СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию в 8 классе на тему "Религия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассчитан на 1 час, используется технология контент-анализа. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию в 8 классе на тему "Религия"»




Название этапа

Ведущая деятельность


учителя

учащихся

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся.

Установление зрительного контакта с учащимися

Взаимное приветствие

2 Мотивационный, целевой

Учитель показывает на экране картину Нестерова « Благовещение» с религиозным сюжетом . Задает вопрос:

_Что мы можем увидеть на данной картине?

-В какой тематике написана данная картина?

Правильно- религиозная.

Учитель крепит на доску напечатанное слово «религия» и « культура»задает вопрос:

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове « религия» и «культура». Несколько ассоциаций учитель записывает на доске.

- Действительно, среди ваших ассоциаций есть простые и понятные нам слова. Вы неплохо их находите, но посмотрите, можем ли мы религию записать в столбик с ассоциациями к культуре?

Вот с эти мы с вами сегодня и будем разбираться.

Запишите сегодняшнее число и тему урока: Религия как форма культуры.

Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы сегодня?

Правильно: Мы разбираемся с понятием религия, посмотрим особенности религиозной веры, функции религии, виды религий , связана ли культура и религия между собой?

По ходу сегодняшнего урока ваша задача составить кластер-опорный конспект. Выдает форму.


Учащиеся рассматривают картину и отвечают на вопросы.








Говорят ассоциации.












Пишут тему






Формулируют вопросы:

-Что такое религия?

-Какова роль религии в жизни человека?

  1. Изучение нового материала

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение»). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.


Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».


Попробуйте самостоятельно определить смысл слова «религия», опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (записать в тетради).

-Почему люди верят во вмешательство сверхъестественных сил?

- Основа религии – вера (личное, эмоциональное отношение человека к какой-либо информации, которую он признает обоснованной без доказательств).Давайте посмотрим в чем особенности религиозной веры и основные элементы религии. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик https://ok.ru/video/1080992534977 и попробовать сформулировать ответ на вопрос «Что такое вера?»( 3 мин.)

Учитель показывает слайд презентации, на котором изображены картинки ( заповеди, обряд крещения, храм)

-как вы думаете, какое отношение эти картинки имеют к религии?

-Правильно-это элементы веры и религии в целом.


Итак, теперь наша задача разобраться с видами религий.

Предлагаю разобраться с ними с помощью метода контент-анализа. На каждую парту одного ряда я даю текст ( всего 3 вида)Прочитайте. Подчеркните слова в тексте, которые вам встретились не один раз. Выполните задания после текста.( 5 минут)

Учитель организовывает беседу с учащимися, по ходу беседы заполняется опорный конспект.( приложение 2)( в ходе беседы акцентирует внимание, что на Южном Урале представлены все виды мировых религий)

Итак, нам осталось разобраться с ролью религии в культуре. Ребята, у вас есть предположения ответа на данный вопрос?

Конечно, ролью будет являться:

1 удовлетворение духовных потребностей человека.

2.Поддержание стабильности в обществе.

  1. Дает нравственные ориентиры для поведения людей.

  2. Развитие культурных традиций.

Скажите, пожалуйста, можем ли мы назвать религию формой культуры?


- в Конституции РФ провозглашена свобода совести, а знаете ли вы что это означает?

Это право человека на свободу вероисповедания. Никто не может человека заставить верить или заставить отречься от своей веры.

















(предполагаемые ответы детей: для меня религия – это вера и эта связь между мною и Богом).




Записывают определение в тетрадь







Пытаются ответить на вопрос







Учащиеся смотрят ролик и с помощью учителя формулируют, что вера-это безоговорочное признание Бога как творца. Определение записывают в кластер



Отвечают:

-Это составные части религиозной веры. Дополняют свой кластер.



Читают 3 минуты.

Обсуждают








Читают, выполняют контент-анализ






Заполняют кластер

Формулируют тезисы












Отвечают на вопрос.




Высказывают предположения

Этап рефлексии

Ну что же, мы прошлись с вами по всем нашим сегодняшним вопросам, давайте посмотрим, насколько успешно. Сформулируйте один вопрос в рамках нашей темы, ответ на который вы знаете. Запишите его на листочке. Поменяйтесь вашим вопросом с соседом по парте. Ребята, ответьте на вопрос. Поменяйтесь обратно. Поднимите руку те, на чей вопрос ответ получен верный. Молодцы! В зависимости от полноты ответа поставьте друг другу оценку.

Выполняют работу

Домашнее задание

Учитель комментирует и инструктирует выполнение домашнего задания :

Д.З. прочитать параграф учебника, выяснить чем мировая религия отличается от национальной.












Приложение 1





Текст для контент-анализа

В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения. Отличительными признаками истинной религии являются доброжелательность, любовь, правдивость, чистота, великодушие, доброта, освобождение от страдания. Да победит он ( человек) недоброе - добрым, да победит он скупость щедростью, правдой - лжеца. Свяжи себя с добром. Жизнь-есть страдание, не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной и твоего страдания. Даже если я - Будда, я не могу ни смыть с кого-то деяния, ни стереть страдания существ рукой. Высшая цель человека-избавление от страданий. Человек должен достичь состояния свободного от страдания-нирваны. Нирвана –есть цель каждого человека.» Счастье не зависит от того, кто вы есть или что у вас есть. Счастье зависит исключительно от того, что вы думаете, счастья не становится меньше, если им делишься. Ненавистью не одолеть ненависть; лишь любовью ненависть побеждается. Это вечный закон.



Задание :1. Подчеркните слова в тексте, которые вам встретились не один раз ( Что они означают? Почему так часто встречаются?)

  1. Подумайте, какой религии принадлежат данные изречения?

  2. Кто является основателем данной религии?

  3. Выделите содержательные единицы.















Текст для контент-анализа

«Бог создал мир. В человек есть искра Божья – душа. Она вечная и после смерти тела не умирает. Первым созданным Богом людям душа была дарована чистой и незамутненной. Молиться о душе бессмысленно. Никто душу твою не спасёт, если сам о себе не позаботишься. И Царствия Божия никто не принесёт и не даст тебе, если сам его не отыщешь." То небо о котором говорю, внутри каждого и вне каждого, и Царствие Божие в этом небе и никаком другом. И далеко за ним идти не требуется, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо Царствие Божие внутрь каждого есть." Человек ведет греховную жизнь, нарушая 10 заповедей Божьих (гордыня, чревоугодие, почитание ближних и тд.)Заповеди даны для маловерных, в которых не вмещается Слово Божие, дабы уберечь их от преступлений. Истинно любящий своего Отца Небесного чист душою и в заповедях не нуждается. Для искупления грехов необходимо вести праведную жизнь – не нарушать Божьи заповеди, каяться в содеянном и молиться за искупление души. Если человек ведет неправедную жизнь, то после смерти он попадет в ад. Бог – милостив. Верь. Мало в тебе веры истинной. Говорю же тебе, что быть маловерным хуже, чем не верить вовсе. Ибо Бога отрицая, к Богу придёшь."



Задание :1. Подчеркните слова в тексте, которые вам встретились не один раз ( Что они означают? Почему так часто встречаются?)

2. Подумайте, какой религии принадлежат данные изречения?

3. Кто является основателем данной религии?

4. Выделите содержательные единицы.































Текст для контент-анализа



Я был направлен к людям в лучший из веков их, живу. У меня есть имя: я — Мухаммад, которым Аллах сотрет неверие. После меня уже не будет пророка.  Не ищите пороков друг в друге и не желайте того, чем владеет другой, и не завидуйте и не будьте вероломны или равнодушны, а будьте слугами Аллаха .  Глубокая мудрость — это страх перед Богом. Совершайте джихад во имя Аллаха. Самый блистательный джихад — это победа над самим собой. Совершай 5 раз в сутки намаз. Намаз чистит душу, дарит радость. Лучшее богатство — это богатство души; лучшее достояние — это благочестие души; самая глубокая мудрость — это страх перед Аллахом. Не завидуйте друг другу; не испытывайте ненависти по отношению друг к другу; не отворачивайтесь друг от друга. Подавайте милостыню. Не откладывайте подачу милостыни-это добро. Доброе дело — это то, что вызывает улыбку радости на лице другого человека. Лучший тот, кто лучше всех относится к своей семье, поддерживает связи со своей семьей.

Задание :1. Подчеркните слова в тексте, которые вам встретились не один раз ( Что они означают? Почему так часто встречаются?)

2. Подумайте, какой религии принадлежат данные изречения?

3. Кто является основателем данной религии?

4. Выделите содержательные единицы.( словосочетания, слова, отражающие основной смысл религии)