СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике "Масса. Тонна, центнер"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике "Масса. Тонна, центнер" для 4 класса по программе "Школа России". Материал соответствует стандартам современного урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Масса. Тонна, центнер"»

Единицы массы. Тонна, центнер. (4 «Д» класс)

20.10.2020

Тип урока:  открытие новых знаний

Используемые технологии:  технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации  опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе  рефлексии), информационно-коммуникационные технологии (использование презентации), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)


Цель урока

- знакомство с новыми единицами измерения массы (тонна, центнер), установление соотношения между ними, систематизация знаний учащихся о соотношениях между единицами измерения массы;

Предметные задачи:

- познакомить учащихся с новыми единицами массы (тонна, центнер),
- формировать умения переводить из одной единицы в другую,

- научиться решать задачи с новыми единицами измерения,

- совершенствовать вычислительные навыки.


Планируемые результаты:

Предметные:

- знать новые единицы измерения массы (тонна, центнер),

- уметь переводить из одной единицы в другую,

- решать задачи с новыми единицами измерения,

- знать способы измерения массы,

- знать единицы измерения массы: тонна (1 т), центнер (1 ц),

- уметь определять массу в новых единицах измерения,


Метапредметные:

Познавательные УУД: 

- добывать новые знания из текста учебника, своего жизненного опыта и информации, полученной на уроке,

- перерабатывать полученную информацию для формулировки выводов.

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; выявлять известное и неизвестное.

- уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- самостоятельно выделить и сформулировать познавательные цели;

- уметь анализировать, обобщать, сравнивать и делать выводы;

- выбрать наиболее эффективные способы решения заданий

- оценивать свои способы и условия действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;


Регулятивные УУД: 

- принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или  предложенных заданий;

- умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.

- удерживать цель деятельности до получения ее результата;

- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

- уметь определять и формулировать тему и цель урока;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- высказывать своё предположение

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- прогнозировать результаты деятельности;

- формировать умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;


Коммуникативные УУД: 

- умение работать в паре, в группе; 

- умение высказывать свое мнение;

- проявление инициативы в образовательном процессе.

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

- находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- сотрудничать с одноклассниками при решении проблемы.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их;

- уметь сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации с нормами математики, русского языка;

- уметь формулировать точку зрения;

- уметь ориентироваться на точку зрения других, отличную от собственной;


Личностные УУД: 

- развитие интереса к различным видам деятельности,

- понимание причин успеха в учебе,

- развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять интерес к математике, принимать активное участие в работе.

- уметь оценивать самого себя;

- уметь работать в заданном темпе;

- принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

- проявлять дружеские качества;

- быть аккуратным, уважать других людей,


Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа), в паре.


Приемы работы: деятельностный подход к обучению (различные виды деятельности).


Методы работы: проблемно-сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем),  метод самоорганизации познавательной  работы на всех  этапах  урока.


Дидактические средства: компьютер, проектор, экран, презентация, весы, картинки с гирями, карточки с единицами измерения, плакат с весами и смайлики для рефлексии.

Класс поделен на 4 групп по 5 человек.


ХОД УРОКА


1 этап. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин.)

Цель этапа: создание положительного отношения к учебной деятельности, заинтересованность детей.


- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Дети, давайте поприветствуем наших гостей (кивком головы).

За 1 минуту можно сделать 1 хорошее дело, за 5 минут - 5 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за 40 минут? Наш урок длится 40 минут. Как сделать, чтобы он прошел с пользой?

(Что удивило, когда Вы сегодня шли в школу? А что Вас может удивить на уроке? Что для этого нужно сделать?)

– Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело и с пользой, давайте улыбнемся друг другу. Желаю успехов в работе на уроке.


2 этап. Актуализация знаний учащихся. Устный счет.
Цель этапа: подготовка к восприятию новой темы


Откройте тетради, запишите число, классная работа.
1. Давайте напишем арифметический диктант под диктовку. От классной работы отступите 2 клетки вниз, 2 клетки слева, поставьте точку.

Запишите в тетради получившиеся ответы через клеточку.
- 19 увеличить в 100 раз.(1900)
- Записать число, в котором 7 единиц, 8 десятков, 6 тысяч.(6087)
- Какое число при счёте предшествует числу 2015? (2014)
- 3 тысячи увеличить на 305.(3305)
- Найти разность 2 тысяч и числа 500.(1500)


2. А сейчас все ответы расположите в порядке уменьшения.

На доске гирьки с ответами диктанта (с другой стороны буква). Выходит ученик и расставляет гири с числами  в порядке уменьшения.

- Наши гирьки волшебные. Я переворачиваю гири и получается слово...

Какое слово получилось? (масса)


3. - Что такое масса?

В словаре С.И.  Ожегова одно из значений массы: «…масса - это одна из основных величин в механике  измеряющая количество вещества в теле…»
- Где в жизни мы пользуемся этим понятием?
- Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)
- Какая существует взаимосвязь между этими единицами? (1кг = 1000г)
- Какая из этих двух величин самая маленькая? (г)
Для чего нужна такая единица массы? (чтобы определить массу очень маленьких и очень легких предметов.)


3 этап. Подготовка к восприятию нового материала.

Формулирование темы и цели урока. Постановка учебной задачи.
Цель этапа: Подготовиться к восприятию нового материала.


- Какие предметы нужны для измерения массы? (весы)
Практическая работа
- Некоторые весы есть у нас на уроке. Демонстрация весов: электронные весы,  весы - чаша, кухонные весы, весы - безмен, напольные весы.

Работа в группах.
- Найдём массу предметов.
1 группа находит массу мелкого предмета – 1 яблока. (весы кухонные)
2 группа находит массу 1 пакета яблок. (безмен)
3 группа находит массу рюкзака. (электронные весы)
4 группа измеряет массу каждого ученика. (напольные весы)

Давайте сделаем вывод:
- Если нужно узнать массу 1 яблока, то какой единицей массы мы воспользуемся? (грамм)
- А массу пакета яблок, рюкзака, человека, то какую единицу возьмем? (килограмм)
- А если нужно узнать массу машины яблок? Достаточно ли нам будет единиц граммов и килограммов. (Нет)

- Конечно. Нам нужны новые более крупные единицы измерения массы.
Посмотрите в учебнике как они называются. (тонна и центнер).
Какая тема урока? (Единицы массы. Центнер. Тонна)

Какие цели урока?

1. Познакомиться с единицами измерения  массы - тонной  и центнером.
2. Быстро и правильно переводить из одной единицы в другую.
3. Научиться решать задачи с новыми единицами измерения.


4 этап. Открытие новых знаний. Первичное закрепление знаний.

Цель этапа: открытие новых знаний, формировать умение применять новое знание.


1.Тонна (кратко – т). 1т = 1000 кг (карточка на доску)
Центнер (кратко – ц). 1ц = 100 кг (карточка на доску)

Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100».

- А подойдут ли наши весы для измерения тонны и центнера?

Конечно, нет. Нужны специальные весы для больших грузов. (На слайде)


2. - Вернёмся к результатам практической работы.

Найдите общую массу всех детей 1,2,3,4 группы (на карточках), выразите результат в центнерах.  А чтобы получилась тонна сколько ещё нужно добавить?
- Найдите массу всех групп, т.е. всего класса. Сколько это центнеров, тонн?

5 этап. Закрепление

Цель этапа: Закрепление знаний.


1.Вспомните из уроков окружающего мира, масса каких животных измеряется в тоннах?
Самые крупные животные планеты – это синий кит – 150 т, африканский слон – 8т, бегемот – 4 т. (слайд)

2.Кто прав? Задача (устно)
Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 4т,  второй утверждает, что масса бегемота 4000 кг, а третий вовсе называет 40 ц. Кто же прав?
- Можно утверждать, что кто-то из ребят ошибается?


Физкультминутка


3. Решение задачи. Текст дан каждому ученику.
Бегемот может съесть за 10 недель 2 тонны травы, а слон за такое же время  может съесть 6 тонн. На сколько больше требуется килограммов травы на 1 неделю слону, чем бегемоту?


- Прочитайте задачу. Какую краткую запись – помощника нам нужно составить? (Таблицу)

-Какие слова возьмем для шапочки в таблице?

- Что обозначает число 2 тонны? Записали.

- Сколько недель бегемот ел эту траву?

- Что обозначает число 6 т?

- За сколько недель слон съел траву?

- Известно сколько бегемот съел травы за одну неделю?

- Известно сколько слон съел травы за одну неделю?

- Какой главный вопрос в задаче? Сможем мы сразу ответить на главный вопрос в задаче?

Что надо узнать в первую очередь?

- Прочитали еще раз внимательно вопрос. Обратите внимание на единицы измерения.
- В каких единицах надо выразить ответ?
- А у нас какие единицы?
- Что должны сделать, прежде чем решать? (перевести в кг)

- Какое правило помним? (1т =1000 кг)
Проверяют таблицу.

Составляем план решения задачи.
Что узнаем сначала, что потом?

4. Ребята, те единицы массы, с которыми мы сегодня познакомились на уроке, появились не очень давно. Издавна на Руси пользовались совсем другими мерами массы.
Старорусские меры длины.
1 пуд = 40 фунтов = 16 кг
1 фунт = 410г
1 золотник = 4г
Пословицы
Мал золотник, да дорог.
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
Узнаешь почём фунт лиха.


5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание;

Обязательна самопроверка по эталону (образцу).


Выполняем задание из учебника - стр.45 номер 203

В конвертике табличке с ответами. Проверьте свою работу. У кого все верно? Поставьте смайлик зеленой ручкой на полях.

6 этап. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Цель этапа:

1). Соотнесение поставленной цели и результата; фиксирование нового содержания, изученного на уроке.

2). Организация проведения учениками самооценки работы на уроке.


1. - Какие новые единицы массы вы узнали сегодня на уроке?

- Как они связаны между собой?

- Люди каких профессий применяют единицы массы чаще всего? (повара, врачи, фармацевты, работники аэропорта, продавцы)

- Где вам могут пригодиться в жизни знания, полученные на уроке?


2.Домашнее задание: стр.45 № 201, 202, 205


3.На доске нарисованные весы.

- Оцените свою работу на уроке.

- Выберете смайлик из конвертика и прикрепите его к весам.

Оранжевый смайлик – Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

Зеленый смайлик – Вы считаете, что научились применять свои знания, но вам ещё нужна помощь. Вы не можете объяснить другим.

Голубой смайлик - Вы считаете, что было трудно на уроке.


Вы все прекрасно работали. Вы – большие молодцы!

Спасибо за урок!