регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель деятельности, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения
коммуникативные: умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления, правильно строить высказывания
познавательные: формировать навыки сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
Этапы урока, виды деятельности. Цель этапа урока | Действия учителя-наставника (ученика-наставника) | Деятельность учащихся-наставляемых | Результат УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности (Слайды 2, 3) Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями) | Притча «Делёж верблюдов» (рассказ учителя) Вопрос: С какими математическими понятиями вы встретились в притче? | Слушают, отвечают на вопрос. – Встретились с дробями. | Личностные: самоопределение, смыслообразование Познавательные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений (Слайд 4, 5) Цель: 1) Актуализировать учебное содержание и мыслительные операции для восприятия нового материала. 2) Зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения. 3) Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с разными знаменателями. | Задания для работы в наставнических парах: Устная работа: | 1. Повторяют: -основное свойство дроби. -выделение целой части из неправильной дроби -правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями: и работу с правилом Создают схему-модель для правила Работа в парах (учитель-ученик, ученик-ученик): наставляемые решают задания из карточек | Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся |
Задания для учителя-наставника | Задания для ученика- наставника |
Сократите дроби: |
| Ученик-наставник контролирует, поправляет решение наставляемого ученика, помогает в вычислениях. |
2) Выделите целую часть: |
| |
3) Приведи дроби к НОЗ: |
| |
4) Если возможно, сократите полученную дробь и выделить и нее целую часть |
| |
5) Сформулировать правило: |
6) Вычисли: |
3. Выявление места и причины затруднения (Слайды 6, 7) Цель: 1) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности. 2) Согласовать цель и тему урока. | Наставляемые встретились с затруднением в выполнении задания № 6, т.к. еще не знают правила. Учителем-наставником задается вопрос о теме урока и цели урока | на вопрос о теме урока формулируют тему: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» и цель урока: учимся складывать и вычитать дроби с разными знаменателями. | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации |
4. Построение проекта выхода из затруднения (Слайд 8) Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения | Задание: дополнить известный алгоритм, чтобы можно было по нему выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателям и показать на предложенных примерах, как он действует. | У каждой пары на столе таблички известного алгоритма. Все варианты обсуждаются. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации, планирование, создание способа решения проблемы Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения. |
5. Реализация построенного продукта (Слайд 9, 10) Цель: зафиксировать новый способ действия в знаковой форме и с помощью эталона. | Обсуждение с наставляемыми правила сложения и вычитания дробей: Предлагается пример: Вместе обсуждается решение примера. В математике нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах. ОЗ и НОЗ не всегда совпадают. (наставник рассказывает об этом историю). | Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей: Алгоритм: 1. Суммой (или разностью) дробей является дробь. 2. Найти НОЗ дробей. 3. Найти дополнительные множители (НОЗ делим на каждый знаменатель). 4. Найти новые числители действием умножением. 5. Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности). 6. Если возможно, сократить полученную дробь и выделить и нее целую часть. | Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения. |
6. Первичное закрепление во внешней речи (Слайд 11) Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи. | Задание: выполните действия: | Учащиеся проговаривают алгоритм. Первые 2 примера вместе с наставником на доске, два других проговаривают, работая в тетрадях. | Личностные: осознание ответственности за общее дело Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логических рассуждений Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения задач, достижение и согласование общего решения |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой (Слайды 12, 13) Цель: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. | Самостоятельная работа 1 вариант 2 вариант Работа проверяется по ответам. | Наставляемые выполняют самостоятельную работу, затем проверяют ответы. | Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, выполнение действий по алгоритму Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка |
8. Рефлексия деятельности на уроке (Слайд 14) Цель: 1) Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и вычитания дробей; 2) Оценить собственную деятельность на уроке; 3) Зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами; 4) Обсудить и записать домашнее задание. | – Что нового узнали на уроке? – Какую цель мы ставили в начале урока? – Наша цель достигнута? – Что нам помогло справиться с затруднением? – Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке? – Как вы можете оценить свою работу? Благодарю всех за урок. Молодцы! | Отвечают на вопросы Записывают задание на дом. Учебник стр. 158, п.33 Правило № 546 (1) № 548(а) | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества |