СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике "Вычитание числа из суммы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Вычитание числа из суммы"»

Тема:

« Вычитание числа из суммы».

Тип урока:

«Урок – открытие нового знания»

Цели:

Цель:создать условия для ознакомления со способами вычитания числа из суммы; учить применять правило вычитания числа из суммы; совершенствовать навыки решения задач.

Задачи:
Образовательные:
- создать условия для формирования умения вычитать число из суммы;

- совершенствовать умение правильного решения задач и числовых выражений.
- способствовать развитию математической речи, памяти, логического мышления;

Развивающие:

- развивать внимание, через упражнения практической и самостоятельной работы;

- развивать и совершенствовать умения находить решения в различных проблемных ситуациях;

- развивать грамотную математическую речь учащихся;


Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к математике;

- воспитывать умение работать в группах;

- воспитывать взаимоуважение.

Планируемый результат :

личностные:
- адекватная мотивация учебной деятельности.

-формировать личностный смысл учения;
- развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

-проявлять эмоционально-положительное отношения к предмету.

-адекватно оценивать свои возможности.
метапредметные:
1) познавательные:
-операция мышления, устный счет

-формулирование познавательной цели
-умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

-выделение познавательной цели;

-выбор наиболее эффективного способа решения.

- поиск и выделение информации;
- классификация.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2) регулятивные:
- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия
- целеполагание
- принятие и удержание цели и темы урока
-учиться оценивать результаты своей работы.

3) коммуникативные:
- умение общаться и прислушиваться к мнению других
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов
-допускать существование различных точек зрения;

-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

-понимать важность коллективной работы;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Метапредметные связи:

Окружающий мир, литература.

Ресурсы

а) Основные:


б) Дополнительные


а) УМК «Перспективная начальная школа» Математика. Учебник. 1 класс. 2 часть

Чекин А. Л.

б) Презентация

Оборудование:

Компьютер, учебник, доска.

Организация пространства:

Фронтальная работа, групповая работа.





Ход урока:

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности
(2 мин)

Добрый день, друзья. Меня зовут Елизавета Олеговна, и сегодня я проведу у вас урок математики.

Улыбнитесь друг другу, мне, ведь улыбка располагает к приятному общению, интересной беседе, открытию чего-то нового.

- Как вы считаете, чтобы наше занятие подарило нам радость общения, и было плодотворным, какие качества нам нужны? (трудолюбие, внимание, усидчивость, мышление.)

- Что же не забудьте включить ваше внимание, активность и смекалку. И у нас всё получится.


Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и выслушивают мнение одноклассников.

Регулятивные: - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Личностные:

- адекватная мотивация учебной деятельности.


2. Устный счёт.
(5 -7 минут)


Актуализует и мобилизирует внимание детей.

Ребята, наш урок я хотела бы начать с небольшой разминки. Посмотрите на слайд и начнем работу.

1. В ведре 12 литров, а в бидоне на 3 л меньше. Сколько, литров в бидоне? (9)

2. Брат и сестра нашли вместе 15 грибов. Брат нашел 7 грибов. Сколько грибов нашла сестра? (8)

3. Ученик решил 4 примера, ему осталось решить еще 7 примеров. Сколько примеров надо было решите ученику? (11)

4. Задача на логику: Коля задумал число и прибавил к нему 3. Сумма получилась на 2 меньше, чем 10. Какое число было задумано? (5)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.


Познавательные: 
-операция мышления, устный счет

Коммуникативные: 
-умение общаться и прислушиваться к мнению других

3. Сообщение темы урока. (4 мин)


– Сравните схемы математических записей:

(+ ) +  ( + ) – 

– Чем они похожи?

– Чем отличаются?
– Какая схема вам не знакома? (вторая)

– Ребята, а что изображено на первой схеме? (прибавление числа к сумме)
– Кто сможет напомнить нам это правило?
(Чтобы к сумме прибавить число, можно сначала сложить первые слагаемые, потом – второе, после чего сложить полученные результаты.)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся и изучим способы вычитания числа из суммы.

– Какую цель вы ставите перед собой на уроке? (Нам необходимо узнать, как правильно нужно вычитать число из суммы.)


А сейчас откроем свои тетради и запишем число и классную работу.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.


Регулятивные
-целеполагание
-принятие и удержание цели и темы урока

Коммуникативные
-слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей.

Познавательные: 
-формулирование познавательной цели


4. Работа по теме урока. (20 мин.)


Откройте свои учебники на странице 66. Номер 1.

Миша и Маша стали решать задачу. Прочитайте ее.
В вазе лежало 5 красных яблок и 4 зеленых. За обедом съели 2 красных яблока. Сколько яблок осталось в вазе?

– О чём говориться в задаче? (о яблоках)

– Какие это были яблоки? (красные и зелёные)

– Что мы знаем про красные яблоки? (в вазе лежало 5 красных яблок и что за обедом съели 2 красных яблока)

– А что знаем про зеленые? (в вазе лежало 4 зеленых яблока)

– Назовите условие данной задачи. (В вазе лежало 5 красных яблок и 4 зеленых. За обедом съели 2 яблока.)

– Сформулируйте требование задачи. (Сколько яблок осталось в вазе?)


Маша рассуждала так: сначала сложением найдем число всех яблок в вазе, а потом вычтем из него число яблок, которые съели за обедом.

Как это записать?
Один ученик записывает на доске, остальные в тетради.

Запись: (5 + 4) – 2 = 9 – 2 = 7

Миша рассуждал по-другому: за обедом съели 2 красных яблока из 5. Число оставшихся яблок можно найти вычитанием, а потом сложить это число с числом зелёных яблок.

Как это записать?
Один ученик записывает на доске, остальные в тетради.

Запись: (5 – 2) + 4 = 3 + 4 = 7



А если бы Миша любил зеленые яблоки, то как бы он предложил решить эту задачу? (Он съел бы 2 зеленых яблока.)

– Запишите это решение и вычислите его ответ.

(4 – 2) + 5 = 2 + 5 = 7

Ответ: 7 яблок.


Ребята, посмотрите внимательно! Решали по-разному, а ответ получили одинаковый! Как так получилось?
(как бы не убирали 2 яблока, количество яблок остается тем же)

А теперь посмотрите на математическую запись примеров. Как мы вычитали число 2? (в 1-ом случае число 2 мы вычитаем из суммы чисел 4 и 5; во 2-ом случае число 2 мы вычитаем из 1 слагаемого и прибавляем 2 слагаемое; в 3-ем случае число 2 мы вычитаем из 2 слагаемого и прибавляем 1 слагаемое)

Давайте сформулируем правило вычитания числа из суммы? (чтобы вычесть число из суммы, можно вычесть это число из одного слагаемого и результат сложить с другим слагаемым.)

Вывод правила на слайд.



Номер 2. Устно
Учитель записывает на доске разность числа 2 и суммы (4+5)

(4+5) 2

Рассмотрите схему на слайде,
Что показывает число 4 на схеме – количество синих кругов на схеме.
Что показывает число 5 на схеме – количество красных кругов на схеме.
Что показывает число 2 на схеме – количество кругов, которые вычли и оно обозначено левой дугой.
Что обозначает нижняя дуга – количество всех кругов.
Что обозначает правая дуга – количество кругов которые остались.


по данной схеме дополним сумму (4 – 2) + как мы это сделаем? (от четырех синих кругов отнимаем 2 и прибавляем 5 красных другими словами, мы из 1 слагаемого 4 вычитаем 2 и прибавляем 2 слагаемое 5)
(4 – 2) + 5

,

по данной схеме дополним сумму (5 – 2) + (от пяти красных кругов отнимаем 2 и прибавляем 4 синих круга другими словами, мы из 2 слагаемого 5 вычитаем 2 и прибавляем 1 слагаемое 4) (5 – 2) + 4

Ребята, а с помощью какого правила мы смогли выполнить задание? (чтобы вычесть число из суммы, можно вычесть это число из одного слагаемого и результат сложить с другим слагаемым.)

Номер 3.
На слайде разность числа 2 и суммы (7+4) : (7+4) – 2
Перепишите эту запись к себе в тетрадь и среди сумм задания найдите те, у которых то же самое значение
Ответы: (7 – 2) + 4 и (4 – 2) +7.
Ребята, а на основании какого правила вы выбрали эти записи? (чтобы вычесть число из суммы, можно вычесть это число из одного слагаемого и результат сложить с другим слагаемым.)
А можно ли сказать, что
(7 + 4) – 2 = (7 – 2) + 4, (7 + 4) – 2 = (4 – 2) +7? (да)

А почему? (так как, значение этих выражений будет одинаковым)

А сейчас самостоятельно вычислите значение сумм: (7 – 2) + 4 и (4 – 2) +7
Ответ: 9

Проверка осуществляется с помощью опроса.


Номер 4.
Для данных разностей составьте суммы. Если затрудняетесь, используйте схемы.

Рассмотрим первую разность (8 + 4) – 3 и первую схему на слайде.

Что показывает число 8 на схеме – количество синих кругов на схеме.
Что показывает число 4 на схеме – количество красных кругов на схеме.
Что показывает число 3 на схеме – количество кругов, которые вычли и оно обозначено верхней дугой.
Что обозначает нижняя дуга – количество всех кругов.


по данной схеме составим сумму. Как это сделать? (от 8 синих кругов отнимаем 3 и прибавляем 4 красных круга другими словами, мы из 1 слагаемого 8 вычитаем 3 и прибавляем 2 слагаемое 4) (8 – 3) + 4 = 5 + 4 = 9


А как еще можно оставить сумму? Рассмотрим 2 схему:

по данной схеме составим сумму. Как это сделать? (от 4 красных кругов отнимаем 3 и прибавляем 8 красных круга другими словами, мы из 2 слагаемого 4 вычитаем 3 и прибавляем 2 слагаемое 8) (4 – 3) + 8 =1 + 8 = 9






Вторую разность и вторую схему учащиеся рассматривают (составляя суммы) самостоятельно.

( 6 + 3) – 2 (6 – 2) + 3, (3 – 2) + 6
Ответ: 7
Проверка по эталону на слайде.


Молодцы! Вы уже устали, пора немножечко размяться.

ФИЗМИНУТКА

Вот немного отдохнули, теперь присаживаемся за свои места и с новыми силами включаемся в работу!

Выполняют номер 1 на странице 66.










Коллективное обсуждение разных приемов решения задачи.





























Обобщают и анализируют полученный результат, делают вывод.











Устно выполняют номер 2 на странице 66.

































Выполняют часть номера 3 на странице 67 коллективно.










Самостоятельно выполняют вторую часть номера.



Выполняют часть номера 4 на странице 67 коллективно.































Самостоятельно выполняют вторую часть номера.

Коммуникативные:
-
умение выражать свои мысли полно и точно;
-разрешение конфликтов.

Познавательные:

-умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

-выделение познавательной цели;

-выбор наиболее эффективного способа решения.

Личностные:

-формировать личностный смысл учения;
- развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

-проявлять эмоционально-положительное отношения к предмету.




5.Фронтальная работа. (10 мин)

Содержание игры. Учитель сообщает ученикам условия игры:

«Маша и Миша отправляется по лесу в разведку. (Учитель на слайде изображает схему расположения деревьев.) По их пути должны отправиться друзья. В менее опасных местах они оставляли “следы” – около деревьев писали палочкой пример, обозначающий номер полянки, где они останавливались».

На слайде около деревьев появляются примеры вида:





Дуб Осина Сосна
16 – 10 = € 17 – 10 = € 18 – 10 = €

Ель Рябина Клён
13 – 10 = € 14 – 10 = € 15 – 10 = €

Береза Ива

12 – 10 = € 10 – 9 = €
Ответы: Ива – 1, Береза – 2, Ель – 3, Клён – 4, Рябина – 5, Дуб – 6, Осина – 7, Сосна – 8.

Учитель. Мы с вами следопыты. Мы должны расшифровать номера полянок и пройти по следам разведчиков, показать путь их движения и рассказать, в каком направлении они двигались расположив номера полянок от меньшего числа, к большему

Учащиеся под руководством учителя намечают план действий:

1. Расшифровать номера полянок (решить примеры).

2. Расположить числа в порядке возрастания.

3. рассказать и показать, в каком направлении двигался разведчик, употребляя слова «слева направо», «справа налево», «между», «слева от сосны» и т. д.

Слова, которые нужно употребить в рассказе, учитель записывает на доске до проведения игры и предлагает ученикам их прочитать.

Если следопыт показывает путь движения разведчика неправильно, то остальные следопыты подают сигнал тревоги (поднимают руки). Выигрывает тот следопыт, который не допустил ошибок.

Играют в математическую игру.


Познавательные: 
- поиск и выделение информации;
- классификация.

Коммуникативные:

-допускать существование различных точек зрения;

-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

-понимать важность коллективной работы;

соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.
(3-4 мин)

Подведём сейчас итог:

А не зря прошёл урок?

Посмотрите-ка сюда,

Отвечайте без труда.

– Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока, достигли ли вы этой цели? (Нам необходимо узнать, как правильно нужно вычитать число из суммы; да, эту цель мы достигли)

– Давайте повторим с каким новым правилом мы познакомились? (чтобы вычесть число из суммы, можно вычесть это число из одного слагаемого и результат сложить с другим слагаемым.)



– Мы сегодня с вами хорошо поработали.

Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные:

-учиться оценивать результаты своей работы.

Личностные:
-
адекватно оценивать свои возможности.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.