I. Мотивация к учебной деятельности | 1. Приветствие и мотивация к учебной деятельности - Доброе утро, ребята! Сегодня у нас необычный урок! У нас на уроке много гостей, мы постараемся показать как мы умеем с вами дружно работать. - Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи себе и друг другу! -Сегодня на уроке вы убедитесь, что в математике есть много ещё интересного, что можно открыть для себя. -Посмотрите, пожалуйста, на слайд и расшифруйте девиз нашего урока. Только вместе, только дружно! -Как вы понимаете это высказывание? (совместная работа, сотрудничество, взаимодействие, основанное на дружбе и взаимопомощи) 2. Проверка рабочего места 3. Каллиграфическая минутка Открываем тетрадь Записываем число и кл. раб. Сегодня мы с вами будем прописывать число, а вот какое, узнаем, решив задачу. На деревьях грибы сохли, Ну а в дождь, конечно, мокли. 15 жёлтеньких маслят, 8 тоненьких опят, Да 4 рыжие лисички - Очень милые сестрички. Вы, ребята, не молчите. Сколько всех грибов? Скажите! (27) Работа с числом. Назовите число которое следует за числом Назовите предшествующее Назовите разрядные слагаемые На сколько десятков больше, чем ед. Как называются компоненты при сложении Составьте выражение сумма которого будет 27 Назовите компоненты при вычитании Составьте выражение в котором число 27 будет уменьшаемым. Пропишите это число. Возьмите карандаш или ручку другого цвета и обведите в кружок наиболее понравившееся вам число. | - Здравствуйте. Присаживаются за свои места Проверяют готовность к уроку Устанавливают закономерность между числами; прописывают цифры в тетради каллиграфически; проводят самоанализ |
II. Актуализация и пробное учебное действие | Индивидуальная работа - Ребята, к нам сегодня в гости пришел ещё один гость. Для того чтобы узнать его, отгадайте, пожалуйста, загадку. -Чебурашка Он просит нас помочь ему добраться до своего друга Гены. А чтобы ему помочь, мы должны выполнить ряд заданий. Фронтальная работа - Обратите внимание на слайд. Задание 1 Решите цепочки примеров по вариантам. Вариант 1 Взаимопроверка Чебурашка идет по дорожке в гости к крокодилу Гене и случайно свернул не на ту дорожку. Нам надо помочь Чебурашке. Для этого надо выполнить задание 2 – решение примеров. Давайте поможем Чебурашке сложить и вычесть числа устно. 95+4= 86-4= 69-7= 46+6= 57+3= 81-3= 80-6= 36+7= 73+7= 79-5= - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. - Переходим к 3 заданию. Задание 3 - Посмотрите, на какую геометрическую фигуру похожа дорожка? - Сколько звеньев в ней? - Найдите длину дорожки, если первое звено равно 6, второе звено равно 3, третье звено равно 11, четвертое звено равно 10, пятое звено равно 8. - Как вы нашли длину дорожки? - Молодцы! | Работают по карточкам Решают примеры 99 | 82 | 62 | 52 | 60 | 78 | 74 | 43 | 80 | 74 | - На ломаную линию - 5 звеньев - Длина дорожки равна 38 - Сложили все звенья |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | - Сегодня мы будем учиться, как решать примеры вида 52-24 с переходом через разряд в столбик. - Давайте разберем с вами пример 52-24. Итак, записываю уменьшаемое 52, под ним не пропуская клетки, записываю вычитаемое 24 так, чтобы десятки были под десятками, а единицы под единицами, слева между числами 52 и 24 ставлю знак минус, не пропуская клетки, под вычитаемым провожу черту, захватывая знак. - С чего начинаем вычитание? - Верно! Начинаем вычитать с единиц. Как выяснили, 2 из 4 отнять мы не можем, значит, мы должны занять 1 дес. у 5 дес., ставит над 5 дес. точку и перенести этот десяток к 2 ед., над 2 ед. ставим цифру 1. У нас получился 1 дес. и 2 ед. - Ребята, запомните, что 1дес. = 10 ед. Итак, получилось 10 ед. и еще 2 ед., значит от 12 ед. отнимаем 4 ед., получается 8 ед. Записываем под единицами. Переходим к десяткам. Было 5 дес., мы взяли 1 дес, осталось 4 дес. - От 4 дес. мы можем отнять 2 дес.? - Значит, от 4 дес. отнимаем 2 дес., получаем 2 дес. и записываем под десятками. Получаем ответ 28. У нас получилась запись такого вида. (запись на доске) | Слушают, как решить данный пример - Начинаем вычитание с единиц - Да, от 4 дес. отнять 2 дес. мы можем |
V. Реализация построенного проекта | Фронтальная работа - Сейчас я покажу еще раз, как решать такие примеры. Возьмем пример 81-34. - Итак, записываем пример в столбик. Пишу уменьшаемое 81, под ним пишу вычитаемое 34 так, чтобы единицы были под единицами, не пропуская клетки. Слева от примера между числами ставлю знак минус, не пропуская клетки. Затем провожу черту под вычитаемым, не пропуская клетки, и захватываю знак. Теперь переходим к решению. - Начинаем вычитать с единиц. От 1 ед. отнять 4 ед. не можем, занимаем у 8 дес. 1 дес., на 8 дес. ставлю точку, а над 1 ед. пишу 1 дес. Помним, что 1 дес. = 10 ед. Получается 10 ед. и еще 1 ед., получается 11 ед., от 11 ед. отнимаем 4 ед., получаем 7 ед. и пишу под единицами. Вычитаю десятки. Было 8 дес. забрали 1 дес, осталось 7 дес., от 7 дес. отнимаем 3 дес., получаем 4 дес. и пишу под десятками. Читаю ответ: 47. - Кому что непонятно? Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - Давайте решим примеры, которые написаны на доске. 53-38= 61-26= - К доске выходит…остальные работают в тетрадях. - У кого возникли трудности? В чем возникло затруднение? Кому что непонятно? - Молодцы! Работа с учебником - Теперь откройте учебник на стр.4 и решим номер 1. - Прочтите задание. Что нам надо сделать? - Верно! Сейчас вы пробуете устно решить и прокомментировать решение примеров. - Итак, начнем с …, а остальные слушайте и проверяйте 73-48= 23-15= 46-27= 31-24= 74+18= - Молодцы, ребята! Вы решили все примеры правильно! | Слушают учителя Выходят, решают примеры с комментированием - Решить примеры устно с объяснениями - 73-48. Начинаем вычитать с единиц. От 3 ед. отнять 8 ед. не можем, поэтому у 7 дес. занимаем 1 дес., над 7 дес. ставим точку, а над 3 ед. пишем 1 дес. 1дес. это 10 ед. и еще 3 ед., значит от 13 ед. отнимаем 8 ед, получается 5 ед., пишу под ед. Вычитаю десятки. Было 7 дес. 1 дес. забрали, осталось 6 дес, значит, от 6 дес. отнимаем 4 дес., получаем 2 дес., пишу под десятками. Читаю ответ: 25. - 23-15. Начинаем вычитать с единиц. От 3 ед. отнять 5ед. не могу, занимаю 1 дес. у 2 дес., над 2 дес. ставлю точку, а 1 дес. пишу над 3 ед. 1 дес. это 10 ед. и еще 3 ед., значит, от 13 ед. отнимаем 5 ед., получаем 8 ед., пишу под единицами. Вычитаю десятки. Было 2 дес. 1 дес. забрали, остался 1 дес., от 1 дес. отнимаю 1 дес., получаю 0 дес., 0 не пишем. Читаю ответ: 8. - 46-27. Начинаем вычитать с единиц. От 6 ед. отнять 7 ед. не могу, занимаем у 4 дес. 1 дес., над 4 дес. ставлю точку, а над 6 ед. пишу 1 дес. 1 дес. это 10 ед. и еще 6 ед., значит, от 16 ед. отнимаю 7 ед., получаю 9 ед. и пишу под единицами. Вычитаю десятки. Было 4 дес. 1 дес. забрали, осталось 3 дес., от 3 дес. отнимаем 2 дес., получаю 1 дес. и пишу под десятками. Читаю твет: 19. - 31-24. Начинаю вычитать с единиц. От 1 ед. отнять 4 ед. не можем, занимаем у 3 дес. 1 дес., ставлю над 3 дес. точку, а над 1 ед. пишу 1 дес. 1 дес. это 10 ед. и еще 1 дес., значит от 11 ед. отнимаем 4 ед., получаем 7 ед. и пишу под единицами. Вычитаю десятки. Было 3 дес. 1 дес. забрали, осталось 2 дес., от 2 дес. отнимаю 2 дес., получаю 0 дес., 0 под десятками не пишем. Читаю ответ: 7. - 74+18. Начинаем складывать с единиц. К 4 ед. прибавляю 8 ед., получаю 12 ед., 12 ед. это 1 дес. и 2 ед. 2 ед. пишу под единицами, а 1 дес. запоминаю. Складываю десятки. К 7 дес. прибавляю 1 дес., получаю 8 дес. и еще 1 дес., получается 9 дес. и записываю под десятками. Читаю ответ: 92 |
Физкультминутка | Шапокляк- героиня детских повестей и мультфильмов, главная злодейка произведений Эдуарда Успенского, противник Чебурашки и крокодила Гены. Названа в честь старомодного головного убора. | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. На урок нам всем пора! |
VI. Включение в систему знаний и повторений | Фронтальная работа, работа с учебником Просмотр видеофрагмента - Давайте, решим задачу под номером 3 на стр.4. В первом из новых домов 35 квартир, во втором на 20 квартир меньше, а в третьем столько, сколько в первом и втором вместе. Сколько квартир во втором доме? Сколько квартир в третьем доме? Сколько всего квартир в трех домах? - Итак, о чем говорится в задаче? - Сколько квартир в первом доме? - Сколько квартир во втором доме? - Сколько квартир в третьем доме? - Какой вопрос задачи? - Что будем искать сначала? - Верно, а как будем искать? - Сколько получится квартир во втором доме? - Верно, а что будем искать потом? - Как будем искать? - Что найдем? - Что будем искать потом? - Как будем искать? - Ответили на вопросы задачи? Номер дома | Количество квартир | Всего квартир в трех домах | 1 | 35 | ? | 2 | ?, на 20 кв. меньше | 3 | ?, столько, сколько в 1 и 2 домах | - Запишите в тетради решение задачи, а … напишет на доске, и мы проверим. 1) 35-20=15 (д) – во 2 доме 2) 35+15=50 (д) – в 3 доме 3) 35+15+50=100 (д) – всего в трех домах Ответ: 15;50;100 | - В задаче говорится о квартирах - В первом доме 35 квартир - Во втором доме на 20 квартир меньше - В третьем доме столько квартир, сколько и в первом и во втором доме вместе - Сколько квартир во втором доме и третьем доме? Сколько квартир в трех домах? - Сначала найдем, сколько квартир во втором доме - От 30 отнимем 20 - Получится 10 квартир во втором доме - Затем найдем, сколько квартир в третьем доме - К 30 прибавим 10 - Найдем количество квартир в третьем доме - Количество всех квартир в трех домах - Все квартиры с трех домов сложить - Да, ответили Записывают решение Записывают краткую запись и решение |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Индивидуальная работа - Ребята, сейчас проверим, как вы поняли нашу тему. Решите примеры у себя в тетради самостоятельно. - Как мы записываем и решаем примеры? - Правильно! - Ребята, приступаем к работе. Сели прямо. Пишем аккуратно, красиво. Я могу посмотреть несколько тетрадей тех ребят, кто решит первыми и поставить им оценку. - Итак, закончили, на слайде написаны правильные ответы, сверьтесь с ними. - Молодцы ребята! | - Примеры решаем в столбик Решают примеры |
VIII. Подведение итогов | - Итак, давайте подведем итоги нашего урока! - Что нового вы сегодня узнали? - Что вызвало затруднения? - Какие примеры сегодня решали? - Как правильно записываются эти примеры? - С чего начинаем вычитание? - Что делать, если из одной единицы вычесть другую не можем? - Чему равен 1 десяток? - Как показать, что мы заняли у десятков? - Все ли было понятно? - Молодцы, ребята! | - Узнали, как вычитать примеры вида 52-24 - В этом примере вычитать единицы - Примеры в столбик - Пишем уменьшаемое, под ним пишем вычитаемое так, чтобы единицы были под единицами, а десятки под десятками. Ставим знак минус слева от примера между числами, не пропуская клетки. Проводим черту под вычитаемым, не пропуская клетки, захватывая знак - Начинаем вычитать с единиц - Надо занять 1 дес. у десятков - 1 десяток равен 10 единицам - Когда занимаем у десятков, то ставим над десятками точку, а над единицами указываем 1 десяток, который заняли - Да, все понятно |