Открытый урок по математике
Конспект урока-открытия по математике.
Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс
(УМК «Начальная школа 21 века»)
Тип урока: урок открытия нового знания (технология
деятельностного метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника.
Образовательная цель:
1. расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина»;
2. сформировать умение находить площадь прямоугольника;
3. углубить и расширить представление детей о фигурах;
4. совершенствовать вычислительные навыки, умение решать составные задачи.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».
- Уметь вычислять площадь прямоугольника.
Основные понятия: длина, ширина, площадь
Ресурсы:
-Демидова Т.Е, Козлова С.А, Тонких А.П. Математика: Учебник для 2 класса.
-мультимедийный проектор, презентация;
-словари С.И.Ожегова;
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Ход урока:
Организация на работу. Психологический настрой.
– Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, мне ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”
(Слайд 2) дети читают хором:
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы - отлично учимся!
Все у нас получится!
-Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы? А какое открытие сделает каждый из вас сегодня, вы поделитесь в конце урока.
II. Актуализация опорных знаний
1. Повторение геометрических понятий.
а) - Какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей.) Дети берут листы, заранее разложенные учителем с изображением геометрических фигур.
- Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно. (Дети проводят стрелки цветными карандашами)
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
-Обменяйтесь своими листамими, проверьте выполнение задания друг у друга по эталону на слайде.
(Слайд 3)- Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля
Ф И З М И Н У Т К А (НА ВНИМАНИЕ)
2. Устный счет
(Слайд 4) – Выражения
- Ребята, давайте позовем трудолюбивую пчелку. Она предлагает вам решить примеры. (Дети решают, записывают в тетрадь только ответ) Расшифруйте слово, которое спряталось. Прочитайте его. (Площадь)
3. Значение слова площадь.
- Ребята, скажите, что вы представляете себе, когда мы произносим слово «Площадь» (ответы детей)
Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова? (Из толкового словаря)
Да, в толковом словаре С.И.Ожегова есть несколько значений слова «площадь».
(Слайд 5) - Значение слова «площадь»
(Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.
- Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)
Площадь - это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)
Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)
III. Постановка темы и цели урока
- Ребята, а кто помнит, площадь какой фигуры мы определяли на прошлом уроке? (Площадь прямоугольника) (Слайд 6)
- А как мы умеем это делать? (с помощью мерки 1 квадратный см)
- Посмотрите на экран, мы делили прямоугольник на квадраты со стороной 1 см и считали их количество. Определите площадь этого прямоугольника (На слайде с прямоугольником появляются линии, делящие его на 8 квадратиков)
(Дети отвечают 8 см в квадрате)
- Верно ребята, но это долго, (ЛИНИИ НА СЛАЙДЕ ИСЧЕЗАЮТ)
и существует другой способ определения площади прямоугольника… Более удобный...
- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?
(Слайд ) - Тема урока Площадь прямоугольника
А какое умение мы будем с вами формировать?
- Сегодня на уроке мы будем формировать умение вычислять площадь прямоугольника.
IV. «Открытие» нового знания
1.Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника.
- А что же нам для этого нужно знать? Какие данные?
(Слайд ) – Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника
- Покажите две противоположные стороны этого прямоугольника.
Бóльшую сторону называют длиной, меньшую – шириной прямоугольника.
Эти знания нам потребуются сегодня на уроке.
(учитель вешает таблички с надписями на доску)
- Вернемся к нашему прямоугольнику (Слайд на экране прямоугольник а в центре его надпись 8см2) Длина = 4 см, ширина = 2 см, Как же нам найти площадь прямоугольника, используя эти данные?
Поделитесь своими мыслями.
Сформулируйте формулу вычисления площади (учитель делает запись на доске: S = a * b) А если мы поменяем местами длину и ширину? (учитель записывает на доске) Результат изменится?
2. Введение правила вычисления площади. Работа по учебнику, стр 78
- Давайте познакомимся с правилом в учебнике. Откройте стр. 78 (правило в учебнике читает 1 ученик)
4. (Слайд ) – «Банк маленьких открытий»
- Запишем формулу вычисления площади прямоугольника в «Банк маленьких открытий»
V. Включение нового содержания в систему знаний
Работа по учебнику. № 3 стр. 79
- Давайте вычислим площадь синего прямоугольника. Это задание № 3 на стр. 79. Работать будем в группах. Но перед этим давайте вспомним правила работы в группах (на столах у каждого лежат памятки и учитель крепит одну на доску)
- Итак, что мы будем делать, что бы вычислить площадь прямоугольника? (ответы: измерять длину и ширину и перемножать их.)
- Давайте сравним ответы. (капитаны команд говорят свой ответ)
-Молодцы! А теперь выполним гимнастику для глаз! Хорошо! Закончили.
- Теперь внимательно послушайте меня… (учитель читает отрывок из сказки Теремок) Из какой сказки отрывок я прочла? Какая это сказка ? Кто ее автор? (рнс, русский народ) Молодцы! Правильно!
У каждого героя в теремке была своя комната…. (На экране появляется условие задачи)
(Слайд )
- О чем говорится в задаче? - Что известно?
- Сможем сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
- Что узнаем сначала? Как?
- Что узнаем далее? Как? .
- Теперь сможем узнать, сколько какова была площадь комнаты лисы? Как? Запишите в тетрадь только решение.
Помните, вы работаете в группе! Придерживайтесь правил.
(Дети записывают в тетрадь только решение.) (ответ каждый капитан выписывает на отдельный лист и крепит к доске магнитом)
- Ребята, а как вы думаете почему вы так быстро и хорошо справились с решением задачи? (т.к. были дружны, уважительно к друг другу относились, не тратили время зря)
Молодцы вы были дружными, как подобает настоящим друзьям!
Физкультминутка (Барбарики, о дружбе» СЛАЙД
VII. Информация о домашнем задании (СЛАЙД )
• Творческое задание. Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника для своего друга.
VIII. Рефлексия учебной деятельности СЛАЙД
- Чему мы сегодня научились?
-Какие открытия сделал ты, Олег?ты, Алина?
-Чему равна площадь прямоугольника?
- В каких единицах она измеряется?
А теперь я попрошу вас взять листы самооценки и заполнить их (внимательно читайте задание). В первой части вам необходимо подчеркнуть слова, которые вы использовали сегодня на уроке, а во втором составить план действий, или расставить номера этапов , т.к. все этапы перепутаны. А затем, рядом на листе поставьте себе отметку за выполнение этих заданий! (по окончании, дети сдают листы учителю! После урока учитель проверяет и ставит свою отметку рядом. Хорошо, если отметки совпадут)
-Поднимите руку, те, кто считает, что он хорошо разобрался в теме?
-Кого и за что сегодня можно похвалить?
Тебе понравилось работать в группе?
-Поднимите руку, те, у кого были ошибки! Погладьте себя - очень хорошо, что вы смогли увидеть и исправить ошибки! Значит, нам есть над чем поработать на следующем уроке!
Ребята, (учитель обращается к 1 группе), кому из вашей группы я могу по вашему мнению поставить отметку 5 за урок? (так же со 2 и 3 группами) Я согласна с вами! (или не согласна)
Сегодня на уроке
Вы искали и творили,
Знания новые открыли,
Научились их применять,
Теперь задания легко вам выполнять!
Слайд
- Большое спасибо всем за работу на уроке!