Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым
«Школа-гимназия «№6»
Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе
Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»
Разработала:
Филина Елена Николаевна
учитель начальных классов
2020-2021 уч. год
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: познакомить детей с биографией и творчеством Л. Н. Толстого; продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека.
Планируемы образовательные результаты:
Предметные:
Составлять кластер, выразительно читать басню наизусть, знать отличительные черты басни, воспринимать на слух чтение и рассказ товарищей по классу; высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами, осознавать сущность поведения героев, с помощью учителя делать выводы, уметь работать с текстом, прогнозировать содержание по выставке книг и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).
Личностные:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку, выражать свои эмоции посредством выразительного чтения, ориентироваться в нравственном содержании; выделять этапы в жизни человека, осознавать сложности, которые приходят к человеку в старости; проявлять сочувствие и понимание, находить способы оказания помощи пожилым людям, эмоционально воспринимать художественное произведения и поступки литературных героев; оценивать их с точки зрения морали и ценностей, уважать мнение других.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом.(Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре, в группе;
следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности;
проявлять интерес к общению, договариваться о совместном выполнении заданий.(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте; составлять ответы на вопросы, составлять пословицы, понимать и объяснять их смысл; устанавливать причинно-следственные связи, уметь читать произведение выразительно, плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);читать произведение, отражая его настроение, читать (про себя) со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного; отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту (Познавательные УУД).
Оборудование: портрет писателя, презентация по теме урока, учебник «Литературное чтение. 2 класс», раздаточные материалы: кластеры «Семья», наборы «Собери пословицу», карточки – для написания предложений для «Корзины предложений»
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Предлагаю рассуждать,
Думать, слушать и читать!
Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение. А сейчас потрите ладошки так чтобы они стали тёплыми, посмотрите на своего соседа, передайте своё тепло, улыбнитесь ему.
I. Актуализация знаний.
1. Речевая разминка.
-Чтобы чётко проговаривать все слова, чтобы правильно, выразительно и громко читать, давайте подготовим речевой аппарат к работе. Внимание на экран (1слайд).
П од горой у сосновой опушки
Жили- были четыре старушки.
Жили- были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
-Что это такое? (скороговорка)
-Как мы произносим скороговорку?
-Итак, читаем скороговорку 3 раза - сначала медленно, потом быстрее, а теперь очень быстро, но правильно, без ошибок, чётко проговаривая все звуки, с различными интонациями: радости, удивления, сердито, весело.
-А вы помогаете дома старшим?
-С удовольствием или потому что так надо? Вот какие трудолюбивые, молодцы!
-А домашнее задание выполняли с удовольствием?
2. Проверка домашнего задания
На доске слова: Лебедь. Стрекоза Рак Щука Муравей.
-Что объединяет всех этих животных? (герои басен)
-Герои каких басен?
-Кто автор этих басен?
-Что такое басня?
(Басня - это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль) Слайд 2
- Чему учат нас басни Крылова? (добру, взаимовыручке, согласию, помощи)
Есть басни, написанные в стихах, а есть –в прозе, в виде небольших рассказов. Это басня – притча. Вот сегодня мы и будем с ней знакомиться.
III . Постановка темы и цели урока
Но сначала игра «Пословицы» Слайд 3
Работа в паре. У вас на парте карточки с пословицами. Нужно соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания и объяснить их смысл.
Каждому ребёнку даётся набор карточек с разрезанными пословицами.
В недружной семье -и душа на месте
В семье разлад - добра не бывает
Когда семья вместе - так и дело идёт прекрасно
В семье согласно, - так и дому не рад
Не будет добра, - коли в семье вражда
- Посмотрите на экран. У кого также получилось? Молодцы!
- Что общего у этих пословиц? Какой темой они объединены? (Семья)
Ребята, а что вы понимаете под словом «семья»?
- Для того чтобы дать ответ предлагаю вам составить кластер «Семья». Слайд 4
(Составляют кластер «Семья». Обмениваются мнениями. Выполняют индивидуальную работу по созданию кластера «Семья».)
Итак, мы с вами получили модель идеальной семьи.
-Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?
Сегодня мы будем говорить о семье и об отношениях в семье к старым людям.
И перед тем, как приступить к изучению нового рассказа, я хотела бы познакомить вас с его автором.
IV. Изучение новой темы.
1.Знакомство с биографией писателя. Слайд 5-10
Подготовленные дети рассказывают о жизни и творчестве Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (портрет) - великий русский писатель, который родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.
Но кроме этого он изучал историю, музыку, рисование и медицину. Но самое главное он сильно любил детей. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. В то время было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. В своих небольших рассказах для детей он писал о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости.
Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.
2. Первичное знакомство с содержанием.
Сегодня мы знакомимся с рассказом Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», в котором речь тоже пойдёт о семье, как вы и определили ранее.
Воспитание человека начинается в семье. Именно здесь он получает первые уроки доброты, уважения и поддержки. На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи являлось законом для остальных. Тогда, как правило, бабушки и дедушки жили в семье, а не отдельно, поэтому к их жизненному опыту, мудрости прислушивались все, так как они прожили долгую жизнь. Но случалось и по-другому, как в рассказе… (Слайд 11)
Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, есть ли в этой семье всё то, что должно быть в хорошей семье?
Какое настроение будет у этого рассказа?
Прослушивание аудиозаписи .
-Ну что же, давайте познакомимся с произведением Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» и проверим ваши предположения
Если вы услышите незнакомые вам слова, запомните их. Мы с ними поработаем позже.
3. Первичное восприятие текста
- Понравилось вам произведение?
- Понравилась ли вам эта семья?
- Так есть ли в данной семье, всё то хорошее, что вы перечислили в кластере.
-Хотели бы вы быть членом такой семьи?
- Действительно ли рассказ грустный?
- Дети, вы ведь сами сказали, что рассказ грустный. - Так почему же вам понравился этот рассказ?
V Словарная работа Слайд 12-13
Так как басня написана давно, то при чтении нам встретятся слова, которое в наше время практически не употребляются.
ЛОХАНКА
Ответ. «Лоханка - круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».
НЕВЕСТКА Ответ: «Так называли и называют родители жену сына»
- Уточним значение слова СЛАЖИВАТЬ (строить, мастерить) и БРАНИТЬ (ругать, укорять)
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Дети выполняют соответствующие движения.
VIII. Вторичное восприятие текста чтение - чтение басни вслух по цепочке.
-Сейчас мы будем читать басню по цепочке. Пожалуйста, внимательно следите, чтобы ответить потом на мои вопросы. (Чтение басни)
- И не забывайте, ребята, какая главная задача литературного чтения?
Читать целыми словами, громко, четко, выразительно, понимать прочитанное.
В результате диалога подвести детей к выводу, что старость – тяжёлый период в жизни многих людей, которая несёт с собой физическую слабость, немощь, неумение себя обслуживать. Но сам человек в этом невиновен.
1.Закрепление изученного. Слайд 14-15
-Что же вас удивило? Что было непонятно.
- Почему же у дедушки не получалось сделать простые вещи аккуратно?
- Он притворялся и делал нарочно так?
Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? Она права?
- Как повёл себя старик?
- Как повёл себя Миша, услышав слова матери?
- Почему маленький мальчик так поступил?
- Что почувствовали родители, услышав ответ сына?
- Чем заканчивается рассказ?
Что хотел сказать своим рассказом Толстой?
-Зачем Л.Н. Толстой рассказал эту историю? (Лев Толстой написал этот рассказ для того, чтобы мы с вами не повторили ошибок, совершённых в этой семье).
-На доске карточки со словами. Прочитайте и распределите их в два столбика: хорошо – плохо. Слова на карточках следующие: внимание, равнодушие, доброта, уважение, безразличие, сочувствие, бессердечная, злая, уважение, честность, грубость, забота, справедливый, добрый, умный.
-Как относились близкие к дедушке, скажите, используя данные слова? Охарактеризуйте невестку, сына, внука.
2.Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»
- Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?
- Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?
- Не только мы ребята, а также и все люди должны заботливо и сострадательно относиться к пожилым людям. Поэтому в нашей стране есть замечательная традиция. Ежегодно в октябре мы празднуем День пожилого человека.
XI Итог урока. Рефлексия.
- А теперь вернёмся к задачам, которые мы ставили в начале урока.
-Итак, с каким произведением мы познакомились?
Есть ли здесь поучение для читателя?
А знаете ли вы, как можно назвать по – другому поучение?
В словаре В. Даля находим, что поучение – это притча.
Подводит детей к выводу о морали басни Толстого.
- Итак, для чего же создаются басни?
- Так чему же учит басня Л. Толстого?
Цель написание басни – научить нас правильно поступать, глядя на неправильные поступки героев басни.
-Правильным взаимоотношениям в семье к старшему поколению.
Работа в группах по результатам усвоения темы урока.
А у вас в семье есть представители старшего поколения? Поднимите руки у кого есть бабушки или дедушки.
- Вы хотите, чтобы их жизнь в семье была похожа на жизнь дедушки из рассказа Толстого?
-Давайте составим Корзину предложений о том, как нужно поступать и вам, и родителям, чтобы жизнь старших членов семьи была радостной.
-Вспомним правила работы в группах.
- А теперь подумайте, что надо делать, чтобы дедушкам и бабушкам, которым и так тяжело, жилось легче и радостнее? Напишите свои предложения на карточках – цветочках. Затем озвучьте свои предложения и прикрепите цветочек к корзине.
Чтобы жизнь старшего поколения была радостнее нужно:
оказывать уважение,
выражать любовь,
проявлять заботу
оказывать помощь,
проявлять послушание,
говорить добрые слова,
быть чуткими, внимательными,
оказывать поддержку,
проявлять сострадание
Домашнее задание. Написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию.