1. Создать условия для ознакомления учащихся с решением усложненных уравнений, составлять уравнения к задачам.
2. Закрепить взаимосвязь между суммой и нахождением неизвестного слагаемого.
3. Развивать речь учащихся, мыслительные операции, инициативность и самостоятельность работы на уроке.
– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
- умение работать в паре.
–принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи.
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– оценивать свой вклад в работу пары.
Учебник «Математика». Автор М.И.Моро Изд. «Просвещение», 2013 год.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Время |
I.Самоопределение к деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Урок математики мы начинаем, Тайны ее открывать продолжаем. | Включаются в учебную деятельность. | | 2 мин |
II.Актуализация знаний. Цель: повторить изученный материал. | -Сегодня мы откроем новую тайну математики и вы на уроке сами оцените свою работу. Математическая игра «Верю – не верю» (Учитель читает предложение. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак “+”, если высказывание неверное, ставят знак “-”. ) – Слагаемое, слагаемое, сумма – это название компонентов при сложении. (+) – Число 100 больше 1 в 10 раз. (-) – Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо произведение разделить на множитель? (-) – Сумма 25 и 52 равна 77. (+) – Первое слагаемое – 40, второе слагаемое – 23, сумма – 63. (+) – Если к 1 + 0, то получится 0. (-) – Действие сложение проверяется вычитанием. (+) – Чтобы найти сумму двух чисел, их надо сложить. (+) (Выстраивается “цепочка” ответов: +,-,-,+,+,-,+,+.) Проверка. Слайд. Оценка. Какое действие встречалось почти во всех заданиях? -Как называются числа при сложении? | Самооценка. Сложение. Слагаемое, слагаемое, сумма. | Личностные – не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению Познавательные -поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные – ясно формулировать ответы на вопросы педагога; - аргументировать свою точку зрения. Регулятивные -оценивать учебные действия | 5мин |
III. Постановка проблемы. Цель: детьми определяется тема урока и задачи из поставленного затруднения. | -Что записано на доске? На доске: Х + 37=80 24 + Х = 79 – 30 -Что такое уравнение? -Что значит решить уравнение? -Чем похожи уравнения? – Сформулируйте тему урока. -Где можем сравнить формулировку темы урока? --Вы правы. Посмотрите в учебнике на стр. 62, как называется тема нашего урока. -А разве мы не знаем как находится слагаемое? - Почему в 4 классе возникает такая тема, ваши предположения -Сформулируйте цели урока -Давайте еще раз повторим как связаны между собой числа при сложении и заполним таблицу на стр.62 № 276 7-3 =4 964-179= 7 8 5 82-62 =20 523-75=448 76-24=32 8192-1017=7175 -В столбик тетрадь. -Проверка. Слайд. Самооценка. -Что мы повторили? -Вывод: -Какое уравнение вы можете решить? -Ученик решает у доски. -Решите уравнение. Взаимопроверка. Оцените работу: - Сейчас в парах вы должны вспомнить последовательность решения уравнения. | -Уравнения. -Выражение с неизвестным компонентом -Найти значение переменной, при которой уравнение станет верным равенством. -Неизвестный компонент-слагаемое. -Нахождение неизвестного слагаемого. В учебнике. -Нахождение неизвестного слагаемого. -Знаем --Из суммы вычесть известное слагаемое -Научимся большему, решать задачи -Поупражняться в решении уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, рассмотреть усложненные случаи уравнений. Работа по цепочке. Проверка. -Как найти неизвестное слагаемое. ---Из суммы вычесть известное слагаемое Х+37=80 -Прочитать · Определить, что неизвестно · Применить правило. · Выполнить вычисления. · Сделать проверку. | Личностные –воспринимать одноклассников как членов своей команды; – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - Коммуникативные – активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока; Регулятивные –принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока с помощью учителя Познавательные - правильно употреблять в речи математические понятия; – «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью таблицы; | 5 мин |
IV. Поиск решения проблемы Цель: на основе знаний и с опорой на информацию в тексте составить алгоритм решения сложного уравнения Физкультминутка. Цель: восстановление всех систем организма, быстрое снятие утомления, восстановление умственных и физических способностей. | 24 + Х = 79 – 30 -Как вы думаете, что надо сделать для решения второго уравнения? -Посмотрим в учебнике как решается это уравнение. -Стр.62 объяснение решения уравнений. - А сейчас давайте в парах попробуем составит алгоритм решения сложного уравнения. Перед вами карточки. Они перепутаны. Задача каждой пары составить алгоритм Сравните свои ответы с текстом. Проверка алгоритма. Слайд -Оценка работы в паре. Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже, Руки за спину положим, Голову поднимем выше, И легко, легко подышим. Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть | -Нужно упростить правую часть и получить простое уравнение. --Решать его умеем. 1)Прочитать. 2) Упростить. 3)Определить, что неизвестно. 4)Применить правило. 5)Выполнить вычисления. 6)Сделать проверку. Дети читают выполняют различные движения по тексту стихотворения | Личностные – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; – не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению. – быть толерантным к другому мнению; Познавательные - правильно употреблять в речи математические понятия; - уметь находить в тексте значимую информацию; - Коммуникативные - слушать и понимать речь других; - умение работать в паре. Регулятивные – оценивать свой вклад в работу пары. | 5 мин 3 мин |
IV. Закрепление знаний. Цель: применение новых знаний | Используя алгоритм, решить уравнения. Работа по учебнику стр. 62 № 277 Взаимопроверка. Простое уравнение. Оценить. Оцените работу: Сложное уравнение. Проверка. Слайд. Задача: применить на практике составленный алгоритм. № 278. -Прочитать. -Как вы понимаете сумма неизвестного числа и числа 390? -Произведение чисел 70и 6 -Составьте уравнение. -Кто сомневается в своих силах, работает с доской. -Кто уверен, что сумеет полученные знания применить предлагаю работать самостоятельно. -Проверка. Самооценка. | Проверка. Х+ 390 70 х 6 Решается у доски с объяснением. Х +390 = 70х6 Х + 390 = 420 Х=420 – 390 Х= 30 30 + 390=70Х6 420=420 | Личностные – не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; Познавательные - правильно употреблять в речи математические понятия; - уметь находить в тексте значимую информацию; - уметь анализировать, классифицировать найденную информацию; - Коммуникативные – активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока; - слушать и понимать речь других; Регулятивные –планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; Предметные - составлять уравнения к задачам. | 10 мин |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: работа на результат | -Повторим тему «Величины» Проверь себя. № 281 Самостоятельно. Самооценка.слайд. Решить уравнение 23 +х=87-40 Проверка .Слайд. | 3 км 080 м = 3080м 3ц80кг =380 кг | Личностные – не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению Регулятивные –планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Предметные -решать уравнения усложненного вида | 8 мин |
Подведение итогов урока. Оценки. Домашнее задание. | - Чему мы научились на уроке? -Какие еще уравнения учились решать? -Назовите алгоритм решения сложного уравнения. Оценки. Слайд Стр.62 №279, 281 Для юных математиков: составить задачу,чтобы она решалась уравнением на нахождение неизвестного слагаемого. | -мы решали уравнения, находили неизвестное слагаемое. Научились решать уравнения с неизвестным слагаемым. -сложные 1)Прочитать. 2) Упростить. 3)Определить, что неизвестно. 4)Применить правило. 5)Произвести вычисления. 6)Сделать проверку. | Личностные – не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению - Коммуникативные – активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока; - слушать и понимать речь других; Регулятивные оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; | 5 мин 2 мин |