Организационный момент Подведение к теме урока Определение темы. Постановка цели и задач урока. Работа по теме урока Физминутка Продолжение работы по теме урока. Подведение итогов урока | Приветствую учащихся: “Громко прозвенел звонок Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки шире открываем, слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!” Прежде чем приступить к занятию, я предлагаю отгадать вам ребус: - Молодцы, ребята! - Как вы понимаете значение слова «народный?» - А как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? Верно. Тема нашего урока «Русские народные песни» Какова цель нашего занятия? Что мы узнаем? Что будем уметь, развивать, воспитывать? - Известно ли вам, что такое «фольклор?» Верно. Но существует такое понятие, как Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально-танцевальное творчество народа. Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества. - Как вы думаете, для чего нужна песня? - Правильно, а как же возродилась песня? Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей. - Как вы считаете, кто выступает в качестве героев в русских народных песнях? В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были: Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница. Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания). Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»). - Ребята, а что такое «жанр?» - А какие жанры русских народных песен вам уже известны? - Разумеется, их достаточно много, но сегодня мы рассмотрим некоторые из них. Былины. Это эпические песни о героях-богатырях. - Слышали ли вы когда-нибудь былинные песни? Можете привести пример? Я предлагаю вам послушать одну из них. Учитель даёт слушательскую установку: - Сядьте ровно, облокотитесь на спинку стула, расслабьтесь, положите руки на колени. Слушаем внимательно , не отвлекаемся. Былина о Добрыне (Русичи) - Кому посвящена эта былина? -Что вам больше запомнилось из прослушенного? - Как мы можем понять,что это песня относится к былине? Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий). - Известен ли вам данный жанр? Можете привести пример? Предлагаю послушать обрядовую «Вёснушка моя, весна» и «Каляда» - Как вы думаете,что с помощью этой песни хотел передать народ? - Какое настроение вызвали данные песни? Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах. Прослушаем колыбельную песню «Баю-баюшки-баю» - Знакома ли вам колыбельная? - Какие эмоции вызывает данная песня? Видеоролик «Отдохнём и разомнёмся» для детей Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие). Лирическая песня «сидела Катюшенька» - Какие чувства вызывает у вас данная песня? – Какое настроение передаёт? Почему вызывает чувство грусти,а не радости и веселья? Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства. - Какие частушки вам известны? Русская народная частушка «Заиграй-ка, балалайка» - Что вы представили себе, прослушивая частушку? Какое настроение она у вас вызвала? Какова её идея? - Что же такое «народная песня?» -Для чего её исполняют? -Какие из прослушенных песен вам запомнились и почему? - О каких жанрах русских народных песен мы говорили? - Как мы можем их охарактеризовать? | Учащиеся проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя. Учащиеся тихо садятся за свои рабочие места, настраиваются на учебную деятельность Учащиеся отгадывают ребус - Это «песня» - Народный- это то ,что тесно связано с народом, соответствует духу народа, его культуре. Определяют тему,цель,задачи урока - Фольклор - это народное творчество См. определение на слайде презентации -В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. См. слайд презентации - Богатыри, животные, члены семьи и т.д. Слушают рассказ учителя о героях народных песен, см слайд презентации Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Перечисляют знакомые жанры Приводят примеры былинных песен Принимают слушательскую установку Отвечают на вопросы учителя Слушают рассказ учителя, смотрят слайды презентации Приводят пример Слушают обрядовую песню - Наступление весны и праздника - Радость, веселье, восторг Слушают колыбельную песню Отвечают на вопросы Смотрят видеоролик, выполняют физминутку Слушают рассказ учителя Прослушивают лирическую песню Отвечают на вопросы Приводят свои примеры Слушают частушку Отвечают на вопросы Подводят итоги урока | Слайд 1 (тема,цель,задачи) Слайд 2 |