СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию: "Рыночная экономика".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию: "Рыночная экономика".»


Тема урока: Рыночная экономика.


Цель: создать условия для формирования представления о рыночном механизме регулирования экономики.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся определять термины: спрос, предложение, равновесная цена, конкуренция, закон спроса, закон предложения. Получат возможность определить роль государства в экономике.

Личностные: проявляют устойчивый учебно - познавательный интерес к новым общим способам решения задач;

Метапредметные:

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий, устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логические цепи рассуждений, приводят доказательства. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Оборудование: учебник по обществознанию 8 класс, раздаточный материал, презентация



Ход урока

  1. Организационный момент.

Мотивация: Как называется тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется: 1) конкурентным 2) несовершенным 3) централизованным 4) плановым?

  1. Актуализация знаний. Изучение нового материала.

Вы уже знаете, что общество использует различные варианты организации экономической жизни. Один из способов согласования экономической деятельности людей для решения главных экономических вопросов — рыночная экономика.

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о рыночной экономике, рыночном механизме регулирования экономики.

Вспомните, каковы основные черты рыночной экономики?

Свободный обмен между продавцами и покупателями, стимулированный выгодой от сделки; частная собственность на экономические ресурсы; материальная ответственность участников рыночного обмена за результаты самостоятельно принятых решений (продавцы и покупатели затрачивают свои средства и рискуют ими).


Задание: Найдите в учебнике определение рынка и выпишите его в тетрадь.


Рынок – совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена и потребления.

Для нормальной деятельности рынку необходимы определённые условия.

Условия функционирования рынка



Свободное конкуренция свобода предпринимательской

ценообразование деятельности


Видами и формами бизнеса вы познакомились при изучении курса 7 класса. 




Задание: прочитайте пункт «Конкуренция» на стр. 108-109 и ответьте на вопросы:

- Что такое конкуренция?

Конкуренция — соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле.

Слово «конкур» обозначает особый вид конных соревнований — преодоление различных препятствий. Более знакомое вам слово «конкурс» — состязание, соперничество за достижение определённых преимуществ. Вспомним: конкуренция, борьба между производителями товаров и услуг, существовала уже с первых шагов развития товарного производства. Каждый производитель стремился быстрее продать свой товар на рынке и получить прибыль на вложенные деньги. В рыночной экономике продавцы конкурируют друг с другом, стараясь привлечь как можно больше покупателей. Для этого они стремятся снижать цены, улучшать качество товаров, использовать рекламу.


-Почему конкуренцию считают главным мотором рынка?

Конкуренцию называют главным мотором рыночной экономики. Она позволяет создавать новые и более дешёвые товары и способы их производства, более совершенные технологии.

Вывод:

  • Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, позволяя производителю свободу принятия экономических решений;

  • Конкуренция устраняет попытки отдельных участников рыночного процесса контролировать цены и влиять на них, обеспечивая свободное ценообразование;

  • Конкуренция стимулирует выпуск более дешёвых и качественных товаров;

  • Государство заинтересовано в поддержке и развитии конкуренции.


-Как вы считаете, почему, если конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства, то почему в экономике не воцаряется анархия и беспорядок?

Дело в том, что в условиях рынка производитель подчиняется очень влиятельной силе — диктатуре цен.

Учитель: Для того, чтобы понять, как рождается рыночная цена и как она помогает согласовать поведение участников рынка, необходимо познакомиться с понятиями «спрос» и «предложение».

Как вы думаете, что такое спрос и предложение? А какие определения даются в учебники? Выпишите их в тетрадь.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Предложение – это желание и возможности продавца продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте.

Задание: прочитайте текст на стр. 109-111 и поясните на различных примерах из жизни следующие положения:

а) спрос находится в обратной зависимости от цены;

Основа спроса — потребности, но они ограничены платёжеспособностью покупателя, т. е. той суммой денежных средств, которую он может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара или услуги. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар.

- Объясни, как будет изменяться спрос, например, на шубы или школьные учебники зимой и летом.

Для современной российской экономики характерен постоянный рост цен. При этом потребители не только не уменьшают число покупок, но часто и увеличивают их: например, пользуются сезонными распродажами. Это может быть вызвано ожиданием ещё большего роста цен на товары в ближайшем будущем или исчезновения их из продажи.

Мнение потребителей о качестве товара (вкусы и предпочтения) также оказывает влияние на спрос.


б) предложение находится в прямой зависимости от цены.

Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать.


На предложение оказывают влияние не только цены. Оно также зависит от роста или падения затрат на выпуск продукции. Если затраты предпринимателя, например, на заработную плату работников или сырьё будут возрастать, то производство продукции, равно как и её предложение, по сложившейся цене сократится. Использование более эффективной технологии производства позволит увеличить количество продукции при том же объёме ресурсов и соответственно увеличить предложение.

Проблема: можно ли каким-либо способом влиять на формирование или изменение спроса?

Учитель: между спросом и предложением существует следующая зависимость: когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не всегда растёт спрос. Дело в том, что предложение, т.е. выброс на рынок всё большего числа товаров, определяется, главным образом, производственными факторами: много сырья, высокая производительность, низкая себестоимость. а у потребителя всегда ограниченный спрос, который определяется:

  1. Размерами индивидуального дохода;

  2. Потребностями, необходимыми сегодня;

  3. Модой;

  4. Ценами на товары –заменители.


Следовательно, ещё одним условием функционирования рынка является свободное ценообразование. Продавцы могут свободно устанавливать цены, а покупатели — делать выбор: покупать товар по предложенной цене или нет. Именно цены связывают продавца и покупателя и определяют отношения между ними.


Цены выполняют две основные функции.

Функции цен



Ограничивают потребление

Ресурсов Мотивация для производства


На рынке происходит невидимая глазу сложнейшая работа по выравниванию цен. Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием.

Как это происходит? Поясните на примерах.

Например, на рынке продают зелень – у одних пучок петрушки стоит 10 рублей, у других – 30 рублей(но он свежее). А какую цену можно установить, чтобы продать зелень всю?

Это и есть равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате конкуренции.

Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется равновесной ценой.

Таким образом, какой главный принцип рынка? Сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.

Равновесная (рыночная) цена позволяет уравновесить спрос и предложение на выгодном для участников рынка уровне: производители продают товар с прибылью, потребители приобретают его по требуемому качеству и цене. Так достигается состояние равновесия на рынке. Это состояние неустойчиво, и под влиянием различных факторов спроса и предложения оно может нарушаться. Однако механизм взаимодействия спроса и предложения исправляет нарушенное равновесие.

Каким образом? Если цена товара будет выше равновесной, то излишек товара нельзя будет продать и продавцы будут вынуждены снижать цену до уровня равновесной цены. Если цена будет назначена ниже равновесной, то товар тут же будет распродан, но спрос останется неудовлетворённым и соответственно цена на данный товар будет расти до равновесного уровня.

Главный принцип рынка — сделка должна быть выгодной и продавцу, и покупателю. Благодаря этому все люди достигают наилучшего для себя результата. А каковы же последствия подобного поведения участников обмена для общества в целом, для всей экономики?


«Невидимая рука» рынка

В условиях рынка стимулируемая спросом успешная деятельность производителей обеспечивает неуклонный рост объёма нужных людям и хозяйству страны товаров и услуг. Ресурсы общества, затраченные с пользой, распределяются наиболее рационально. Так устроен рынок — каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества.

Положение, когда участники рынка стремятся обеспечить повышение благосостояния всех, по мере того как каждый продавец и каждый покупатель стремятся удовлетворить личный интерес в отношении своего благосостояния, известный английский экономист Адам Смит называл «невидимой рукой» рынка. Именно она заставляет каждого думать об интересах других, потому что иначе результат труда может оказаться ненужным и вместо выгоды принести убытки. «Невидимая рука» рынка направляет желание отдельных производителей на общее благо.

Подведём некоторый итог изучения действия рынка и его влияния на различные стороны жизни общества.

Рынок соединяет экономически обособленных производителей, которые стремятся обменяться результатами своей деятельности.

Рынок воздействует на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Он даёт ответы на вопросы: что, как и для кого производить?

Рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров и услуг.

Через постоянно меняющиеся цены рынок информирует производителей о возможности получения ими более высокой прибыли, о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые нужно предложить покупателям.

Рынок быстро откликается на потребности в новых товарах. С помощью конкуренции рынок вытесняет из производства старые товары и технологии, не приносящие прибыли, и открывает дорогу новым, более эффективным. Известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер назвал этот процесс «созидательным разрушением».

 Как ты думаешь, почему Шумпетер так назвал упомянутый процесс?

В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется равновесная цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

Рыночное равновесие обеспечивает взаимовыгодный обмен и поощряет эффективную хозяйственную деятельность, способствуя рациональному распределению и использованию экономических ресурсов.

Итак, рынок выполняет важные функции в экономике и является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.


Задание: вам всем приходилась бывать на рынках. Вспомните, торговались ли вы по поводу цен? Если да, то каков итог и как это происходило. Если нет, то почему – стеснялись, не умели, считали ниже своего достоинства или не было нужды?

Каково влияние рынка на различные стороны на различные стороны жизни общества?

Вывод: рынок является одним из эффективных способов регулирования экономической жизни общества.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Установите соответствие между понятиями и определениями:

Понятия

Определения

  1. Спрос

А) сумма денежных средств, которую покупатель может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара

  1. Конкуренция

Б) желание и возможность продавца продать конкретный товар(услугу) в определённое время и в конкретном месте

  1. Платёжеспособность

В) борьба производителей за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров

  1. предложение

Г) желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар ( услугу) в определённое время и в конкретном месте

1. Каковы условия функционирования рынка? 2. Почему конкуренцию считают главным мотором рыночной экономики?

3. Что влияет на спрос и предложение на рынке?

4. Как производители в условиях рынка решают главные вопросы экономики?

5. Каков механизм установления равновесной цены?

6. В чём состоит принцип «невидимой руки» рынка?


Домашнее задание: параграф 20,

3*. Большая часть человечества отдаёт предпочтение рыночному способу хозяйствования. Попробуй найти аргументы в пользу этого выбора.

или

4*. Известный австрийский экономист и философ Ф. Хайек отмечал: «Цены и прибыль — это инструмент, подобно биноклю, помогающий предпринимателю расширить пределы обозреваемого и ведущий к тому, что он с максимальной эффективностью обслуживает потребности совершенно незнакомых ему людей».

Объясни значение этих экономических показателей для деятельности предпринимателя. Приведи примеры, подтверждающие справедливость этого утверждения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!