Урок математики в 1 «В» классе Яковлева Елена Юрьевна
МБОУ НОШ № 23 г. Бикина
УМК «Начальная школа XXI век». Автор: Рудницкая В.Н, Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А.
Тема урока: Решаем задачи.
Тип урока: Решение учебной задачи.
Цель урока: Закрепить навыки решения задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Задачи:
Предметные:
Установление последовательных учебных действий для ответа на вопрос задачи (алгоритм решения задачи);
Выделять основные элементы задачи, решать по алгоритму, устанавливать соответствие между задачей и её решением;
Развивать умение анализировать свои действия, сравнивать, доказывать правильность выбора.
Воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Личностные:
Осознание себя как ученика;
Умение доказывать своё мнение, понимание возможности различных точек зрения;
Не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные
Регулятивные
Определять проблему урока;
Выдвижение версий;
Планирование учебной деятельности, сверяясь с целью.
Познавательные
Умение наблюдать, сравнивать, анализировать;
Умение работать с учебными моделями;
Преобразование модели в речевые средства.
Коммуникативные
Навыки сотрудничества;
Умение слушать, принимать чужую точку зрения.
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, слайдовая презентация, карточки с заданием, набор геометрических фигур.
Методы:
наглядный, практический, проблемно-поисковый (проблемный вопрос),
самостоятельной работы,
методы стимулирования, метод формирования познавательного интереса, самоконтроля.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Ход урока
1.Организационный момент:
- Прозвенел для всех звонок
Начинаем наш урок.
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края!
Спина? Прямая!
2. Актуализация опорных знаний:
1) Самостоятельная работа
- Ребята, в начале урока я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат карточки, переверните их. Что вы видите? (Даны примеры на сложение и вычитание).
Один ученик работает у доски. Взаимопроверка.
- Если вы решили примеры без ошибок, закрасьте солнышко. Если допустили хотя бы одну ошибку, закрасьте тучку.
2) Устный счет
- А теперь повторим устный счет – задачи в стихах. Но помните, что с места не выкрикиваем, показываем ответ на веере цифр.
В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре голосов?
(7 – 5 = 2.)
В сад я к бабушке пошел
И копеечку нашел.
Что купил я? Шапку, кепку,
А в придачу тряпку, щепку,
Ложку, плошку, гайку, лейку –
Все купил я за копейку.
- Сколько всего вещей купил мальчик?
(8 вещей)
3. Введение в тему урока:
- Ребята, посмотрите на доску. Сегодня на урок к нам пришел Буратино. Буратино очень хочет учиться вместе с нами.
Давайте поможем узнать Буратино тему нашего сегодняшнего урока. А для этого решите примеры, которые записаны на доске и соотнесите ответ примера с буквой и составьте слово.
8-3 | 3+2 | 8-6 | 4+5 | 4+1 | 5-1 |
а | а | д | з | а | ч |
- Давайте сформулируем цель урока.
- Сегодня на уроке мы… (сегодня на уроке мы будем решать задачи)
- Вспомните, что называется условием задачи? (Условие – то, что мы знаем)
- Что такое вопрос задачи? (Вопрос- то, что неизвестно)
- Чтобы решить задачу, что мы должны составить (Схему)
-Что такое план? Зачем он нужен?
Постановка проблемного вопроса.
- А кто может ответить на вопрос: Как решить задачу? (Для этого прочитаем задачу, зададим вопрос, составим схему и решим ее)
4. Физкультминутка №1
Буратино шел, шел,
Земляничку нашел,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Потянулся.
5. Включение нового знания в систему знаний. Работа по учебнику (Обсуждение проблемного вопроса):
СЛАЙД 1
- Откройте учебник на стр. 68 найдите задание №1.
«На одном кусте 5 ягод, на другом – 4 ягоды. Сколько ягод на двух кустах»
- Что известно в задаче? (На одном кусте 5 ягод, на другом – 4 ягоды) Это условие. Выложите 5 фишек и еще 4 фишки.
- Что надо узнать? (Сколько ягод на двух кустах) Это вопрос.
- Как решить задачу? (Пересчитать фишки, сосчитать ягоды на кустах)
(Учащиеся моделируют ситуацию на цветных фишках)
СЛАЙД 2
- Как запишем решение задачи? (Запись на доске: 5 + 4 = 9)
- Сформулируйте ответ задачи (9 ягод на двух кустах)
Выработка алгоритма решения задачи:
-слушаем (читаем)
-моделируем
-выбираем арифметическое действие
-ответ
СЛАЙД 3
Стр. 68 задание № 2
«На кусте было 6 ягод. Созрели 3 ягоды. Сколько ягод еще не созрело? Как решить эту задачу?»
– Что известно в задаче? Что требуется узнать? (Я знаю…..)
– Как решить задачу? (Положу столько фишек…Выберу действие…, потому что…)
(Учащиеся моделируют ситуацию на цветных фишках)
СЛАЙД 4
- Как запишем решение задачи? (Запись на доске: 6 – 3 = 3)
- Сформулируйте ответ задачи (3 ягоды еще не созрели)
6. Физкультминутка №2
Пальчиковая гимнастика
7. Закрепление пройденного. Работа в печатной тетради:
Тетрадь с. 16 № 4
« Отметь галочкой самый короткий отрезок»
Для выполнения этого задания что нам понадобится? (Линейка) (Учащиеся измеряют отрезки. Отмечают самый короткий отрезок)
Тетрадь с.16 № 5
- Соедини линиями примеры с одинаковыми ответами.
8. Итог урока:
- На какой вопрос мы сегодня учились отвечать? (Как решить задачу?)
- Какой план составили? (слушаем, моделируем, выбираем арифметическое действие, ответ)
9. Рефлексия:
- Буратино в руках держит воздушные шарики.
Если у вас хорошее настроение, вы довольны своей работой на уроке, то прикрепите к голубому шарику голубые смайлики.
Если вы испытывали затруднения при выполнении математических вычислений, то прикрепите к желтому шарику желтые смайлики.
Если вы недовольны своей работой на уроке и у вас ничего не получилось, прикрепите к красному шарику красные смайлики.
- Посмотрите, ребята, Буратино очень рад, что встретился с вами. Домой он пойдет вот с такими замечательными воздушными шариками и новыми знаниями, как решать задачи.