Открытый урок по математике 4 г класс.
Тема: Виды треугольников.
Учитель: С.С.Небываева
Цель: формирование представления учащихся о разных видах треугольников.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с видами треугольников – разносторонний, равносторонний и равнобедренный.
2. Продолжить работу по расширению геометрических представлений и знаний учащихся, развитию их пространственного воображения и логического мышления, формировать графическую грамотность.
3. Учить анализировать форму, пространственное положение и взаимное расположение фигур на плоскости, строить чертежи.
4. Продолжить работу по совершенствованию вычислительных навыков, решению текстовых задач.
5. Воспитывать познавательный интерес к предмету, терпение, усердие.
ПредметныеУУД
Образовательные: познакомить с понятиями «разносторонний треугольник», « равнобедренный треугольник» и «равносторонний треугольник», находить отличия между видами треугольников, формировать умение определять виды треугольников. повторить ранее изученный материал о треугольниках.
Развивающие: способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, логически мыслить.
Воспитательные: способствовать формированию умения работать в паре, воспитанию аккуратности в работе, взаимопомощи.
МетапредметныеУУД
Формировать умение анализировать, делать выводы; составлять алгоритм действий, умение строить устные высказывания, поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; конструирование.
ЛичностныеУУД
Осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках; умение оценивать собственную учебную деятельность.
Оборудование урока:
1) магнитная доска с геометрическими фигурами;
2) компьютер , экран, компьютерна презентация, обучающий диск «Математика 4 класс» (электронное приложение к учебнику).
3) карточки с заданиями;
4) у каждого уч-ся простой карандаш, линейка, учебник, тетрадь, набор полосок разной длины, таблица.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Ребята, я приглашаю Вас на урок математики и попрошу сегодня на уроке быть моими помощниками, активно работать и в конце урока помочь мне поставить оценки. Желаю удачи!
- Какое у вас настроение? Покажите жестом. Надеюсь оно сохранится до конца урока.
II. Объявление темы урока.
- Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие по городу Математики и побываем в разных микрорайонах. Предлагаю начать с микрорайона «Числоцифрино». (Слайд 3)
III. Минутка чистописания.
1357 (пишут число 1 строчку, на второй – сумма разрядных слагаемых, соседи числа).
- Что можете сказать об этом числе? (Слайд 4)
- Четырехзначное; в нем 1 тысяча, 3 сотни, 5 десятков, 7 единиц; сумма разрядных слагаемых: 1000+300+50+7; оно нечетное, потому что не делится на 2 без остатка; соседи числа 1358 и 1356.
- Что еще можете сказать об этом числе?
- Последовательность закономерна (через 1), все цифры нечетные.
- А сейчас переместимся в микрорайон «Считалкино». Пока мы будем упражняться в устном счете, несколько ребят поработают индивидуально у доски и на карточках.
IV. Актуализация знаний.
Индивидуальная работа:
у доски:
К 26х34 (884) У 376:8 (47)
Н 610 – 497:7 (539) О 74+381:3 (201)
Ь 25Х20 (500) Г 420:7 (60)
по карточкам: 2 ученика.
V. Устный счет.
(Слайд 5)
1) Произведение чисел 4 и 7 уменьшить на 19. (9) Т
2) Частное чисел 24 и 6 увеличить на 18. (22) Р
3) Какое число надо прибавить к числу 256, чтобы получилось число 300? (44) Е
4) Какое число надо уменьшить в 12 раз, чтобы получилось число 5? (60) Г
5) Сколько см в 7 м? (700) И
6) Сколько квадратных сантиметров в 3 квадратных дециметрах? (300) Л
7) Скорость машины 80 км/ч. Сколько км она пройдет за 6 часов? (480 км)
8) стр. 66 № 5
-Чему равно значение одной клетки? Как вы узнали? (150:3=50м)
-На сколько метров может подняться сова? (На 50 м)
-А воробей? (600м)
VI. Повторение изученного.
- Мы прибыли в микрорайон «Повторенино».
№ 3(1) - с комментированием (1 ученик у доски), (952)
№3(2-3) – самостоятельно, с письменной проверкой на доске.(798) (570)
Физминутка для глаз.
- Сейчас немного отдохнем. Сядьте равно. Руки положите на стол.
- Представьте себе треугольник. Переведите взгляд на самый верхний его угол, из верхнего угла - в левый нижний – в верхний, в правый нижний.
- Молодцы. Сядьте правильно.
VII.Постановка проблемы.
1)Введение в тему урока.
- Каждому заданию у нас соответствовала какая-то буква. Расположите в таблицу (на доске и у каждого ученика) числа-ответы в порядке возрастания. Какое слово получили?
- Треугольник, а точнее их виды. (Слайд 7) (Слайд 8)
- Верно. Итак, тема сегодняшнего урока - «Виды треугольников». (Слайд 9)
- Определите цель нашего урока. (Узнать какие виды треугольников бывают)
- И мы отправляемся в микрорайон «Геометрический».
- Напомню, наши несколько уроков будут посвящены геометрии.
- Что такое геометрия? (раздел математики, который изучает фигуры, их свойства и т.д.)
2) Повторение знаний о геометрических фигурах. (Слайд 10)
На магнитной доске вывешены разные геометрические фигуры.
Это – 5 прямоугольников, разной величины, расположенных по-разному.
Это – 4 квадрата.
Это – 3 треугольника – равнобедренный (тупоугольный), равносторонний (остроугольный) и разносторонний (прямоугольный).
- Ребята! Вам знакомы эти геометрические фигуры?
Кто назовёт их?
- Найдите среди них лишнюю. (Треугольник) (Слайд 11)
- Какие признаки свойственны прямоугольникам?
- Какие признаки свойственны только квадрату?
(Все фигуры убрать, оставить только треугольники.)
- Сейчас мы остановимся в «Треугольном» квартале. (Слайд 12)
Нам знаком этот квартал.
Мы были в нем когда-то.
И вот на страже у ворот
Стоят родных три брата.
(Треугольники разных цветов.)
— Почему мы назвали эти фигуры «братьями»?
— Чем они отличаются от всех других фигур?
(3 стороны, 3 угла, 3 вершины) (Слайд 13)
Какие «имена» носят братья?
Узнает очень просто
Меня любой дошкольник.
Я тупо-прямо-остро-
Угольный треугольник.
- По какому признаку получили «имена» братья? (По названию углов.)
- Какие треугольники мы называем прямоугольными? (Слайд 14)
- Остроугольными? (Слайд 15)
-Тупоугольными? (Слайд 16)
- Найдите остроугольные треугольники(Слайд 17)
VIII. Усвоение новых знаний.
1)Практическая работа.
Пропуском в этот квартал будет треугольники, которые вам предстоит сложить. (На столах детей полоски разной длины.) (Слайд 18)
- Из полосок на вашей парте составьте треугольники.
—Полоски, какой длины вы использовали? (Одинаковые, две длинные, одну короткую.)
—А из каких полосок никогда не сможем построить треугольник? (Из двух коротких и одной длинной.)
Действительно, в этом случае ломаная линия не сможет замкнуться и треугольник просто не получится. В геометрии существует такое правило:
Сумма длин двух любых сторон треугольника всегда больше длины третьей стороны.
Проверьте это правило, используя полоски.
(Дети строят треугольники.)
а) Возьмите три одинаковые полоски.
—Что скажете о длинах сторон этого треугольника? (Они одинаковые.)
—Или как сказать по-другому? (Равные.)
—Как вы думаете, какое у него «имя»? (Равносторонний треугольник.)
б) Возьмите две одинаковые полоски, а третью короче.
(Дети строят треугольник.)
— Что скажете о сторонах треугольника? (Две стороны длинные одинаковые.)
Такие треугольники принято называть — равнобедренными,
в) А сейчас возьмите три разных полоски, но помните о правиле. Постройте треугольник.
—Какой длины его стороны? (Разные.)
—Как вы думаете у него какое «имя». (Разносторонний треугольник.)
—Можно эти треугольники назвать братьями? (Да.)
—По какому признаку? (По длинам сторон.) (Слайд 19) (Слайд 20)
2)Работа с диском (Прослушивание нового материала).
3)Самостоятельное чтение материала в учебнике (стр. 65).
-Скажите, как называются треугольники в зависимости от длин их сторон? (Равносторонние, равнобедренные и разносторонние)
-Почему всякий равносторонний треугольник можно назвать равнобедренным?
IX. Физминутка. (Слайд 23)
В доме треугольном
(Выполняют наклоны головы влево - вправо).
Под треугольной крышей
(Соединяют руки над головой, имитируя крышу).
Песню треугольников
(Выполняют наклоны влево – вправо).
Мы с тобой услышим.
(Соединяют пальцы, образуя треугольник).
Треугольным утром
(Делают несколько приседаний).
Распахнем окошки,
(Разводят руки в стороны).
К солнцу треугольному
(Тянутся на носочках вверх).
Выставим ладошки.
(Показывают ладошки).
X. Первичная проверка понимания. (Слайд 24)
№1, стр. 66 – по заданию, устно.
-Чему равны стороны треугольника? (4,9,6 см)
-Как он называется? (Разносторонний)
-Самостоятельно вычислите его периметр. (Р=19 см)
-Чему будет равен периметр равностороннего треугольника?( 19-1=18 см)
-Чему равна сторона равностороннего треугольника?
-Как узнали?(18:3=6см).
№2, стр. 66 – по рядам.
- Рассмотрите треугольники. Я буду их называть. Если назову равносторонний треугольник – встает 1-й ряд, равнобедренный – 2-й ряд, разносторонний – 3-й ряд. (PRO – равнобедренный, TLN –разносторонний, SGE-равносторонний.
XI. Первичное закрепление.
1)Работа с диском (Тренажер 1, 3).
2)Начертите разносторонний треугольник, обозначьте вершины и длины его сторон.
XII. Работа над задачей.
- А теперь нас приглашают в микрорайон «Задачник». (Диск)
(Работать параллельно с диском.
Записать условие таблицей).
- А для чего используют гвозди?
- Нужно ли умение, чтобы правильно забить гвоздь?
- Кто-нибудь из вас пробовал это сделать? Трудно?
- Надо иметь терпение и усердие, чтобы чему-то научиться, в том числе и забить гвоздь.
- Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет).
- Почему? (Не знаем общую массу маленьких гвоздей).
- Можем узнать? Как? (Вычесть из общей массы гвоздей массу больших гвоздей).
- Но ее мы тоже не знаем. Что будем делать?
- Найдем, используя данные условия.
(Далее вместе с комментариями на диске решают задачу).
- Запишите выражением эту задачу.
XIII. Самостоятельная работа.
№9 – по вариантам (1 строка – 1 вариант, 2 строка – 2 вариант – 2 – 3 столбики).
- Мы узнали, какие виды треугольников бывают, закрепили этот материал, но для того чтобы его не забыть и смочь воспользоваться им на следующих уроках и дома при выполнении домашнего задания, я вам сделала памятки по теме урока.
XIV. Итог урока (рефлексия). (Слайд 25)
- Вспомните цель нашего урока.
- На сколько видов делятся треугольники?
- Какие виды треугольников бывают?
- Настроение к концу урока какое?
- Передайте своё настроение с помощью изображенного треугольника.
(Дан треугольник с глазками, нужно дорисовать ротик) (Слайд 26)
- Вот мы и побывали в городе Математика, посетили его микрорайоны. И сегодня город оценил ваши знания так. (Выставление оценок).
Д/З: стр. 67, № 6, 7. (Слайд 27)