Откройте свои учебники на странице 66. Номер 1. Миша и Маша стали решать задачу. Прочитайте ее. В вазе лежало 5 красных яблок и 4 зеленых. За обедом съели 2 красных яблока. Сколько яблок осталось в вазе? – О чём говориться в задаче? (о яблоках) – Какие это были яблоки? (красные и зелёные) – Что мы знаем про красные яблоки? (в вазе лежало 5 красных яблок и что за обедом съели 2 красных яблока) – А что знаем про зеленые? (в вазе лежало 4 зеленых яблока) – Назовите условие данной задачи. (В вазе лежало 5 красных яблок и 4 зеленых. За обедом съели 2 яблока.) – Сформулируйте требование задачи. (Сколько яблок осталось в вазе?) Маша рассуждала так: сначала сложением найдем число всех яблок в вазе, а потом вычтем из него число яблок, которые съели за обедом. Как это записать? Один ученик записывает на доске, остальные в тетради. Запись: (5 + 4) – 2 = 9 – 2 = 7 Миша рассуждал по-другому: за обедом съели 2 красных яблока из 5. Число оставшихся яблок можно найти вычитанием, а потом сложить это число с числом зелёных яблок. Как это записать? Один ученик записывает на доске, остальные в тетради. Запись: (5 – 2) + 4 = 3 + 4 = 7 А если бы Миша любил зеленые яблоки, то как бы он предложил решить эту задачу? (Он съел бы 2 зеленых яблока.) – Запишите это решение и вычислите его ответ. (4 – 2) + 5 = 2 + 5 = 7 Ответ: 7 яблок. Ребята, посмотрите внимательно! Решали по-разному, а ответ получили одинаковый! Как так получилось? (как бы не убирали 2 яблока, количество яблок остается тем же) А теперь посмотрите на математическую запись примеров. Как мы вычитали число 2? (в 1-ом случае число 2 мы вычитаем из суммы чисел 4 и 5; во 2-ом случае число 2 мы вычитаем из 1 слагаемого и прибавляем 2 слагаемое; в 3-ем случае число 2 мы вычитаем из 2 слагаемого и прибавляем 1 слагаемое) Давайте сформулируем правило вычитания числа из суммы? (чтобы вычесть число из суммы, можно вычесть это число из одного слагаемого и результат сложить с другим слагаемым.) Вывод правила на слайд. Номер 2. Устно Учитель записывает на доске разность числа 2 и суммы (4+5) (4+5) – 2 Рассмотрите схему на слайде, Что показывает число 4 на схеме – количество синих кругов на схеме. Что показывает число 5 на схеме – количество красных кругов на схеме. Что показывает число 2 на схеме – количество кругов, которые вычли и оно обозначено левой дугой. Что обозначает нижняя дуга – количество всех кругов. Что обозначает правая дуга – количество кругов которые остались. по данной схеме дополним сумму (4 – 2) + как мы это сделаем? (от четырех синих кругов отнимаем 2 и прибавляем 5 красных другими словами, мы из 1 слагаемого 4 вычитаем 2 и прибавляем 2 слагаемое 5) (4 – 2) + 5 , по данной схеме дополним сумму (5 – 2) + (от пяти красных кругов отнимаем 2 и прибавляем 4 синих круга другими словами, мы из 2 слагаемого 5 вычитаем 2 и прибавляем 1 слагаемое 4) (5 – 2) + 4 Ребята, а с помощью какого правила мы смогли выполнить задание? (чтобы вычесть число из суммы, можно вычесть это число из одного слагаемого и результат сложить с другим слагаемым.) Номер 3. На слайде разность числа 2 и суммы (7+4) : (7+4) – 2 Перепишите эту запись к себе в тетрадь и среди сумм задания найдите те, у которых то же самое значение Ответы: (7 – 2) + 4 и (4 – 2) +7. Ребята, а на основании какого правила вы выбрали эти записи? (чтобы вычесть число из суммы, можно вычесть это число из одного слагаемого и результат сложить с другим слагаемым.) А можно ли сказать, что (7 + 4) – 2 = (7 – 2) + 4, (7 + 4) – 2 = (4 – 2) +7? (да) А почему? (так как, значение этих выражений будет одинаковым) А сейчас самостоятельно вычислите значение сумм: (7 – 2) + 4 и (4 – 2) +7 Ответ: 9 Проверка осуществляется с помощью опроса. Номер 4. Для данных разностей составьте суммы. Если затрудняетесь, используйте схемы. Рассмотрим первую разность (8 + 4) – 3 и первую схему на слайде. Что показывает число 8 на схеме – количество синих кругов на схеме. Что показывает число 4 на схеме – количество красных кругов на схеме. Что показывает число 3 на схеме – количество кругов, которые вычли и оно обозначено верхней дугой. Что обозначает нижняя дуга – количество всех кругов. по данной схеме составим сумму. Как это сделать? (от 8 синих кругов отнимаем 3 и прибавляем 4 красных круга другими словами, мы из 1 слагаемого 8 вычитаем 3 и прибавляем 2 слагаемое 4) (8 – 3) + 4 = 5 + 4 = 9 А как еще можно оставить сумму? Рассмотрим 2 схему: по данной схеме составим сумму. Как это сделать? (от 4 красных кругов отнимаем 3 и прибавляем 8 красных круга другими словами, мы из 2 слагаемого 4 вычитаем 3 и прибавляем 2 слагаемое 8) (4 – 3) + 8 =1 + 8 = 9 Вторую разность и вторую схему учащиеся рассматривают (составляя суммы) самостоятельно. ( 6 + 3) – 2 (6 – 2) + 3, (3 – 2) + 6 Ответ: 7 Проверка по эталону на слайде. Молодцы! Вы уже устали, пора немножечко размяться. ФИЗМИНУТКА Вот немного отдохнули, теперь присаживаемся за свои места и с новыми силами включаемся в работу! |