СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению во 2 классе»



Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым

«Школа-гимназия «№6»



Конспект урока по литературному чтению

во 2 классе


Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»











Разработала:

Филина Елена Николаевна

учитель начальных классов





2020-2021 уч. год




Предмет: Литературное чтение

Тема урока: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: познакомить детей с биографией и творчеством Л. Н. Толстого; продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека.

Планируемы образовательные результаты:

Предметные:

Составлять кластер, выразительно читать басню наизусть, знать отличительные черты басни, воспринимать на слух чтение и рассказ товарищей по классу; высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами, осознавать сущность поведения героев, с помощью учителя делать выводы, уметь работать с текстом, прогнозировать содержание по выставке книг и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку, выражать свои эмоции посредством выразительного чтения, ориентироваться в нравственном содержании; выделять этапы в жизни человека, осознавать сложности, которые приходят к человеку в старости; проявлять сочувствие и понимание, находить способы оказания помощи пожилым людям, эмоционально воспринимать художественное произведения   и поступки литературных героев; оценивать их с точки зрения морали и ценностей, уважать мнение других.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом.(Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, работать  в паре, в группе;

следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности;

проявлять интерес к общению, договариваться о совместном выполнении заданий.(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте; составлять ответы на вопросы, составлять пословицы, понимать и объяснять их смысл; устанавливать причинно-следственные связи, уметь читать произведение выразительно, плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);читать произведение, отражая его настроение, читать (про себя) со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного; отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту (Познавательные УУД).

Оборудование: портрет писателя, презентация по теме урока, учебник «Литературное чтение. 2 класс», раздаточные материалы: кластеры «Семья», наборы «Собери пословицу», карточки – для написания предложений для «Корзины предложений»

Ход урока.

 I. Организационный момент. Психологический настрой.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Предлагаю рассуждать,

Думать, слушать и читать!

Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение. А сейчас потрите ладошки так чтобы они стали тёплыми, посмотрите на своего соседа, передайте своё тепло, улыбнитесь ему.

I. Актуализация знаний.

1. Речевая разминка.

-Чтобы чётко проговаривать все слова, чтобы правильно, выразительно и громко читать, давайте подготовим речевой аппарат к работе. Внимание на экран (1слайд).

П од горой у сосновой опушки

Жили- были четыре старушки.

Жили- были четыре старушки,

Все четыре большие болтушки.


-Что это такое? (скороговорка)

-Как мы произносим скороговорку?

-Итак, читаем скороговорку 3 раза - сначала медленно, потом быстрее, а теперь очень быстро, но правильно, без ошибок, чётко проговаривая все звуки, с различными интонациями: радости, удивления, сердито, весело.

-А вы помогаете дома старшим?

-С удовольствием или потому что так надо? Вот какие трудолюбивые, молодцы!

-А домашнее задание выполняли с удовольствием?

2. Проверка домашнего задания 

На доске слова: Лебедь. Стрекоза Рак Щука Муравей.

-Что объединяет всех этих животных? (герои басен)

-Герои каких басен?

-Кто автор этих басен?

-Что такое басня? 



(Басня - это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль) Слайд 2

- Чему учат нас басни Крылова? (добру, взаимовыручке, согласию, помощи)

Есть басни, написанные в стихах, а есть –в прозе, в виде небольших рассказов. Это басня – притча. Вот сегодня мы и будем с ней знакомиться.

III . Постановка темы и цели урока

Но сначала игра «Пословицы» Слайд 3

Работа в паре. У вас на парте карточки с пословицами. Нужно соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания и объяснить их смысл.

Каждому ребёнку даётся набор карточек с разрезанными пословицами.

В недружной семье -и душа на месте

В семье разлад - добра не бывает

Когда семья вместе - так и дело идёт прекрасно

В семье согласно, - так и дому не рад

Не будет добра, - коли в семье вражда

- Посмотрите на экран. У кого также получилось? Молодцы!

- Что общего у этих пословиц? Какой темой они объединены? (Семья)

Ребята, а что вы понимаете под словом «семья»?

- Для того чтобы дать ответ предлагаю вам составить кластер «Семья». Слайд 4

(Составляют кластер «Семья». Обмениваются мнениями. Выполняют индивидуальную работу по созданию кластера «Семья».)

Итак, мы с вами получили модель идеальной семьи.

-Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы будем говорить о семье и об отношениях в семье к старым людям.

И перед тем, как приступить к изучению нового рассказа, я хотела бы познакомить вас с его автором.

IV. Изучение новой темы.

1.Знакомство с биографией писателя. Слайд 5-10

Подготовленные дети рассказывают о жизни и творчестве Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой (портрет) - великий русский писатель, который родился в 1828 году – почти 200 лет назад. Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.

  • Но кроме этого он изучал историю, музыку, рисование и медицину. Но самое главное он сильно любил детей. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. В то время было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. В своих небольших рассказах для детей он писал о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости. 

  • Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

2. Первичное знакомство с содержанием.

Сегодня мы знакомимся с рассказом Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», в котором речь тоже пойдёт о семье, как вы и определили ранее.

Воспитание человека начинается в семье. Именно здесь он получает первые уроки доброты, уважения и поддержки. На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи являлось законом для остальных. Тогда, как правило, бабушки и дедушки жили в семье, а не отдельно, поэтому к их жизненному опыту, мудрости прислушивались все, так как они прожили долгую жизнь. Но случалось и по-другому, как в  рассказе… (Слайд 11)

Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, есть ли в этой семье всё то, что должно быть в хорошей семье?

Какое настроение будет у этого рассказа?

Прослушивание аудиозаписи .

-Ну что же, давайте познакомимся с произведением Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» и проверим ваши предположения

Если вы услышите незнакомые вам слова, запомните их. Мы с ними поработаем позже.

3. Первичное восприятие текста

- Понравилось вам произведение?

- Понравилась ли вам эта семья?

- Так есть ли в данной семье, всё то хорошее, что вы перечислили в кластере.

-Хотели бы вы быть членом такой семьи?

- Действительно ли рассказ грустный?

- Дети, вы ведь сами сказали, что рассказ грустный. - Так почему же вам понравился этот рассказ?

V Словарная работа Слайд 12-13

Так как басня написана давно, то при чтении нам встретятся слова, которое в наше время практически не употребляются.

ЛОХАНКА

Ответ. «Лоханка - круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».

НЕВЕСТКА Ответ: «Так называли и называют родители жену сына»

- Уточним значение слова СЛАЖИВАТЬ (строить, мастерить) и БРАНИТЬ (ругать, укорять)  


Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

Дети выполняют соответствующие движения.

VIII. Вторичное восприятие текста чтение - чтение басни вслух по цепочке.

-Сейчас мы будем читать басню по цепочке. Пожалуйста, внимательно следите, чтобы ответить потом на мои вопросы. (Чтение басни)

И не забывайте, ребята, какая главная задача литературного чтения?

Читать целыми словами, громко, четко, выразительно, понимать прочитанное.

В результате диалога подвести детей к выводу, что старость – тяжёлый период в жизни многих людей, которая несёт с собой физическую слабость, немощь, неумение себя обслуживать. Но сам человек в этом невиновен.

1.Закрепление изученного. Слайд 14-15

-Что же вас удивило? Что было непонятно.

- Почему же у дедушки не получалось сделать простые вещи аккуратно?

- Он притворялся и делал нарочно так?

Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? Она права?

- Как повёл себя старик?

- Как повёл себя Миша, услышав слова матери?

- Почему маленький мальчик так поступил?

- Что почувствовали родители, услышав ответ сына?

- Чем заканчивается рассказ?

Что хотел сказать своим рассказом Толстой?

-Зачем Л.Н. Толстой рассказал эту историю? (Лев Толстой написал этот рассказ для того, чтобы мы с вами не повторили ошибок, совершённых в этой семье).

-На доске карточки со словами. Прочитайте и распределите их в два столбика: хорошо – плохо. Слова на карточках следующие: внимание, равнодушие, доброта, уважение, безразличие, сочувствие, бессердечная, злая, уважение, честность, грубость, забота, справедливый, добрый, умный.

-Как относились близкие к дедушке, скажите, используя данные слова? Охарактеризуйте невестку, сына, внука.

2.Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»

- Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?

- Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?

- Не только мы ребята, а также и все люди должны заботливо и сострадательно относиться к пожилым людям. Поэтому в нашей стране есть замечательная традиция. Ежегодно в октябре мы празднуем День пожилого человека.

XI  Итог урока. Рефлексия.

- А теперь вернёмся к задачам, которые мы ставили в начале урока.

-Итак, с каким произведением мы познакомились?

Есть ли здесь поучение для читателя?

А знаете ли вы, как можно назвать по – другому поучение?

В словаре В. Даля находим, что поучение – это притча.

Подводит детей к выводу о морали басни Толстого.

- Итак, для чего же создаются басни?

- Так чему же учит басня Л. Толстого?

Цель написание басни – научить нас правильно поступать, глядя на неправильные поступки героев басни.

-Правильным взаимоотношениям в семье к старшему поколению.

Работа в группах по результатам усвоения темы урока.

А у вас в семье есть представители старшего поколения? Поднимите руки у кого есть бабушки или дедушки.

- Вы хотите, чтобы их жизнь в семье была похожа на жизнь дедушки из рассказа Толстого?

-Давайте составим Корзину предложений о том, как нужно поступать и вам, и родителям, чтобы жизнь старших членов семьи была радостной.

-Вспомним правила работы в группах.

- А теперь подумайте, что надо делать, чтобы дедушкам и бабушкам, которым и так тяжело, жилось легче и радостнее? Напишите свои предложения на карточках – цветочках. Затем озвучьте свои предложения и прикрепите цветочек к корзине.

Чтобы жизнь старшего поколения была радостнее нужно:

  • оказывать уважение,

  • выражать любовь,

  • проявлять заботу

  • оказывать помощь,

  • проявлять послушание,

  • говорить добрые слова,

  • быть чуткими, внимательными,

  • оказывать поддержку,

  • проявлять сострадание


Домашнее задание. Написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!