно? — спросил надзиратель.  — Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают...  — А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры...   28-29

Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал: — Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры! — Это я, — храбро отвечал Миша, — я — Миша... — А что тебе надобно? — спросил надзиратель. — Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают... — А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры...

28-29

Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей:  — Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?  — Зиц-зиц-зиц, — отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! 30-31

Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей: — Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете? — Зиц-зиц-зиц, — отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!

30-31

В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались... 32

В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались...

32

Понравилась ли вам сказка? Совпали ли ваши предположения , которые вы высказывали до прослушивания сказки? Действительно ли Миша побывал в городке в табакерке? Что хотел сказать читателям В.Ф. Одоевский в своем произведении? 33
  • Понравилась ли вам сказка?
  • Совпали ли ваши предположения , которые вы высказывали до прослушивания сказки?
  • Действительно ли Миша побывал в городке в табакерке?
  • Что хотел сказать читателям В.Ф. Одоевский в своем произведении?

33

Все в мире взаимосвязано и движется трудом. Табакерка- это микромодель мира. Когда постоянно думаешь о какой-то проблеме или загадке, то решение рано или поздно придет к тебе, пусть даже во сне. Человек должен беречь все прекрасное. Беречь надо и вещи, если хочешь продлить удовольствие пользоваться ими, любоваться ими. 34

Все в мире взаимосвязано и движется трудом.

Табакерка- это микромодель мира.

Когда постоянно думаешь о какой-то проблеме или загадке, то решение рано или поздно придет к тебе, пусть даже во сне.

Человек должен беречь все прекрасное.

Беречь надо и вещи, если хочешь продлить удовольствие пользоваться ими, любоваться ими.

34

Перечитать сказку 35

Перечитать сказку

35


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!