СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вам конспект урока математики.  Данный материал будет полезен учителям начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»


6 класс


Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»


Задачи урока.

Коррекционно – образовательные:

  • Создать условия для систематизации и обобщения знаний по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

  • Выявить пробелы в знаниях по этой теме, разработать стратегию по их ликвидации.

  • Содействовать повышению интереса к предмету

Коррекционно-развивающие:

  • Помочь в развитии вычислительных навыков учащихся,

  • Создать ситуации, позволяющие развивать произвольное внимание, память, воображение.

  • Содействовать развитию слуховых ощущений и навыков выполнения действий по заданному плану.

Коррекционно – воспитывающие:

  • Помочь учащимся воспитать усидчивость, целеустремленность, ответственность, коллективизм.


Оборудование урока:

  • индивидуальные карточки-задания,

  • блокноты обратной связи (БОС)

  • маркеры,

  • плакаты,

  • картинки к задаче,

  • листок – «ответник»,

  • кроссворд «Дроби».


Ход урока


Эпиграф.



«Счет и вычисления – основа порядка в голове»

И.Песталоцци

  1. Проверка теоретического знания материала.

Учитель:

Форма нашего сегодняшнего урока – смотр знаний.

Как вы думаете, какова цель этого урока? (дети предлагают варианты)

Да, проверить, крепка ли очередная ступенька на лестнице, которая ведет нас к вершинам знаний математики. Эпиграфом урока я выбрала слова известного швейцарского педагога Иоганна Песталоцци.


У каждого из вас на столе оценочный лист. В нем перечислены все виды работ на уроке. Вы должны сами поставить себе оценку за каждую часть работы.


Ребята, с какими математическими героями мы работаем с вами в последнее время? Правильно. С дробными числами. Познакомились мы с ними еще в 5 классе, но и в 6- м узнали много нового и интересного, почти волшебного.


… (стук) Ой! Даже выпала указка.

Что такое? Кто здесь?

-Сказка!

Сказка

(голос автора записан)


У Числителя и Знаменателя вечные дрязги. Числитель кичится своим высоким положением, а Знаменатель тем, что он больше. И оба они очень завидовали Целому числу. Однажды задумали они превратиться в целое число, а как это сделать не знают.

-Давай перемножаться – предлагает Числитель Знаменателю.

Он на три и Знаменатель на три. Он на пять и Знаменатель на пять. Ничего не получается.

-Давай делиться - говорит Числитель. Он на два поделится, Числитель тоже на два. Он на 4 поделится, Числитель тоже на 4. Превращаются, превращаются, а сами остаются такими же, не изменяются.

-Что за чертовщина такая? – сердито крикнули Числитель и Знаменатель.

-Так это же закон – сказало Целое число - а законы никому нарушать не разрешается!


  • Скажите, пожалуйста, о каком волшебном свойстве (законе) идет речь?

  • Сформулируйте это свойство.

  • Какая операция основана на основном свойстве дроби?

  • Что значит сократить дробь?

  • Какая дробь называется несократимой?


Вывод: Оставлять в ответе несократимую дробь нельзя!


А сейчас я вызываю вас на поединок. Посмотрим, кто победит.


«Учитель против 6-го класса».

Закончить мысль.

  1. Общий знаменатель дробей это такое …

  2. Чтобы привести дроби к наименьшему общему знаменателю, нужно…

  3. При приведении дроби к новому знаменателю нужно числитель и знаменатель дроби…

  4. Дополнительный множитель это такое натуральное число, которое…

  5. Чтобы найти дополнительный множитель…

  6. Единицу можно представить в виде дроби со знаменателем 15 так…

  7. Чтобы сложить два смешанных числа, …

  8. Чтобы выполнить вычитание смешанных чисел, нужно…



  1. Работа с блокнотами обратной связи.

(ответ записывается в блокнот и показывается учителю с мест)


Учитель: А теперь докажите как вы можете применять теоретические знания на практике.


    1. Сократить дробь:

    2. Сложить:

    3. Вычесть:

    4. Спутник делает один оборот за 1ч.40мин., а второй оборот за 100мин. Как это может быть? (1ч.40мин. = 100мин.).

    5. Сколько горошин может войти в один пустой стакан? (Горошины не ходят)


  1. Исторический материал.


А знаете ли вы?


1 ученик: А знаете ли вы?

Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Древние египтяне уже знали, как поделить 2 на 3 – у них был специальный значок. Между прочим, это была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла 1 – все остальные дроби непременно имели в числителе 1(их называли основные дроби):

Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных.


2 ученик: А знаете ли вы, что в древнем Вавилоне предпочитали, наоборот, постоянный знаменатель, равный 60. Римляне пользовались тоже только лишь одним знаменателем «12». Особое место занимали дроби и т.д.

Дело в том, что в древности отдельной арифметической операцией полагали удвоение и деление пополам.


3 ученик: А знаете ли вы, что действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби».


4 ученик: А знаете ли вы, что дроби очень долго не входили в науку. Считалось, что дробями занимается черный люд: купцы, торговцы, ремесленники. Дроби вошли в науку с «черного хода», но, тем не менее, заняли в ней достойное место. Как это случилось? Благодаря музыке.

Учитель: я предлагаю вам, ребята, привлечь Интернет и узнать, почему именно музыка вывела дроби из тени забвения. На следующем уроке мы об этом поговорим.


  1. Решение задач.

Работаем в тетрадях.









Задача 1. Попрыгунья Стрекоза половину красного лета спала, третью часть времени – танцевала, шестую часть – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Какую часть лета стрекоза готовилась к зиме? (задача в картинках на доске).

(Проводим полный анализ задачи)

Решение: 1-.


Задача 2. (индивидуальная карточка - работают самостоятельно с последующей проверкой).

Крокодил Гена, Чебурашка и старуха Шапокляк решили подготовить площадку, на которой они будут строить дом для друзей. Гена, работая один, может выполнить всю работу за 12 часов, Шапокляк – за 15 часов, а Чебурашка – за 20 часов. Какую часть работы каждый из них может выполнить за 1 час? Какую часть выполнят они все вместе за 1 час?

Решение:

Гимнастика для глаз.


Пальминг.

Точка на стекле.

Повороты, обводы.

Мини-сон.


Физкультминутка.


НОЗ нашли отважно (наклоны в пояс)

Шляпа дроби – важно (руки вверх к голове)

Перемножили – отлично (руки в стороны)

Затем сложили или вычли (руки вместе и хлопок)



V. Самостоятельная работа. (с самопроверкой)


  1. Найдите значение выражения:


  1. Выполните действия:


  1. Решить уравнение:


  1. Угадайте корень уравнения.


    • По мере выполнения работы выдается карточка с ответами, дети сами сверяют ответы. При выявлении неправильного ответа, делают работу над ошибками.


    • Для сильных учеников, быстро справившихся с самостоятельной работой карточка с задачей дополнительно.


Отец имел 17 верблюдов и завещал трем своим сыновьям разделить их так: первому –

общего количества верблюдов, второму -, а третьему - часть. Сыновья не могли разделить верблюдов. Мимо проходил человек с верблюдом, и сыновья попросили помочь им. Тогда он отдал им своего верблюда и предложил разделить так, как завещал отец. Сыновья послушались совета и разделили верблюдов так, что первый получил- 9 верблюдов, второй- 6 верблюдов, а третий два верблюда. Владелец верблюда взял своего 18 го верблюда и уехал. Правильно ли выполнили сыновья завещание отца?







Кроссворд «Дроби».

6



1















2






7











3




















8

9





4





















5











По горизонтали:

1. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число.

2. Число, состоящее из целой и дробной части.

3. Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно-простые числа.

4. На какое число сокращается дробь

5. Сотая часть числа.


ПО вертикали:

9. Для сокращения нужно находить НОД или НОК?

6. Название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю.

7. Для нахождения наименьшего общего знаменателя нужен НОК или НОД?

8. Математическое действие.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Урок заканчивается. Спасибо вам дети за доставленное удовольствие. Нас с вами ждут не менее увлекательные темы «Умножение и деление дробных чисел».


  1. Задание на дом: Домашнее задание будет творческое. Придумать сказку или рассказ, главными героями, которых должны быть дробные числа.


  1. Рефлексия.

У вас на столах наборы геометрических фигурок. Посмотрите внимательно на них и отложите ту фигуру, которая наиболее всего соответствует вашему душевному состоянию и настроению.

Оценочные листы должны быть заполнены. Вы сами себя оценивали. Сейчас я посмотрю на вашу самооценку, сопоставлю со своим мнением и объявлю окончательную отметку в журнал.


Урок окончен, до свидания.

Знание теории

Практическая работа

Решение задач

Самостоятельная работа








10